Конспект занятия: "Я и моё имя".
методическая разработка
Цели занятия: познакомить детей с особенностями русских имён; дать представление о том, что обозначают понятия «отчество», «фамилия», «доброе имя», «доброе дело»; научить пользоваться вежливыми формами обращения к знакомым и незнакомым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._ya_i_moyo_imya.docx | 736.64 КБ |
dialog.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Я и моё имя».
Цели занятия:
- Познакомить детей с особенностями русских имён.
- Дать представление о том, что обозначают понятия «отчество», «фамилия», «доброе имя», «доброе дело».
- Научить пользоваться вежливыми формами обращения к знакомым и незнакомым людям.
Оборудование: презентация.
Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания. | - Ребята, дома вы должны были пообщаться с родителями и узнать, почему вас именно так назвали. Что послужило причиной? Какое значение и происхождение носит ваше имя? Вопросы для обсуждения: - Кого из вас назвали в честь бабушек, дедушек, других родственников или знакомых? - Есть ли в классе ребята, кому родители дали имя с учетов внешности или особенностей поведения? - Соответствует ли имя твоему характеру? - Кого из вас, родители назвали именем, которое просто нравится им? - Какого происхождения ваше имя? И тд. |
2. Психологический тренинг. | - Какие красивые у вас имена! (Перечислить несколько имен из класса). А вы умеете красиво их произносить? Не торопитесь, не « жуйте» имя, а произносите его так, чтобы все видели – вы им гордитесь. Давайте попробуем. Пусть каждый встанет, повернётся к классу и красиво, громко, звучно произнесёт своё полное имя. |
3. Знакомство с происхождением имён. | - Ребята, я вам предлагаю заглянуть хоть одним глазком в Древнюю Русь и узнать какие же имена были в те времена. Они вам сейчас покажутся смешными, но до принятия Христианства на Руси имена отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности людей. Например: Балагур (шутник, веселый человек) Чернава (девушка с черными волосами), Светлана (девушка со светлыми волосами). Были имена, которые отражали порядок появления детей в семье: Первой, Вторуня, Третьяк, Старшой. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка: Вешняк, Зима. Явления природы: Метелица. Христианские праздники: Постник. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок. - Я вижу, многих из вас заинтересовали старинные имена. Ребята, я думаю, дома вы еще почитаете об этом и узнаете много нового и интересного. |
4. Беседа об отчествах. | - Ребята, а может кто-то мне скажет, из скольких частей состоит русское имя? И назовёт все части? (З части: имя, отчество, фамилия.) - Отлично! Я предлагаю вам перенестись в ХI век. Приблизительно в это время появилось слово отчество. Что же обозначает слово отчество? (Наименование по личному имени отца). (Ученик рассказывает сообщение, о том, как появилось слово отчество). - Ребята, подумайте, а что общего в словах «отечество» и «отчество»? (Эти слова от слов «отец»). - Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит, отцовский. Поэтому Родину часто называют отчий край, Отечество земля наших отцов. В языке отразилось осознание нашими предками неразрывной связи каждого человека с его родиной. - Ребята, а для чего люди при обращении к другим людям к имени добавляют отчество? (Это форма вежливого, уважительного обращения к другим людям). - К кому вы, чаще всего, обращаетесь по имени и отчеству? (К взрослым людям). |
5. Игра. Разыграй этюд. | - Я вам предлагаю, разыграть ситуации, которые вы будете наблюдать на экране. Не забываем о вежливости, о словах приветствия. Для нас главное выяснить, как правильно вести себя с разными по статусу людьми в разных ситуациях. (Слайд 1) (Слайд 2) (Слайд 3) (Слайд 4) (Разыгрываем, обсуждаем разные варианты.) -Ребята, может, кто-нибудь из вас знает, как в старину обращались к незнакомым людям? (Сударь, сударыня, дамы, господа, товарищи, гражданин, гражданка). |
6. Беседа о фамилиях. | - Послушайте очень забавное стихотворение. В первом классе восемь Тань – Это прямо наказание! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Встанут сразу восемь Тань. - Ребята, как же быть в этом случае? (Можно использовать разные формы имени Татьяна, Танюша, Танечка для разных ребят, а лучше называть имя вместе с фамилией). - Как называют людей, у которых одинаковые имена? ( Тезки). - А как вы думаете, вежливо ли обращаться к человеку только по фамилии? (Нет). - Я предлагаю вам перенестись в ХVI век. Фамилия такое привычное для нас слово, но оно появилось сравнительно недавно. А обозначает фамилия – наследственное имя семьи. (Ученик рассказывает сообщение, о том, откуда пришло в наш язык это слово). - Ребята, посмотрите, как интересно, отчество – это наименование по личному имени отца. Фамилия, также достаётся нам по мужской линии. - А как называют людей, у которых одинаковая фамилия, но они не являются родственниками? (Однофамильцы). - Дома я предлагаю вам порассуждать, о происхождении вашей фамилии. |
7. Работа над понятиями «доброе имя» и «доброе дело». | - Ребята, прочитайте пословицу. И попробуйте объяснить её значение. (Слайд 5) - Что значит «гордиться своим именем»? Что значит «доброе имя»? - Многие люди прославили свои имена добрыми делами. Кого из них вы можете назвать? Какие добрые дела они сделали? - Есть ли среди великих людей ваши тески? (Обсуждаем, приводим примеры.) |
8. Подведение итогов. | - Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. - Понравился вам урок? - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Что для вас было самым интересным на уроке? |
9. Домашняя работа. | - 1. Я вам предлагаю, прочитать сказки, в которых встречаются имена героев Иван, Любава и тд. и подумать, какими качествами характера обладают эти герои. Либо 2. Найти информацию о наших знаменитых земляках, чем прославились их имена? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иринка, пришла в гости к подружке. А дома у неё оказалась бабушка, которая предлагает ей чай с печеньем.
Мальчик, пытается узнать у незнакомого мужчины , как добраться до библиотеки.
Ребенок заходит в класс. Многие ребята и учитель уже находятся в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...