"Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе"
статья (3 класс)

Ирхина Юлия Юрьевна

В статье описаны актуальность и собстввенный опыт работы по ТРКМ. Приведены примеры некоторых приёмов ТРКМ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе.

Целью обучения как в любой общеобразовательной школе, так и для меня, является качество преподавания и высокие результаты в знаниях учеников, но статистика показывает, что результаты на выходе четвёртого класса желают оставлять лучшего. В первый класс пришли дети разного контингента. Основная масса детей из неполных семей, три семьи- многодетные, две- малоимущие, одна- неблагополучная. Поэтому это учащиеся с низкой познавательной деятельностью. В моем классе у большинства обучающихся был невысокий уровень понимания, восприятия, они не умели анализировать свои действия, выявлять допущенные ошибки, отстаивать собственную точку зрения, не умели определять цели, оценивать ситуацию, самостоятельно планировать последовательность решения поставленных задач. Таких учеников чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Так как наша цель - показать ученику путь к познанию, научить его учиться, я поняла, что необходимо изменить себя, свои методы преподавания и свое самосознание. Следовательно, для достижения результатов начального образования в учебном процессе нельзя обойтись без использования инновационных технологий, основывающихся на применении современных средств обучения. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные нами и обозначенные ФГОС, является технология развития критического мышления. ФГОС и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции.          

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Если ученик инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, значит развивается умение думать. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни. Работая второй год в своём классе ,я поняла ,что есть барьеры ,которые мы должны с детьми преодолеть: в первую очередь повысить мотивацию учащихся, развивать память, учить детей рассуждать, делать выводы ,а самое главное развить в них навыки функциональной грамотности.

Успешность процесса обучения и преодоление барьеров во многом будет зависит от того насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, работая друг с другом. На всех уроках из серии последовательных, мною были применены различные приемы психологического настроя на урок : это  "Все в твоих руках", « Я смогу, я сумею, у меня все получиться!», которые способствовал позитивному настрою при выполнению заданий на уроке.

Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как: наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. [5,144].

Критическое мышление представлено в моем ССП следующими методами обучения: Блиц -опрос, стратегия "Минутка", " Горячий стул", исследовательская работа, парная, групповая работа, составление кластера.

 Моя цель как учителя, направить детей на составление не только "тонких" вопросов, но и "толстых", мотивировать учащихся можно тем, что лучший вопрос будет отмечен наградой. Составлением "тонких" и "толстых" вопросов ребята занимались после решения задач. Раздав карточки с началом вопроса, ребята придумывали толстые вопросы, я организовала процесс исследовательской работы, разделив детей на группы. Предварительно я познакомила учеников с правилами работы в группе и распределением ролей (дети получили памятки на каждый стол). Исследуя их дети делились идеями, обсуждали, консультировались друг с другом и четыре группы смогли найти верное, сделать правильный вывод. Ребята из пятой группы не смогли прийти к единому решению проблемы, так как не сообразили, что что нужно сделать. Практическое задание позволило " пропустить через себя", т.е критически осмыслить весь материал. Одним из приемов изучения нового материала является составление кластера. Работая с учебником, ученики размышляли, делились идеями, аргументировал, и итог своей работы представили на бумаге. Наблюдая за работой детей, я отметила что ребята с высокой мотивацией выполняли большую часть работы в группе. На последовательных уроках я намеренно выбирала групповую и парную формы работы, для того, чтобы проследить, как меняются дети, их навык в общении, способности презентовать свою работу, умение распределять обязанности в общей работе. Из урока в урок четко прослеживается не только собственное развитие в умении планировать урок, но и рост детей вместе со мной, развитие их когнитивных процессов. Работая над составлением кластера, ребята приобрели навык работы с текстом, взаимодействия друг с другом, делая заметки, не просто читая, а обдумывая материал. Взаимодействуя в группе, учащиеся стали активнее включаться в обсуждение темы урока, в диалог ученик-ученик и ученик-учитель, поняв, что от работы каждого зависит результат. Внимательнее стали слушать ответы одноклассников, потому что от этого зависит темп и конечный результат работы. Обучая по новым стратегиям, мы не должны забыть о том, что любую работу нужно оценить. В ходе проведения уроков мною были применены различные приемы оценивания: критериальное оценивание, взаимооценка, самооценка. Поэтому на этапах изучения темы и её закрепления я организовывала оценивание работ с помощью стикеров и карт оценивания. Для себя определила, что на работу такого характера нужно выделять больше времени и научиться оценивать сначала один этап на уроке,а затем уже все остальные. Необходима совместная с детьми проработка критериев и их четкое понимание.

Оценивание позволило мне установить обратную связь от учителя к ученику, оценить, как каждый ребенок включается в процесс обучения. Наблюдая за учениками, я заметила, что, если в группе есть ученик с высокой мотивацией, он и будет главным организатором всех дел. Чтобы оценить работу по составлению кластера ребята выбрали четыре критерия, которые определили сами после обсуждения в группах и закрепили их на доске, и это оценивание позволило мне увидеть, как дети оценивали друг друга и надеюсь, и их оценка была объективна.

На этапе рефлексии проводила оценивание детьми своей деятельности на уроке и значимости полученной информации через стратегии «Солнышко», «Светофор», «Фруктовое дерево». Удачно прошло оценивание приемом незаконченных предложений. Анализ результатов, показал, что подобная форма работы вызывает у детей большую заинтересованность. Кроме того, обнаружила и проблемы. Конечно, не все ребята отнеслись ответственно к подобной форме оценивания, и предпочли пойти по легкому пути, оставив свой стикер там, где приклеили большинство учеников, написав банально – «понравилось всё». Но с каждым уроком возрастало количество тех, кто проанализировал свою работу, дал адекватную оценку своей деятельности на уроке.

Проанализировав свои уроки хочется сказать, что не все конечно получилось. Есть много вопросов и надо найти на них ответы в ходе кропотливой работы. Дети чувствуют себя еще неуверенно, не все хотят работать в группе, но большинство ребят могут и готовы работать самостоятельно, выполнять творческие задания, задавать и составлять вопросы. Проведя несколько подобных уроков, дети будут чувствовать себя уже увереннее, научатся слышать и слушать учителя и друг друга, станут более самостоятельными, перестанут бояться совершить ошибку. Поэтому в дальнейшем необходимо работать над развитием самостоятельного, критического мышления в процессе групповой, диалоговой работы на уроках, применяя их в системе.

Я думаю, что спустя какое-то время методика моего преподавания изменится, а значит другими станут мои ученики. Критическое мышление должно стать основной движущей силой, которая будет менять наше образование, побуждать к стремлению узнать что-то новое, интересное и учитель должен способствовать закладыванию основ и развивать критическое мышление у учеников, стремление учиться в течении всей своей жизни. В своей дальнейшей практической деятельности я продолжу внедрять идеи "Новых подходов в преподавании и обучении", для этого планирую:

Использовать разные стратегии критического мышления.

Применять групповую и парную работу на своих уроках и в воспитательной работе.

Учить детей ставить перед собой цели и их добиваться.

Учить аргументировать свои высказывания, анализировать свою деятельность.

Применять положительное стимулирование учеников;

Формировать направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Также хочется поделиться приёмами, которые я использую в своей работе.

Приемы технологии развития критического мышления

1) Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

Разработан в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Огл

Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

2) Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы можно оформлять в таблицу или задавать устно.

3) Прием «синквейн»

Используется на стадии рефлексии. Позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:

На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

4) Прием «Кластер»

Графическая систематизация материала (автор американец Гудлат). Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

5) Прием «Верите ли вы?»

Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки.

6) Прием «INSERT»

Звуковой аналог английского сокращения: - интерактивная система записи эффективного чтения и размышления. Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

«V» - уже знал

«+» - новое

«- « - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы

7) Прием «Взаимоопрос»

Используется на разных фазах занятия. Учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Прием эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Список литературы:

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.:Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Иваньшина Е. В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественнонаучного цикла.- СПб.: СПб АППО, 2011.- 66 с

3.Программа повышения квалификации педагогических работников РК

" Эффективное обучение"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"

Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Актуальность проблемы подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением де...

Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников

Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческ...