Программа кружка"Таинственный мир нашей планеты"
методическая разработка (4 класс)

Кривкова Ирина Вильевна

Для работы по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_tainstvennyy_mir_nashey_planety.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

I .Пояснительная записка

Программа кружка «Таинственный мир нашей планеты» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным

дисциплинам, экологическую культуру.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

междисциплинарности,  который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Таинственный мир нашей планеты» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения.

Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Изучение природы родного края.

Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы 9-10 лет.

Занятия проводятся 1 часа в неделю, что составляет 34 часа в год.

Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 25 человек.

II. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общ. кол-во час.

В том числе

теория

практика

1

Чудеса света.

5ч.

5

-

2

Как мы узнаём, что перед нами.

2ч.

2

-

3

Времена года

4ч.

1

3

4

Как ты узнаёшь мир

2 ч.

1

1

5

Обитатели морей и океанов

3 ч.

2

1

6

Что нас окружает

6 ч.

6

-

7

Живые обитатели планеты.

8 ч.

6

2

8

Хранилище знаний. Проекты.

3ч.

-

3

9

Итоговое занятие

1ч.

-

1

ИТОГО:

34

23

11

Календарно- тематическое планирование

Название тем

Часы

Дата

план

факт

1-5

Чудеса света. (5ч.)

5,12,19,26,2

Как мы узнаём, что перед нами (2ч.)

6-7

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

9,16

Времена года (4ч.)

8

Приметы осени. Листопад.

23

9

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

30

10

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.

7

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

14

Как ты узнаёшь мир (2 ч.) 

11

Органы чувств человека

21

12

Память – хранилище опыта. Ум.

28

Обитатели морей и океанов(3 ч.) 

13

Дельфины.

14

Скаты и медузы.

15

Киты.Касатки.

Что нас окружает(4 ч.)

16

Город (село) и его особенности.

17

Взаимосвязь людей разных профессий.

18

Зависимость человека от природы.

19

Три состояния воды.

Живые обитатели планеты (8 ч.)

20

Растения,  животные, человек – живые организмы.

21

Сходство растений и животных.

22

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

23

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

24

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

25

Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру. 

26- 27

Царство грибов.

КТД (3 ч.)

28

Проект

29

Свойства предметов, их части и действия с ними.

30-31

Книга хранит знания и опыт людей.

32-33

Правила безопасного поведения на улице. Итоговое занятие . Игра «Поле чудес»

I I I. Содержание программы

Содержание курса «Таинственный мир нашей планеты» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете.

При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

   Учебный курс «Таинственный мир нашей планеты» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

IV.Результаты реализации  программы

К концу обучения  по данной программе  кружка  учащиеся смогут:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • бережно и ответственно относится к окружающей среде.

Планируемые результаты

     Личностными результатами изучения кружка «Таинственный мир нашей планеты» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Таинственный мир нашей планеты» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД: 

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по самостоятельному  плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: 

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  •  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД: 

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи .
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

V. Методическое обеспечение программы

Методы и формы обучения.

   Применение системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки.

   В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

   Программа предусматривает проведение уроков-игр.

   Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

  Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания.

   Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

 Формы проведения занятий

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

выявить уровень знаний учащихся о природе;

  • выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
  • определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы: распределение работы между участниками;

  • умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
  • владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
  • умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формы контроля

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются:

 соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

VI. Список используемой литературы

для учащихся

  1. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
  2. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
  3. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
  4. Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
  5. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
  6. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

для учителя

  1. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
  2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
  3. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
  4. Л.Экономов. Мир наших чувств
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя
  6. А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Экранно-звуковые пособия:

  1. Презентация «Человек как часть природы»
  2. Презентация «Что такое снег?»
  3. Презентация «Мой город в разное время года»
  4. Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
  5. Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
  6. Презентация «Звери и растения нашего края»,презентация «Красная книга»
  7. « Обитатели океанов и морей».

Материально-технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________  Т.К. Инусилова  

Протокол  № 1

 от «  » августа   2021 г.

«Согласовано»

заместитель директора  

по воспитательной работе

МОУ «СОШ «№ 61 »

_________   В.С.Шеленок  

« »   августа        2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «СОШ № 61»

__________Т.В.Зузлова    

Приказ№ от «31» августа20 21г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Планета Земля»

для обучающихся 4 «Г» класса

 Направление –  общеинтеллектуальное                          

Вид внеурочной деятельности – познавательная деятельность

Возраст учащихся 9-10 лет

Срок реализации –1 года

Автор:

учитель начальных классов

Кривкова И.В.

«Принято»

на заседании педагогического совета

                                                                                                             Протокол  № 1                                                            от «  »  августа 2021 г.

г. Саратов

2021  - 2022   учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Планета книголюбов".

Данный кружок рассчитан для учащихся 2-4 классов. Целью кружка является повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов....

Программа работы кружка "Дружат дети на планете"

План работы кружка на учебный год....

Программа кружка "Планета Здоровье" для 1-4 классов.

Программа кружка "Планета Здоровье"...

Программа кружка по внеурочной деятельности "Планета загадок"

Программа кружка «Планета загадок» позволяет в большем объёме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля....

Программа кружка "Планета творчества"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Программа кружка по внеурочной деятельности "Планета игр"

Программа кружка внеурочной деятельности "Планета игр", материал предполагается использовать во время динамических пауз у первоклассников...