Алгоритм действий и план работы с одарёнными детьми
методическая разработка
Алгоритм действий для уточнения предположений одарённости данного ребёнка и индивидуальный план работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Моно-интервью
Алгоритм дальнейших действий для уточнения предположений одарённости данного ребёнка:
ФИО ребенка / возраст: Мкртычян Алексей возраст: 10 лет | ||
№ | Вопросы моно-интервью для педагога | Да /нет /примечание |
Задает много вопросов? | да | |
Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов? | да | |
Обладает массой разнообразных сведений? | да | |
Любит метафоры и абстрактные идеи? | да | |
Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким? | да | |
Необычно сильно огорчается при несправедливости? | нет | |
Интересуется, проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами? | да | |
Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он/она сделали? | нет | |
Испытывает замешательство (если открыто не отказывается) перед задачей механической обработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии? | нет | |
Критикует идеи других? | нет | |
Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от «совершенства»? | да | |
Кажется одиноким/одиночкой? | да | |
Скучает и часто ничем не занимается? | нет | |
Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении? | нет | |
Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать/изучать? | нет | |
Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места? | нет | |
Погружается в мечты? | да | |
Схватывает очень легко? | да | |
Любит решать загадки и проблемы? | да | |
Бывает «неудобным» учеником? | нет | |
Имеет свое мнение, как что-то следует сделать? | да | |
Много говорит? | нет | |
Нравится обсуждать проблемы? | да | |
Успевает быть успешным в разных видах деятельности? | да |
ФИО ребенка: Мкртычян Алексей
Показатель по анкете «МОНО-Интревью»___58,3%____________________
ФИО ребенка / возраст: Курасов Павел возраст 10 лет | ||
№ | Вопросы моно-интервью для педагога | Да /нет /примечание |
Задает много вопросов? | да | |
Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов? | да | |
Обладает массой разнообразных сведений? | да | |
Любит метафоры и абстрактные идеи? | нет | |
Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким? | да | |
Необычно сильно огорчается при несправедливости? | нет | |
Интересуется, проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами? | да | |
Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он/она сделали? | да | |
Испытывает замешательство (если открыто не отказывается) перед задачей механической обработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии? | нет | |
Критикует идеи других? | нет | |
Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от «совершенства»? | да | |
Кажется одиноким/одиночкой? | нет | |
Скучает и часто ничем не занимается? | нет | |
Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении? | нет | |
Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать/изучать? | нет | |
Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места? | нет | |
Погружается в мечты? | нет | |
Схватывает очень легко? | да | |
Любит решать загадки и проблемы? | да | |
Бывает «неудобным» учеником? | нет | |
Имеет свое мнение, как что-то следует сделать? | да | |
Много говорит? | да | |
Нравится обсуждать проблемы? | да | |
Успевает быть успешным в разных видах деятельности? | да |
ФИО ребенка: Курасов Павел
Показатель по анкете «МОНО-Интревью»______54%______
Вне зависимости от анкеты по моим наблюдениям - Алеша и Павел с признаками одарённости, но выделяются разные области интересов учебных предметов. У Алеши математика, русский, литература. У Паши – окружающий мир, конструирование.
Дальнейшие действия педагога (развернутый план действий по отношению к этому ребенку):
2. Алгоритм работы
По мнению ученых, практически каждый человек талантлив от природы. Однако часто талантливость остается невостребованной. Задатки ребенка так и не превращаются в способности, и детская одаренность не развивается и гаснет. Одаренные дети требуют пристального внимания и профессионализма в работе окружающих их взрослых. Работа с таким ребенком должна быть направлена на оказание помощи в осознании и использование своих внутренних резервов.
Алгоритм деятельности по планированию и организации индивидуальной программы развития ученика средствами учебного предмета
- Сначала необходимо определить актуальный уровень обученности учащихся, уровня обучаемости на материале предметов.
- По результатам анализа начинать целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня параметров учебного успеха этих учеников (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации).
- Далее следует выбор комфортных для ученика заданий (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения ЗУН).
- По итогам наблюдений и диагностики необходима работа с родителями и привлечение их к работе с детьми. Немаловажной является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
- В феврале-марте снова проводятся контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и оцениваем динамику изменений этих параметров.
- Для того чтобы помочь ребенку поверить в себя, необходимо дать ему возможность самовыражения в школе. Нужно создать ситуацию, где одаренность ребенка была бы не просто видна, а работала на его развитие. Ребенок должен заниматься тем, от чего он получает радость.
Проектирование индивидуальной программы развития обучающегося
Для развития индивидуального стиля учебной деятельности можно вести целенаправленную работу по следующим параметрам
Для этого необходимо выполнять требования к организации образовательного процесса, позволяющие целенаправленно развивать индивидуальный стиль учебной деятельности ученика средствами учебных предметов.
Параметры | Деятельность учителя |
Внимание | Отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания |
Память | - изучить опыт применения мнемотехники; - использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно — эмоциональную и наглядно-образную; - не употреблять указаний «выучить материал», — конкретизировать задание |
Модальность | Использовать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.) |
Функциональное доминирование полушарий | Дифференцировать используемые задания - какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включения обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задания |
Коммуникативные ОУУН | Проговаривание хода работы учениками!
|
Организационные ОУУН |
Чаще оценивать работу ученика с тетрадью!!! |
Информационные ОУУН |
|
Мыслительные ОУУН |
|
Уровень и вектор мотивации |
|
Так как показатель по анкете «МОНО-Интервью практически одинаков у Мкртычян Алексея, Курасова Павла план работы для них можно представить примерно одинаковым.
Приведу пример плана индивидуального образовательного маршрута по подготовке Мкртычян Алексея к муниципальным олимпиадам.
3. План индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Мкртычян Алексея, ученика 3- класса
Цель: подготовить ученика к участию в муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературному чтению
№п\п | Наименование мероприятия | Сроки | Планируемые результаты | Форма контроля | Ответственные |
1 | Анализ результатов участия в конкурсах, олимпиадах прошлого года | сентябрь | Мотивация на участие в олимпиаде | беседа | Учитель |
2 | Составление плана работы по подготовке к участию в олимпиадах | сентябрь | План работы по выбранной теме | беседа | Учитель |
3 | Дифференцированная, индивидуальная работа на уроках | постоянно | Подготовка, мотивация к участию | Текущая работа с учащимся | Учитель |
4. | Участие в классном конкурсе чтецов на тему «Осень» | октябрь | Конкурс | Учитель | |
5 | Индивидуальная работа по подготовке к олимпиадам во внеурочное время | Октябрь-ноябрь-декабрь | Подготовка, мотивация к участию | Работа с олимпиадными материалами, консультации | Учитель |
6 | Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по русскому языку: классная олимпиада, | ноябрь | Участие в конкурсе | Проведение мероприятия | Учитель |
7 | Школьная олимпиада по русскому языку | ноябрь | Участие | Проведение олимпиады | Учитель, завуч |
8 | Игра-конкурс «Русский медвежонок» | ноябрь | Участие, мотивация на результат | Проведение конкурса | Учитель |
9 | Участие в муниципальной олимпиаде по русскому языку | декабрь | Готовность к самореализации в олимпиадном движении | Члены комиссии | |
7. | Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по литературному чтению: Брейн-ринг по сказкам | декабрь | Участие в конкурсе | Проведение мероприятия | Учитель |
8 | Классная олимпиада по литературному чтению | декабрь | Участие в конкурсе, мотивация на результат | Проведение олимпиады | Учитель |
9. | Школьная олимпиада по литературному чтению | январь | Участие в конкурсе, мотивация на результат | Проведение олимпиады | Учитель, завуч |
10 | Участие в муниципальной олимпиаде по литературному чтению | январь | Готовность к самореализации в олимпиадном движении | Члены комиссии | |
Итог: Мкртычян Алексей в 2016-2017 учебном году – Призер муниципальной олимпиады по русскому языку, Победитель муниципальной олимпиады по литературному чтению. 3 место по школе в Российском конкурсе – игре «Русский медвежонок»
Для Курасова Павла по подготовке проекта (не конкретизирую этот пример) необходимо:
- Составить план занятий с ним, учитывая тематику его самообразования, склонности (естественно - научные), психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить, практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
- Заключение
Учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны соответствовать потребностям этих детей. В них должны быть предусмотрены
-- широкие вопросы, темы или проблемы;
-- применяться междисциплинарный подход;
-- углублённое изучение тех проблем, которые выбраны самими учениками
-- развитие умения самостоятельно работать;
-- развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;
-- насыщенность заданиями открытого типа и творческими;
-- развитие исследовательских умений;
-- творческие работы;
-- поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
-- поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
-- поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
-- оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
-- организация мониторинговых наблюдений за психическим развитием и здоровьем;
-- большое значение имеет создание нормальных условий для социального созревания ребёнка (коллектив, общественная работа и т.п.).
А педагогу необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одарёнными детьми
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....
План работы с одарёнными детьми 2 класса
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
План работы с одарёнными детьми.
Одарённые дети требуют особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....
План работы с одарёнными детьми.
Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....
план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год
данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...
план работы с одарёнными детьми
план работы...
План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....