Внеурочное занятие в музее «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»
классный час (2 класс)
Цель: дать учащимся представление о периоде блокады в дни Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием блокада, со страшными днями пережитыми детьми в годы войны, с дневником Тани Савичевой.
- Воспитывать в учащихся патриотизм, уважение к истории своей страны, мужество, гордость за свой народ.
- Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, развивать устную связную речь.
Форма мероприятия: музейный урок.
Участники: 2 класс.
Оборудование: экспонаты музея, мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok.docx | 353.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №32»
Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности»
Внеурочное занятие в музее, раскрывающее его образовательный потенциал.
Направление 5. « Музейная среда»
Руководитель: Чурикова Ирина
Александровна,
учитель начальных классов.
Нижневартовск
Тема занятия «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»
Цель: дать учащимся представление о периоде блокады в дни Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием блокада, со страшными днями пережитыми детьми в годы войны, с дневником Тани Савичевой.
- Воспитывать в учащихся патриотизм, уважение к истории своей страны, мужество, гордость за свой народ.
- Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, развивать устную связную речь.
Форма мероприятия: музейный урок.
Участники: 2 класс.
Оборудование: экспонаты музея, мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Ход занятия
1.Организационный момент.
(Просмотр видеофрагмента о блокаде Ленинграда)
Слайд 1
Учитель: Ребята, я пригласила вас в наш школьный музей военной славы на необычный урок, урок Памяти, урок Мужества.
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений.
Посмотрите на эти экспонаты. (Учащимся демонстрируются экспонаты музея). Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы?
(Ответы детей и комментарии учителя).
Каска – защищала от пуль, ложка и котелок – для еды в походных условиях, плащ– палатка – укрывала от дождя и ветра.
Да, действительно, эти экспонаты принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Но вы знаете, героями были не только люди, но и города.
Сегодня мне хочется рассказать вам об одном таком героическом городе, который пережил блокаду и о его маленькой жительнице, девочки по имени Таня, о которой знает весь мир.
Вы меня спросите, что это за город?
А я вам отвечу, это город-герой Ленинград, который сейчас мы называем Санкт-Петербургом.
2. Основная часть
Слайд 2
Учитель: Какой это был замечательный город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады.
Фашистская Германия напала на нашу страну. И очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость.
Слайд 3
Учитель: Улицы были перегорожены противотанковыми «ежами», оплетены колючей проволокой. Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: старики, женщины и дети.
Ребята, а как вы понимаете выражение кольцо блокады?
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, не зайти. Присядьте на свои места.
Слайд 4
Учитель: Наступили тяжелые блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы на окна, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Слайд 5
Учитель: Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
Слайд 7
Учитель: А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). На что он похож? Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается.
В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту, чтобы жители Ленинграда слышали - город живет, город дышит, Ленинград не сдался.
Слайд 8
Учитель: Но самым страшным испытанием для ленинградцев был голод. Ребята, я вам хочу показать кусочек хлеба, который получал каждый ребёнок в блокадном Ленинграде. И как его надо было разделить на целый день, чтобы не умереть с голоду? Этот маленький кусочек чёрного хлеба для деток Ленинграда был слаще и вкусней любой конфеты.
Сегодня я угощу вас блокадным хлебом, чтобы вы почувствовали вкус блокады Ленинграда.
(Учитель раздает кусочки черного хлеба)
- Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и положите в рот… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Учащийся:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Слайд 9
Учитель: Для жителей, особенно для детей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать.
Учащийся:
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Всё перечеркнула
Фашистская громада,
Рано повзрослели
Дети Ленинграда.
Учащийся:
Началась бомбёжка,
И они узнали,
Как заклеить стёкла,
Чтоб не вылетали.
И какой в убежище
Ведёт теперь маршрут,
Сколько завтра хлеба
По карточкам дадут.
Учащийся:
И из невской проруби
Как воды достать,
От слабости при этом
Стараясь не упасть.
Для печурки комнатной
Где найти дровишки,
Как без мамы младшего
Уложить братишку.
Учащийся:
И уже от холода
Не спасают валенки…
Дети Ленинграда,
Мученики маленькие.
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки…
Слайд 10
Учитель: Сегодня мне очень хочется рассказать вам об одной девочке, которую знает весь мир. Ее звали Таня Савичева. Таня родилась и жила в Ленинграде. Ей было 11 лет. Она была пятым ребенком в семье - любимицей. К началу войны Таня окончила 3-ий класс и должна была в сентябре пойти в четвёртый.
Лето 41-го Савичевы планировали провести в деревне. Но утро 22 июня изменило все их планы? Как вы думаете, что произошло 22июня? Они не поехали в отпуск, а решили сплотиться и всей семьей помогать фронту, Ленинграду. Мама, Мария Игнатьевна, шила обмундирование для бойцов, братья и сестры Тани работали на заводах Ленинграда. Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки» на крышах домов, рыть траншеи.
Однажды вечером старшая сестра Нина очень долго возвращалась домой и все никак не могли ее дождаться. Когда все сроки прошли, а в тот день была еще очень сильная бомбежка, мама подарила Тане в память о сестре записную книжечку, в которой Таня стала делать свои записи.
( Учащиеся читаю стихи и размещают на стенде листочки из дневника Тани Савичевой)
Учащийся:
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Учащийся:
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Учащийся:
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Учащийся:
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Учащийся:
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Учащийся:
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Слайд 11
Учитель: Перед вами странички из дневника Тани. Можно я вам их прочитаю.
Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Врачи долго боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла.
Но мне очень хочется продолжить Танин дневник. Ведь он не закончен. Как вы думаете, что нам надо туда дописать? Что блокада закончилась! Чтобы все были живы! Ребята, живы мы с вами потому, что мы все помним об этом страшном событии. И мы можем продолжить этот дневник. А знаете, какими словами? Очень простыми, например я напишу на своем листочке: Я- Ирина Чурикова родилась 29 января 1971 года. И это говорит о том, что жизнь продолжается. Я предлагаю вам продолжить дневник Тани Савичевой и написать, что вы есть, значит, жизнь продолжается.(Учащиеся размещают свои листочки на стенде)
Учащийся:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Слайд 12
Учитель: Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни». За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!
Слайд 13
Учитель: В нашей стране принято память погибших героев чтить минутой молчания. Попрошу всех встать….. Спасибо!
У каждого из нас на груди находится маленький символ блокадного Ленинграда. Что это? Это ленточка. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни.
Слайд 14
Учитель: А еще символом блокадного Ленинграда была ласточка.
Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма».
Немецкие захватчики говорили: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады!» В ответ на это жители блокадного Ленинграда стали носить на своей одежде жестяной значок, который представлял собой ласточку, которая держит в своем клюве конверт с письмом. Этот значок являлся символом добрых вестей, скорой встречи с близкими и родными, символом надежды на лучшее в блокадном Ленинграде. И сегодня, в память о нашей встрече, я хочу подарить вам блокадную ласточку.
3. Итог
Учитель: Ребята, наш урок Памяти подходит к концу.
Что вы почувствовали сегодня на уроке Памяти? Какие истории вас тронули больше всего?
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали то, что вам больше всего запомнилось на нашем уроке. Мы сделаем из ваших рисунков альбом Памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Дневник Тани Савичевой"
Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Дневник Тани Савичевой" для учащихся начальной школы...
Литературно-музыкальная композиция "Дневник Тани Савичевой"
Литературно-музыкальная композиция рассказывает о тяжёлых днях блокадного Ленинграда. основная цель данного мероприятия - расширить представление о жизни детей блоакдного Ленинграда на примере биограф...
Внеурочное занятие на тему: «Блокадный дневник Тани Савичевой»
Внеурочное занятие проводилось с обучающимися 5 - 6 классов ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №1" в предверии праздника День победы....
Презентация "Блокадный дневник Тани Савичевой"
Презентация "Блокадный дневник Тани Савичевой"...
Презентация Дневник Тани Савичевой
Презентация к классному часу БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА...
Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дневник Тани Савичевой»
Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дн...
Презентация " Дневник Тани Савичевой"
Презентация в которой ставятся задачи. Воспитать чувство патриотизма, сосзнательности к великим историческим собятиям....