Программа "Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка (3 класс)
Программа волонтерской деятельности "Жизнь дана на добрые дела"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhizn_dana_na_dobrye_dela.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Рабочая программа по волонтерской деятельности
«Жизнь дана на добрые дела»
3 класс
Социальное направление
Автор
Учитель начальных классов
Матюхина Юлия Эдуардовна
2022 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребенок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, можно объединиться тем, кто не равнодушен к проблемам других людей. Для этого и была создана программа «Жизнь дана на добрые дела».
В основе программы лежат следующие документы:
• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
• Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Закон РФ "Об образовании"
• Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
• Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Цель программы:
- Формирование позитивных установок учащихся на волонтерскую деятельность.
- Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Планируемые результаты:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с материалом, учить работать по предложенному плану.
- Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности
- Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
дополнительные материалы, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы со сверстниками.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
В результате освоения программы обучающиеся будут
знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров,
- основные направления деятельности волонтерских отрядов,
- основные формы работы волонтеров.
уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;
- проводить акции, направленные на формирование ЗОЖ
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами
и правилами уважительного отношения;
- принимать общечеловеческие ценности;
Направления волонтерской деятельности
Просветительская деятельность:
- выпуск стенгазет;
- выступления перед младшими классами;
- заметки на школьном сайте.
Трудовая деятельность:
- организация рейдов по уборке территории школы;
- организация рейдов по этажу для начальной школы.
Спортивная деятельность:
- участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях
- помощь в организации подвижных игр с первоклассниками.
Шефская деятельность:
- организация просветительских и социокультурных мероприятий для
пожилых людей, ветеранов, младших классов.
Охранно-природная деятельность:
- уход за растениями в классе, на этаже начальной школы;
- помощь в уходе за цветами и кустарниками на школьном участке.
Образовательные технологии и методы:
- Технология проектов;
- Технология коллективного взаимообучения и технология
сотрудничества;
- Здоровье сберегающие технологии;
- Технология проблемного обучения
- Технология развития критического мышления;
- Технология исследовательской деятельности
Программа содержит теоретические и практические занятия. Освоение программы “Жизнь дана на добрые дела” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательной школы.
Количество детей на занятиях 15-20 человек. Программа рассчитана на 136 часов, занятия проводятся 4 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Перечень тем занятий | Теория | Практика | Виды деятельности |
1-2 | Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара) | 2 ч. | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке задач | |
3-4 | Помощь в подготовке и проведении кл.часов «Жертвам Беслана посвящается…» | 1ч. | 1ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика |
5-6 | История волонтерского движения в России. (Беседа). Организационное заседание № 1 волонтерского отряда. | 1ч. | 1ч. | Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Создание ситуации успеха. |
7-8 | Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей» | 2ч. | Спортивно-оздоровительная. Создание ситуации успеха | |
9-10 | Создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте школы и в «Волонтерском вестнике» | 2ч. | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. | |
11-12 | Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне | 1ч. | 2ч. | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества |
13-16 | Подготовка и проведение Акции «Осенний уик-энд». (Помощь пожилым людям) | 4ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | |
17-20 | Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам пед.труда) | 4ч. | Благотворительный концерт | |
20-21 | Помощь в подготовке праздника к Дню Учителя | 2ч. | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества | |
22-23 | Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки» | 2ч. | Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. | |
24-25 | Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам» | 1ч. | 1ч. | Выставка |
26 | День самоуправления | 1ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | |
27-28 | Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек «Живи, книга» | 2ч. | КТД | |
29-31 | Подготовка и выступление агитбригады по ПДД (внутри школы и детских садах) | 1ч. | 2ч. | Музыкально-литературная композиция |
32-33 | Помощь в подготовке кл.часов к Дню памяти жертв политических репрессий | 1ч. | 1ч. | Научно-исследовательская |
34-35 | Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника» | 2ч. | Взаимообучение, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | |
36-37 | Организация спортивных игр на осенних каникулах | 2ч. | Спортивно-оздоровительная. Использование коллективных форм организации деятельности | |
38-39 | Заседание № 2 волонтерского отряда. Тренинг. | 2ч. | Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | |
40-41 | Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11) | 1ч. | 1ч. | Сбор эмпирической информации |
42-43 | Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» (20.11) | 1ч. | 1ч. | Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. |
44-47 | Акция «Согреем ладони, разгладим морщинки» | 4ч. | Научно-исследовательская | |
48-51 | Мероприятия ко Дню матерей России (27.11) | 4ч. | Сбор эмпирической информации | |
52-55 | Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12) | 1ч. | 3ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика |
56-59 | Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню инвалидов «Разное детство» (3.12) | 4ч. | Сбор эмпирической информации | |
60-61 | Творческий отчёт к Дню волонтёров России (5.12) | 2ч. | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. | |
62-63 | Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12) | 2ч. | Сбор эмпирической информации | |
64-65 | Акция «Новогодняя игрушка» | 2ч. | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | |
66-69 | Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом» | 4ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | |
70-71 | Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника» | 2ч. | Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | |
72-73 | Заседание № 3 волонтерского отряда. Тренинг «Я и команда» | 2ч. | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. Взаимообучение. | |
74-75 | Январские забавы. Зимние игры | 2ч. | Групповые игры. Спортивно-оздоровительная. | |
76-78 | Операция «Снежок» (Помощь пожилым людям в уборке снега) | 3ч. | Трудовая деятельность | |
79-81 | Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы» | 3ч. | Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. | |
82-83 | Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами» | 2ч. | Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | |
84-90 | Подготовка и проведение мероприятий к Дням воинской славы России | 2ч. | 4ч. | Сбор эмпирической информации |
91-95 | Подготовка и проведение мероприятий «Для милых дам» | 1ч. | 4ч. | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности |
96-97 | «Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся | 2ч. | Досугово-развлекательная деятельность | |
98-99 | Мероприятия к Международному дню Счастья (20.03) | 2ч. | Интеллектуальный марафон | |
100-101 | Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника» | 2ч. | Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | |
102-103 | Заседание № 4 волонтерского отряда. | 2ч. | Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий | |
104-105 | Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья (7.04) | 2ч. | Групповые игры | |
106-107 | Трудовая Акция «Школьный двор» | 2ч. | Трудовой десант. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика | |
108-111 | Мероприятия к Международному дню памятников и исторических мест (18.04) | 1ч. | 3ч. | Научно-исследовательская Сбор эмпирической информации |
112-115 | Акция «Круговая порука Добра» | 1ч. | 3ч. | КТД |
116-120 | Акция «Георгиевская ленточка» Вахта Памяти | 5ч. | Использование групповых и коллективных форм организации деятельности | |
121-122 | Экологический десант «Цветущий май» | 2ч. | Трудовая деятельность | |
123-126 | Мероприятия по подготовке и проведению Акции «Письмо водителю» | 1ч. | 3ч. | Акция |
127-130 | Школьные олимпийские игры | 4ч. | Спортивно-оздоровительная. Групповые игры | |
131-136 | Творческий отчёт волонтерского отряда | 2ч. | 4ч. | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь дана на добрые дела
Тема: “Жизнь дана на добрые дела” классный часЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие ...
Жизнь дана на добрые дела
Это мероприятие учит детей быть добрыми, отзывчивыми к своим близким и к окружающим им людей. На данных примерах они получают наглядные поступки....
Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела."
Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела". Лёгкая, расслабляющая музыка, пословицы о добре, сравнение добра и зла, притча о злом юноше......
Жизнь дана на добрые дела
классный час по этике...
Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс.
Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс. Цели:показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся...
Внеклассное мероприятие "Жизнь дана на добрые дела"
"Жизнь дана на добрые дела" Представлю вашему вниманию урок-конспект воспитательного мероприятия проведенного по учебно-методическому комплекту (УМК) «Все цвета, кроме черного». Материалы УМК...
проект "Жизнь дана на добрые дела"
Общества, где не ценят традиции, пренебрегают своим прошлым, никогда не являются долговечными. В лучшем случае их распад приводит к обретению заново когда-то отброшенного исторического наследия....