Воспитательное мероприятие в рамках акции "Читаем детям о войне", "Рассказ Ю. Яковлева "Девочки с Васильевского острова""
план-конспект занятия (3 класс)
Воспитательное мероприятие с применением проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательное мероприятие с применением проблемных ситуаций | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Конспект воспитательного мероприятия
Тема «Акция «Читаем детям о войне. Рассказ Ю. Яковлева «Читаем детям о войне»»
Дата: 05.05.2022г
Класс: 3 класс
Цели: в рамках акции «Читаем детям о войне» способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады и годы Великой Отечественной войны, знакомство с Ю. Яковлева на примере его произведения «Девочки с Васильевского острова», формирование интереса к чтению произведений писателей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством писателей о Великой Отечественной войне.
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю своей страны, значения понятий рассказ, познакомиться с произведением Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»,
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Ход мероприятия
- Организационный момент
У: - Ребята, мы с Мариной Максимовной рады вас приветствовать в школьной библиотеке. Сегодня у нас не обычное занятие. Оно посвящено большому празнику, который совсем скоро будет отмечать вся наша страна.
II. Актуализация умений и знаний.
У: - Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
О: - День Победы.
У: - Дата начала Великой Отечественной войны?
О: - 22 июня 1941 года, фашисты напали на Советский союз.
У: - Дата окончания Великой Отечественной войны?
О: - 9 Мая 1945 года.
У: - Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
О: - Прошло 77 лет.
У: - Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
О: - Потому что всё Отечество поднялось на защиту своей Родины.
У: - Почему люди до сих пор помнят эту войну?
О: - Эта войне была очень страшной, погибло много людей.
У: - Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
О: - Мы защищали свою Родину, свой дом.
У: - Что есть Родина для каждого из нас?
О: - Это наша страна, посёлок, школа, наш дом.
У: - Ребята, в эти самые минуты во многих школах нашей страны и ближнего зарубежья проходит акция «Читаем детям о войне», Наша акция «День чтения» будет посвящена 77-летнему юбилею со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы будем рассказ Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”
У: -А чтобы содержание этого рассказа вам было более понятным, сначала мы поговорим о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому чтоочень часто можно услышать такие слова (Слайды 3-5):
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. (Слайды 5-11)
У: - Ребята, а может быть действительно, не стоит так часто вспоминать события, которые давно прошли? Может быть нужно жить настоящим, ведь в нашей жизни много проблем? Как вы считаете?
О: - Да, всегда одно и тоже.
О: - Нет, мы должны помнить подвиг наших прадедов и прабабушек.
- Открытие новых знаний и умений
У: - Я предлагаю вам, разрешить ситуацию, с помощью небольшого рассказа Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Знаете ли вы, что такое с Васильевский остров?
О: - Нет.
У: - Это одно из центральных мест Санкт-Петербурга, в прошлом Ленинграда, который почти 900 дней и ночей находился в блокадном кольце.
У:- 22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).
Слайды 12-16
У:- Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.
Слайд 17
У:- Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.
Слайд 18
На печке и на стенах лёд.
Молчит всё время репродуктор.
Блокада. Сорок первый год.
Сегодня выдача продуктов.
Никак не выйти в магазин,
Хотя он с нашим домом рядом.
На улице совсем вблизи
Ложатся снова артснаряды.
Мороз опять сковал меня.
Во что бы потеплей одеться?
Живу на линии огня
И не могу никак согреться…
Слайд 19
Но самым страшным испытанием стал голод…
С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Слайды 20
У: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. На этой тарелке лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…
Слайды 21-25
У: Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.
Слайд 26
У: Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
Слайды 27-28
У: Мы сегодня будем читать рассказ Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова».
У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?
О: - О дружбе двух девочек во время блокады.
У: - Вы знаете кого-нибудь , кто жил в этом городе вл время войны.
О: - Да, Таню Савичеву.
У: - А что вы о ней знаете.
О: - Ответы обучающихся.
У: - Да, действительно, это рассказ о ней. . Но прежде я немного расскажу Вам об этой маленькой девочке и её семье.
…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сравнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Слайд 29
Таня все чаще открывала свою записную книжку:
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
У: - Готовы узнать эту историю?
О: - да.
(Читаю первую часть рассказа)
У: - Кто главная героиня рассказа?
Слайд 30
О:- Главные героини рассказа - Валя Зайцева – девочка, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Таня Савичева – девочка, которая жила в блокадном Ленинграде. Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой.
Чтение второй части рассказа.
У: - куда отправилась Валя Зайцева?
О: - На строительство памятника людям погибшим в блокаду.
Слайд 36-37
У: - Верно. Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.
(Заканчиваю чтение рассказа. Беседа по содержанию.)
- Физкультминутка.
У: - Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите правую ручку вверх, теперь левую ручку вверх, встаньте на носочки присаживайтесь.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Вопросы по произведению:
У: -Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?
О: - Это очень крепкая дружба.
У: - Дружба Веры и Тани реальна?
О: - Да.
У: - Но почему же вера всегда говорит, что мне так рассказывали?
О: - На самом деле, Вера живёт после Тани.
У: - Верно, но она гордится тем, что живёт рядом с местом, где жила Таня. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?
О: - Чтобы о её семье не забыли. И это помогало ей чувствовать себя нужной в этом мире. Давало надежду на спасение.
У: За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?
О: - Для Вали это был поступок от чистого сердца.
У: Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?
О: - В городе было много таких смелых, стойких людей, которые ни за что бы не сдались.
У: - Я позволю себе задать второй раз вопрос: «Дружба Веры и Тани реальна?»
О: - Всё таки нет.
О: - Да.
О: - А мне, кажется, что связь между поколениями невозможно разорвать. И хотя Тани уже не было в живых, мы тоже бы хотели с ней дружить. И гордились этой с василеостровской девчонкой.
У: - Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?
О: - Потому, что Таня проявила огромное мужество, она продолжала вести летопись своей семьи, несмотря ни что.
- Рефлексия.
У: - Ребята, вы сегодня узнали что-нибудь новое?
У: -О чём вас заставил задуматься этот рассказ?
У: - А теперь вернёмся к вопросу, с которого мы начали наше мероприятие. Стоит ли вспоминать так часто события Великой Отечественной войны?
О: - Конечно.
У: - Я предлагаю почтить всех погибших в годы великой Отечественной войны минутой молчания.
(Минута молчания).
- Подведение итогов мероприятия.
У: - Ребята девиз акции «Читаем детям о войне» - Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказать детям о войне, им будет, что помнить». Я надеюсь, что вы станете постоянными гостями нашей библиотеки. В ней для вас найдётся много интересных книг, из которых вы также сможете узнать о ваших ровесниках-героях.
Всем, кого история Вали и Тани не оставила равнодушными, я предлагаю написать письмо девочкам. Пусть это будет письмо в прошлое, но ведь наши героини так и дружили.
У: - «Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете» - говорил А.Т. Твардовский. Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы ВСЁ должны помнить. Мы, как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!
Мы помним и гордимся нашей историей. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стрелка Васильевского острова
Материал поможет учителю начальной школы рассказать об истории Стрелки....
Методическая разработка - воспитательное мероприятие "Поселковый конкурс чтецов «Дети читают стихи», посвящённый Году детства в Югре" (положение+сценарий)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение о поселковом конкурсе чтецов «Дети читают стихи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок организации и проведения Конкурса.2. Организатором Ко...
Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках ГЭП «Формирование транспортной культуры» "КУДА СПЕШАТ КРАСНЫЕ МАШИНЫ"
Цель: обобщение сформированных в течение учебного года элементов культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся начальной школы...
Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».
Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...
Воспитательное мероприятие в 4 классе "Давно закончилась война"
Давно закончилась война… Цели и задачи:Ø развитие и расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;Ø воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;Ø ак...
внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "Путешествие по рассказам М.М. Пришвина"
Конспект разработан на основе конспекта: Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной...
Воспитательное мероприятие, посвященное годовщине начала Великой Отечественной войны "Эхо войны"
Данное мероприятие разработано для учащихся 1-4 классо для реализации патриотического воспитания школьников....