Внеурочное занятие "Дети блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (3 класс)

Расширить предстовление учащихся о жихни детей блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_deti_blokady_leningrada.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного мероприятия

Тема:

«Дети блокадного Ленинграда»

Класс:

3

Направление внеурочной деятельности:

Военно-патриотическое.

Цель:

Расширить представление детей о жизни детей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи:

Обучающие

Расширять представление учащихся о жизни детей в Ленинграде.

Развивающие

Формировать положительную нравственную оценку деятельности жителейЛенинграда во время блокады.

Воспитательные

Прививать интерес к изучению истории  города Ленинграда

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Формирование УУД:

Личностные действия

Воспитывать у учащихся интерес к истории  города;

Формировать умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

Правильно выражать свои мысли в речи;

Участие в коллективном обсуждении проблем;

Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, адекватную самооценку.

Регулятивные действия

Формулировать тему, проблему урока, цели, пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные действия

Умение задавать вопросы, уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление по теме, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные действия

Соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Результаты:

Личностные результаты

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в разных учебных ситуациях, умение выражать эмоции;проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты

а) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

б) коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическую речь в устной форме;

в) регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

Форма проведения мероприятия

Классный час

Оснащение мероприятия:

Зрительный ряд

Презентация, карточки с заданием.

Литературный ряд

Музыкальный ряд

Песня ,видеофильм.

Материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  видеофильм, карточки с заданием.

№ п/п

Этап мероприятия[1]

Цель

Деятельность учителя

(Содержание материала)

Деятельность учащихся

I. Вводная часть

1

Организация начала мероприятия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к осмыслению новых знаний

Звучит песня «Священная война» (1 куплет).

Что может быть страшнее, чем война,

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И убивает и детей, и матерей.

-Добрый день, ребята.

-Наше занятия я не случайно начала с записи этой песни.
-Но прежде чем приступить к занятию, проверим полученные знания на прошлом уроке.

Учащиеся слушают запись песни и учителя.

2

Проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Выявить уровень знаний приобретенных на прошлом занятии.

-Когда началась ВОВ?
-Сколько лет длилась ВОВ?
-Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны?

Отвечают на вопросы.

3

Актуализация знаний

Активизировать те знания, которые понадобятся на данном занятии, настроить на работу детей.

- Какое событие произошло 8 сентября 1941 года?(Слайд 1)

Это дата начала блокады Ленинграда

-Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на нашем занятии?

-Что такое блокада? (Блокада – это окружение города или какого-либо объекта войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче.)(Слайд 2)

-Длительность блокады Ленинграда -872 дня.

-Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества.

-Что вы знаете о ней?

-В августе 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось.

Начались суровые 872 дня блокады.

На защиту родного города поднялись все его жители.

Фронтальная беседа по вопросам  учителя.

Дети вспоминают всё, что знают о блокаде.

4

Определение темы и цели мероприятия

Организовать деятельность учащихся по определению темы, цели урока.

-Сейчас ребята послушаем стихотворение, которое приготовил для нас Илья.

Борис Мельниченко «ДЕТИ»

При скупом, колеблющемся свете,
Своё горе, прихватив с собой,
Долго, долго умирали дети
Тёмною блокадною зимой.

За окном, сквозь пыль на маскировке,
Ошалев от множества тревог,
Бился луч, чертя татуировки,
В небе над сплетением дорог.

Маленькие пальцы позабыли,
Что такое - весело играть.
Только холод, холод... Положили
Мальчика в холодную кровать.

Мама, мама, мама, помоги же...
Полные покорности глаза.
Мама, помнишь праздник?

Ближе, ближе
Душная подходит полоса.

Маму, обхватив одной рукою,
А другой - игрушечного пса,
Мальчик засыпает, он спокоен,
Он другие слышит голоса.

Отзвуки бомбежек, мельтешение
Множества теней на потолке;
Некому теперь писать прошенье -
Ледяные пальцы на руке.

Холод, холод!.. Мама, ты уснула,
А твой сын нечаянно ушел.
Если б ты могла, его б вернула,
Но тот миг давным-давно прошел...
-
 Как считаете, кому сложнее всех было в блокадном Ленинграде?

-Сформулируйте тему нашего занятия.
-Тема нашего классного часа «Дети блокадного Ленинграда».
-Сегодня вы познакомитесь с жизнью детей в блокадном городе.

Определяют тему Классного часа.

II. Основная часть

5

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация просмотра видеофильма, познакомить с жизнью детей Ленинграда.

Посмотрите видеофильм « Дети и блокада»

- В каких условиях приходилось жить детям? Какие тяготы они переносили?

-Немцы целыми днями бомбят и обстреливают город.

Рушатся и горят дома. Гибнут мирные люди. У многих детей в эти дни не стало дома.(Слайд 3)

В городе организовывали отряды из девушек,которые обходили дома, квартиры, улицы и разыскивали тех, кто остался там в живых (детей, стариков).(Слайд 4)

Девушки находили их чуть живыми в холодных квартирах, рядом с умершими близкими, находили детей среди развалин, после бомбёжек рядом с погибшими у них на глазах мамами.

Больных и раненых отправляли в госпиталь, а детей в специальные детские сады.(Слайд 5-6)

Воспитатели и учителя заменяли им мам, семью, дом. Дети голодали, не было даже хлеба, всё время хотелось кушать. (Слайд 7)

-Вот он хлеб блокадного Ленинграда – 125 гр.(Слайд 8) (Демонстрация кусочка черного хлеба.)

-Подержите его на ладошке.

-Столько хлеба вы съедаете за обедом с супом, со вторым блюдом.

-А это на весь день и больше ничего.

Во время самой страшной зимы 1941-1942 гг для детей блокады были организованы и проведены новогодние праздники. На праздниках было все, кроме игр и танцевальной части. У ослабленных детей не было сил на подобные развлечения. Дети ждали еды. Праздничный обед состоял из маленького кусочка хлеба к дрожжевому супу, киселя и котлетки, сделанной из крупы.(Слайд 9)

Маленькие граждане большой страны не сидели и не ждали, когда же придет освобождение; они боролись за родной Ленинград.

Дети принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги, разбирали завалы после бомбежки. Заменяли возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Работали над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. Весной и осенью дети активно работали на огородах и совхозных полях. Они часто посещали госпитали: убирали там, развлекали раненых, помогали кормить тяжелобольных. (Слайд 10)  

Фронтальный опрос.

Смотрят видеофильм «Дети блокады»
Слушают учителя, рассматривают кусочек хлеба

6

Первичная проверка понимания

Организовать высказывание своих мыслей по теме занятия.

- Сегодня мы познакомились с  жизнью детей блокадного Ленинграда.
-Как жили дети во время блокады?
-Тяжело ли им было?

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

7

Закрепление знаний и способов действий

Обобщить полученные знания и выявить пробелы через выполнение самостоятельной работы.

- На столах у вас лежат карточки посмотрите на задание. Вам нужно самостоятельно ответить на вопросы по теме занятия.

-А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и выполните взаимопроверку.

Выполняют задания на карточках

8

Обобщение и систематизация знаний

Организовать работу по изготовлению рисунка.

-Ребята, на столах у вас лежат листочки, я прошу вас нарисовать, что для вас значит война, с чем ассоциируется это понятие.

Выполняют рисунок.

9

Контроль и самопроверка знаний

Соотношение образа войны детей с картинами художников.

-Ребята, а сейчас посмотрите картины художников, так видели войну они!.

Рассматривают картины.

III. Заключительная часть

10

Подведение итогов мероприятия

Зафиксировать новое знание учащихся.

-На этом наше занятие подошло к концу.

- Что узнали нового?

-Что вас заинтересовало?

-Что было непонятным?

Ученики подводят итоги, рассказывают, что узнали нового, что заинтересовало

11

Рефлексия

Умение учащихся оценивать работу свою и класса, делать выводы.

- Вам понравилось, как вы работали на уроке?

- Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу?

- Сегодня мне понравилось, как вы работали

Оценивают свою деятельность.


[1] В планировании и при проведении внеурочного мероприятия могут быть представлены не все указанные в таблице этапы. Это зависит от цели и задач, которые ставятся на данном занятии. Этапы 1, 3, 4, 5, 6, 7,10,11 обязательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне".

Внеурочное занятие "Блокада Ленинграда в Великой Отечественной Войне"....

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА» 16.01.23

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство прекло...

Внеурочное занятие в музее «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»

Цель: дать учащимся  представление   о периоде блокады  в дни Великой Отечественной  войны.Задачи:Познакомить учащихся с понятием блокада, со страшными днями пережитыми детьми...