Статья С.А. Моисеенко "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНДИКАТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
статья
Статья посвящена проблеме самоорганизации подростков в современном обществе. Особое внимание уделяется роли критического мышления в процессе самоорганизации, а также способам его формирования в учреждениях дополнительного образования. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития критического мышления подростка и качеством социальной и гуманитарной направленности его мировосприятия, влияющих на особенности самоорганизации.
Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, критическое мышление
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 379.8
С.А. Моисеенко
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНДИКАТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме самоорганизации подростков в современном обществе. Особое внимание уделяется роли критического мышления в процессе самоорганизации, а также способам его формирования в учреждениях дополнительного образования. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития критического мышления подростка и качеством социальной и гуманитарной направленности его мировосприятия, влияющих на особенности самоорганизации.
Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, критическое мышление
The article is devoted to the problem of self-organization of adolescents in modern society. Particular attention is paid to the role of critical thinking in the process of self-organization, as well as ways of its formation in institutions of additional education. The article traces the relationship between the level of development of critical thinking of a teenager and the quality of social and humanitarian orientation of his perception of the world, affecting the features of self-organization.
Key words: self-organization, subculture, critical thinking
Основополагающим фактором становления и развития гражданского общества является формирование личности гражданина как субъекта сознательной деятельности. И особый акцент в этом процессе делается на воспитание подрастающего поколения, поскольку именно от уровня гражданской и духовной культуры молодежи зависит будущее общества и государства.
В контексте данной проблемы вопрос самоорганизации подростков обладает в современном социуме высокой степенью актуальности, поскольку самоорганизация представляет собой процесс возникновения разного рода сообществ, созданных на основе общности взглядов и интересов. Обязательным условием самоорганизации является отсутствие внешнего воздействия. [1,с.60]
Подростковый возраст – это период становления личности, то время, когда молодой человек активно познает окружающую действительность и одновременно ищет свое место в мире. Именно в этот период интересы и увлечения подростка вспыхивают и угасают очень легко, поэтому процесс самоорганизации отличается изменчивостью и нестабильностью. [3]
Основополагающим ресурсом формирования личности подростка выступает досуг. Именно в период досуга подрастающее поколение имеет возможность сделать выбор продуктивной деятельности, основанный на уровне интеллектуального развития, духовных запросах и общей направленности личности. В современном обществе организованный досуг подростку предлагают семья, школа, учреждения дополнительного образования. В этих учреждениях педагоги в рамках воспитательной работы обеспечивают педагогическое сопровождение процесса самоорганизации подрастающего поколения, а также формируют у подростков навыки самоорганизации, прививая таким образом школьниками досуговую культуру.
Но далеко не всегда досуг подростков формируется на базе названных выше социальных институтов. Неумение сделать осознанный выбор, стремление к раннему взрослению, отсутствие педагогического сопровождения, недостаточность внимания со стороны взрослых к интересам и устремлениям подростков приводит к появлению устойчивых сообществ, основой которых являются различные течения молодежных субкультур. Большинство организаций молодежной субкультуры абсолютно безобидны и представляют собой сообщества, объединяющие подростков на основе какого-либо увлечения. Таковы альтернативщики, анимешники, гранжеры и т.д. Некоторые сообщества рассчитаны на неформальные творческие эксперименты, они не всегда благосклонно принимаются общественным мнением, но направлены не на разрушение, а на созидание. Таковы, например, граффитеры и косплееры.
Тем не менее, существует определенный диапазон молодежных субкультур, характеризующихся деструктивным содержанием, то есть, направленных на саморазрушение, асоциальное и противоправное поведение. Связано это прежде всего с тем, что подростковому возрасту свойственны юношеский максимализм и стремление противостоять вызовам современного социума вплоть до стремления полностью разрушить социальную систему. Именно поэтому в современном обществе появляются субкультуры, в основе которых лежит молодежный экстремизм. [8, с. 97]
Кроме того, следует обратить внимание на то, что зачастую подросткам свойственно так называемое «клиповое» мышление, основанное на сиюминутном созерцательном восприятии окружающей действительности. Подросток воспринимает мир, как калейдоскопическую картинку с постоянной сменой кадров. Клиповое мышление характеризуется неспособностью к аналитической деятельности, неумением делать долгосрочные прогнозы и планы. Самоорганизация подростков не должна представлять собой стихийный, неконтролируемый процесс. Перед педагогами и родителями стоит серьезная задача по подготовке молодого человека к участию в самоорганизации, умению правильно ставить цели, анализировать свои и чужие поступки и нести ответственность за свой выбор. Для того, чтобы привить подростку эти навыки, необходимо провести работу по формированию у школьника критического мышления.
Критическое мышление позволяет человеку объективно оценивать ситуацию, прогнозировать ее развитие, анализировать проблемы, находить оптимальные и наиболее рациональные выходы из сложившейся ситуации. Для подростка в данном процессе важна прежде всего прогнозирующая составляющая, поскольку умение предвидеть последствия своих поступков, их общественный резонанс и последующие события – это то умение, которого не хватает современной молодежи. Следует учитывать, что критически мыслящий человек управляет своей жизнью и несет ответственность за свои поступки, не подвержен манипулятивному воздействию.
Формирование критического мышления подростков неотъемлемая часть организации досуговой деятельности молодежи в учреждениях дополнительного образования. В частности, в необособленном структурном подразделении «Дом детского творчества» МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги развитие критического мышления детей подросткового возраста осуществляется в рамках объединения «Пресс-клуб». Основными задачами работы по формированию критического мышления ребенка подросткового возраста являются:
- Формирование навыков самоопределения.
- Умение расставлять приоритеты.
- Умение нести ответственность за собственный выбор.
- Формирование нравственных основ.
- Способность прогнозировать последствия своих и чужих поступков и давать им оценку.
Одним из наиболее эффективных приемов развития навыков критического мышления на занятиях в объединении «Пресс-клуб» является модуль «Школа дидактической поэзии». Умение составлять синквейны, диаманты, хокку, лимерики и моностихи не только формирует творческий потенциал подростков, но и создает условия для развития личности, умеющей анализировать, обобщать и классифицировать информацию. Процесс создания дидактической поэзии носит характер комплексного воздействия и стимулирует развитие творческих и интеллектуальных способностей подростков.
Работа с текстом, умение рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти оптимальные способы ее решения – еще один раздел работы по формированию навыков критического мышления. Наиболее эффективными приемами в рамках данного раздела являются:
- RAFT-технология
- Прием «Реверсионная мозговая атака»
- Прием «Выглядит как, звучит как»
- Эссе
- Прием Интеллект-карта
- Прием ТРКМ "Кольца (диаграммы) Венна"
- Методический прием "Алгоритм. Составление алгоритма"
- Прием "Кубик Блума"
- ПОПС-формула
Данные приемы направлены прежде всего на умение формулировать проблему, находить ее критические точки, ставить цель и задачи, необходимые для решения проблемы, создавать алгоритмы действий в различных ситуациях. Одной из наиболее интересных особенностей данного блока занятий является поиск решения в процессе стимулирования творческой деятельности. [8,с. 100]
Наиболее эффективным способом противодействия возникновению клипового мышления является технология акцентированного (осмысленного) чтения. Чтение – это ключевой ресурс формирования личности, развития кругозора, приобретения знаний. Именно поэтому в современном обществе делается особый упор на формирование навыков осмысленного чтения как составной части развития критического мышления учащихся. Цель акцентированного чтения – понять, проанализировать и декодировать информацию, заключенную в тексте, в полном объеме. Основными приемами осмысленного чтения, используемыми в рамках занятий объединения «Пресс-клуб» являются:
- Прием "Чтение с остановками"
- Прием "Зигзаг"
- Драмогерменевтика
- Прием «Дневник: цитата / комментарий».
Вопрос самоорганизации подрастающего поколения - ключевая проблема становления личности и интеграции молодежи в современный социум. Процесс самоорганизации может стать как стимулом для творческого расцвета личности подростка, так и разрушающим, деструктивным началом. Поэтому в вопросах самоорганизации основополагающей является роль педагогического сопровождения, направленного не на тотальный контроль и диктат, а на создание условий для продуктивной поисково-творческой деятельности подростков сообществах, созданных в процессе самоорганизации. Развитие критического мышления учащихся в данном случае выступает в роли качественного индикатора самоорганизации, поскольку подросток, обладающий навыками критического мышления способен адекватно, в полном объеме воспринимать информацию, интерпретировать ее и делать выводы, выдвигать идеи и формировать концепции, прогнозировать результат.
Список литературы
- Орлов Е.В. Управление проектами в социальной сфере: методика разработки, выполнения и оценивания проектов [Текст] / Е.В. Орлов. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2007. – 60 с.
- Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения/ Н.Г. Алексеев. – М., 1994.
- Мирошкина М.Р. Самоорганизация как характеристика современного детства / Материалы Научно-практической интернет - конференции «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста». Ноябрь-декабрь 2013года. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://дисткурс.рф
- Мирошкина М.Р., Горькова Г.Г., Гудков Д.Г., Шинина Т.В. О содержании и организации курса повышения квалификации специалистов по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.molclub.ru/articles/47.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://polbu.ru/kastels_informepoch
- Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление. Вопросы философии 2008.- № 7, с. 61-75
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебнометодическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.—208 с.
- Цой. Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108.
- Пригожин И. Философия нестабильности. /Вопросы философии. 1991, № 6, с. 46-52.
- Мальковская И.А. Сетевое общество// Глобалистика: Энциклопедия/ гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003 г. с. 914-915.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Статья.Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе.
Развитие критического мышления....
"Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе"
В статье описаны актуальность и собстввенный опыт работы по ТРКМ. Приведены примеры некоторых приёмов ТРКМ....
Статья:«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»
Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучен...
Статья "Технология критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО".
В статье раскрыта технология критического мышления на уроках в начальной школе....
Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"...
презентация "Развитие критического мышления у детей и подростков"
Развитие критического мышления одно из необходимых условий для успешной социальной адаптации детей и подростков....