« Подвиг Огненного экипажа». Они подарили нам жизнь!»
презентация к уроку (1 класс)

Щипитина Ирина Тихоновна

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 70-летию героического подвига «Огненного экипажа».

Они подарили нам жизнь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_oni_podarili_nam_zhizn.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 70-летию героического подвига «Огненного экипажа».

Они подарили нам жизнь!

Слайд 1, звучит песня из к/ф «Офицеры»,

Слайд 2.

1.    70 лет. Это много или мало? Для человека - много, для истории - мало. Но есть люди и мгновения в истории, которые нельзя забывать, потому что, благодаря им и таким, как они мы живем.

                         Чем дальше мы уходим от войны….

                                                              Слайд 3

  1. В нашей школе есть комната Славы Великой Отечественной войны, в котором представлены материалы, посвященные одному подвигу, совершенному «Огненным экипажем »  в самом начале войны. В этом году тем событиям исполнилось 70 лет.

                                                         Слайд 4

  1. Сегодня мы хотим вам рассказать об этих  с одной стороны обыкновенных, а с другой – неординарных личностях, лётчиках, героях Советского Союза, 16 декабря 1941 года совершивших полет в бессмертие. А ведь им тогда было только по 23 года.

                                                          Слайд 5

   4.    Какими же они были? Как шли к этому подвигу? Что в последние минуты жизни думали не о себе, а о том, чтобы нанести как можно больший урон фашистам и спасти тысячи жизней советских людей.

                          Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…

                                                         

                                                  Слайд 6

1.   Черных Иван Сергеевич - лётчик 125-го бомбардировочного авиационного полка (Ленинградский фронт), младший лейтенант, командир экипажа.
  Родился 2 августа 1918 году в деревне Петуховке, Кировской области, в семье крестьянина. Русский. Отец погиб в Гражданскую войну. Настойчивость, упорство, серьезность отличали его даже в раннем детстве.

 Его мать Мария Никитична вспоминала:

                                  1 – живая картина.

 «Когда Ване еще не было 6 лет. Он ухаживал за своим младшим братишкой, чувствовал себя «старшим» мужчиной в доме. Без отца нам было трудно, надо было зарабатывать деньги. И совсем еще маленький Ваня был пастухом и выполнял другую работу в деревне. В 1928 году наша семья переехала в Сибирь. Здесь Иван впервые близко увидел самолет. Аэродром был расположен неподалеку. Самолеты поднимались отсюда, быстро набирали высоту и исчезали. Десятилетний Ваня осторожно спросил меня: «А что если б я стал летчиком? »

  1. Окончив 6 классов, Иван решил: надо скорее начинать работать, освободить мать от заботы. Он так и не закончил среднюю школу, ушёл учиться в ФЗУ томского завода «Металлист», хотел стать мастером, если уж нельзя лётчиком сразу, Но крылья, но воздух, но мечта быть «как птица» не оставляла его.  Слайд 7

 Он мастерит в училище модели самолётов и в 1934 году его двухфюзеляжная модель устанавливает всесоюзный рекорд дальности полёта.

  1. Он уже комсомолец, квалифицированный металлист, хорошо зарабатывает, глава семьи, но как же быть с мечтой? В Томске нет аэроклуба.

                                              Слайд 8 .

И вот комсомолец Иван Черных выбирает новое место работы в городе Прокопьевск, где был аэроклуб. И тут слесарь по профессии, Иван Сергеевич Черных, получает свидетельство о том, что он окончил лётные курсы и прошёл полётную практику на учебном самолёте.

4.    Зимой 1939 года с группой сибиряков – энтузиастов Иван Черных пришёл добровольцем в военную авиашколу. Он был самым молодым в своей группе, но по настойчивости, по упорству, по трудолюбию он был самым старшим. Выпускные Государственные экзамены Черных сдал прекрасно.

       « Вставай страна огромная». Слайд 9.

  1.     С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. На самолете СБ наносил удары в Белоруссии по бронированным колоннам врага. За первые восемь дней напряженной боевой работы на западном направлении Черных совершил 13 боевых вылетов на бомбежку механизированных и танковых колонн фашистов, артиллерийских и минометных позиций.

       19 июля 1941 года в письме к матери он писал:

                                        2 – живая картина

           «Мой замечательный воздушный корабль идёт на больших скоростях в заоблачных высотах. На земле, занятой немецкими захватчиками, горят наши мирные города и села, горит под фашистским сапогом наша родная земля. Беспредельная неистребимая ненависть к врагу до того охватывает меня, что едва владею собой…  Знай, мама, твой сын оправдает доверие советского народа. Он бил и будет бить фашистов так, как сможет и насколько у него хватит сил в воздухе, а если придется и на земле, до последнего патрона!»


2.       В августе полк получил новые пикирующие бомбардировщики Пе-2 и в сентябре 1941 года прибыл на Ленинградский фронт. Здесь за выполнение ряда важных заданий по бомбежке войск и техники гитлеровцев младший лейтенант Черных был награжден (
Слайд 10) медалью "За отвагу", а затем и орденом Красного Знамени. Четыре благодарности командования были объявлены его экипажу. К декабрю 1941 года отважный пилот совершил более 60 боевых вылетов.

                                               Слайд 11

  1. Второй член экипажа - Косинов Семён Кириллович - стрелок-бомбардир 125-го бомбардировочного авиационного полка (2-я смешанная авиационная дивизия, Ленинградский фронт), лейтенант.

      Родился 2 февраля 1917 году в деревне Белое Курской области в семье крестьянина. Русский. Окончил школу-семилетку, работа в колхозе.


4.    Осенью 1935 года поступил в Тамбовское Краснознамённое военное пехотное училище, после окончания которого стал командиром стрелкового взвода. Когда был получен приказ об отборе лучших молодых офицеров в авиацию, Косинов одним из первых пришел в отдел кадров с твердым решением стать военным летчиком. Его направили в Харьковское военно-авиационное училище.

                                                   Слайд 13


1.    Летом 1940 года молодой штурман (стрелок-бомбардир) получил направление в боевую часть - 125 бомбардировочный авиационный полк Белорусского военного округа, где был зачислен в экипаж младшего лейтенанта
Черных И.С..

2.    С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боевых вылетах на бомбардировку наступавших вражеских частей в Белоруссии. На Западном направлении успел совершить 4 вылета на бомбардировщике СБ. В начале июля был ранен, вернулся после госпиталя в строй.


3.      С сентября 1941 года в составе полка лейтенант Косинов воевал на Ленинградском фронте. За месяц боев совершил 32 боевых вылета.
 Слайд14

В представлении к награждению орденом Красной Звезды, оформленным  октября, командир полка майор Сандалов отмечал:

                                          3 – живая картинка

     "Лейтенант Косинов, как штурман, не имеет потери ориентировки. ... всегда приводит самолет на свой аэродром. В десяти полетах подвергался атакам истребителей, но при тесном взаимодействии со стрелком-радистом все атаки были отражены...".  Приказом по войскам Ленинградского фронта N01133/4 от 31 декабря 1941 года лейтенант Косинов был награжден орденом Красной Звезды. Но награду он получить уже не мог.

                                                  Слайд 15

4.    Третий член экипажа - Губин Назар Петрович - воздушный стрелок-радист 125-го бомбардировочного авиационного полка (Ленинградский фронт), сержант.

 
1.    Родился27 октября 1918 года в селе Зоргол,  Читинской области в семье крестьянина. Русский. Семья был многодетная и Назар смог закончить только 5 классов. В дальнейшем работал в колхозе, помогал семье по хозяйству. В 1937 году поступил  учиться, в Чите, в школу фабрично-заводского ученичества. Получил специальность слесаря-автоматчика, работал в Читинском паровозном депо.
Слайд 16 Затем перешел в Черновские угольные копи, работал запальщиком-взрывником на шахте им. В.И. Ленина.
                                           
Слайд 17.
2.     В октябре 1939 года был призван в армию Читинским горвоенкоматом. Окончил школу младших авиационных специалистов. Служил мастером по вооружению в бомбардировочном полку в городе Могилевы (Белоруссия).

3.  На фронте с октября 1941 года. Первое время оставался оружейным мастером, подготавливал оружие самолета — заряжал пулеметы, подвешивал бомбы. Выполнял он свое ответственное дело добросовестно, но хотел лично бить фашистов, поэтому каждый день просил командира назначить его в экипаж стрелком-радистом. Эту специальность сержант давно освоил: с помощью товарищей хорошо изучил радиостанцию, а оружие знал в совершенстве, метко стрелял из пулемета. В рапорте командиру Губин писал:

                                        4 – живая картина

«Заверяю вас, что у меня хватит сил и воли в любую минуту отразить атаки врага. Буду драться до тех пор, пока бьется мое комсомольское сердце, а если понадобится, то отдам свою жизнь за Родину».

  1. В конце ноябре сержант Губин, был допущен к полетам как воздушный стрелок-радист, заменил в экипаже Ивана Черных раненого стрелка-радиста Федотова. В первом же вылете проявил себя умелым и стойким воином, под стать другим членам экипажа.

1.Мы всё ближе  и ближе  к роковой дате 16 декабря 1941 года. Слайд 18. И вот этот день наступил. Каким он был? Как этот день встретили наши герои.

   Больше всего на свете Иван Черных любил летать. Его рослый друг Владимир Ромашевский, глядя на маленького, щуплого Ваню сверху, сказал однажды:

                                5 – живая картина

Ромашевский: Тебя, Черных, надо снять с продовольственного пайка. Давать,  побольше полетов, тем и сыт будешь.

Черных:  Летать я люблю, это правда, Только я ведь не ради спорта рвусь в воздух. Как подумаю, что фашист дошел до самого Ленинграда и стреляет по нему из пушек, - стыдно сидеть на аэродроме. А когда вспомнишь, что ленинградцы мрут с голоду, - кусок в горле застревает.  Ты, Володя, тоже не упустишь случая слетать лишний раз. Я тебя знаю!

Сандалов:  Лейтенант Ромашевский. Приказываю вам произвести разведку в районе поселка Чудово.

Ромашевский: Есть!

Ромашевский:  На станции Чудово большое скопление автомашин и пехоты. Сверху смотришь - муравейник. Вот бы слетать туда?

Сандалов:  Вы же летали?

Ромашевский:  На разведку, а теперь бы на бомбежку.

Сандалов: Вашему экипажу отдыхать! А на бомбёжку полетят экипажи младший лейтенанта Черных и старшего лейтенанта Солдатова.

Черных:  Спасибо, Володенька, за хорошую разведку.  Поторапливайся, Сеня. Как бы не прозевать.

Косинов:  Далеко не уйдут!

Черных:  Жаль, нет нашего Бурашникова.

Косинов:  И этот надежный парень, старательный, не подведет.

2.     Рваные серые тучи, цеплялись за шпиль Адмиралтейства, уходили на юго-восток, туда, к городу Чудово, где уже много дней шла подготовка войск фашистов к переброске на Ленинград. Длинным был разбег самолетов. Отягощенные бомбами, они как будто нехотя оторвались от взлетной полосы. Декабрьский день уже угасал. Все знали, что возвращаться бомбардировщикам придется в сумерках. Но Солдатов и Черных - опытные летчики.  

 3.       Беспокойство на аэродроме началось, когда истекло время полета, а бомбардировщики все еще не возвращались. Наконец послышался слабый гул моторов. На свинцовом фоне неба все яснее начала проступать черная точка. Люди, стоявшие на аэродроме, напрягали зрение, чтобы отыскать вторую такую же, но тщетно. Возвращался лишь один самолет.

   4      Когда из кабины приземлившегося бомбардировщика выбрался старший лейтенант Солдатов, его окружили все, кто был поблизости. Солдатов молчал. Молчали и обступившие его люди.

                                         6 – живая картинка

— Отлетался наш Ваня, по - орлиному летал, по-орлиному и погиб...  

Мощная облачность в этом районе помогла нам с  истребителями сопровождения скрытно подойти к Чудову. Наши молодые, но уже бывалые, штурманы: Алексей Поздняков и Семён Косинов точно вывели группу на цель, но для  бомбёжки надо было снизиться ниже облаков. Пытаясь отпугнуть советские самолеты, фашисты не жалели снарядов. Небо рябило от разрывов .Я вдруг увидел, что машина Черных начала падать. Но уже в следующее мгновение падение прекратилось. Он справился с подбитой машиной. Хуже было другое: по крыльям бомбардировщика полз огонь.

Ваня начал резко кренить самолет. Сбить пламя не удалось. Оно упрямо подбиралось к моторам. Он перестал бросать машину из стороны в сторону. Горящий бомбардировщик развернулся и, опередив меня, пошел над дорогой, где вытянулась колонна немецких войск. Теперь я хорошо видел машину ведомого, видел, что экипаж и не собирается оставлять бомбардировщик.

       А самолет, горящий самолет выходил на боевой курс. Чувствовалось, что Иван с трудом управляет уже непослушной машиной. От фюзеляжа отделилась одна бомба, вторая, третья... Штурман Косинов, так же как и командир экипажа, несмотря на пожар, оставался на своем месте, бомбил. По струям трассирующих пуль было видно, что стрелок Губин поливает врагов свинцом.

        Выйдя из атаки, объятый пламенем бомбардировщик снова развернулся на дорогу, где в панике метались враги. "Зачем он снова заходит на цель? - подумал я. - Бомб-то все равно нет". Я увидел, что правая плоскость самолета ведомого была в огне, он резко накренился вправо. Я приказал Черных покинуть самолет, а в ответ услышал: "Командир! В плен, на поругание - нет!!! Прощайте!".
         Прицелившись в колонну автомобилей, горящий самолет резко терял высоту. Так, строго выдерживая направление, он пикировал до тех пор, пока не врезался в самый центр автоколонны. Над дорогой взметнулось пламя взрыва...

     Последние слова героев были: «Прощайте, друзья! Прощайте, товарищи! За Родину! За Ленинград!».

Так экипаж Ивана Черных повторил подвиг Николая Гастелло, совершив наземный таран. Так они стали «Огненным экипажем», легендой. Так сердцем своим закрыли дорогу фашистам на Ленинград.

                          Последние мгновения полёта…

 1.      16 января 1942 года указом президиума Верховного Совета СССР командиру Огненного экипажа лейтенанту Ивану Черных, штурману корабля лейтенанту Семёну Косинову и стрелку-радисту Назару Губину было присвоено звание – Герой Советского Союза – посмертно.

                                      Слайд 20

      Р.Рождественский «Помните…»

       Минута молчания.

  1. На этом наш вечер, посвященный 70 – летию подвига «Огненного экипажа», окончен. Спасибо за внимание.

Песня из кинофильма «Офицеры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подари дереву жизнь!

Как из желудя вырастить сеянец? Как озеленить город? Как объединить детей от 3 до 9 лет общим делом? Экологическое воспитание через эксперимент, исследование и практические действия....

Презентация " Десант по местам боевых подвигов огненных экипажей"

музей имени и.с. черныхПрезентация о подвигах : Черных И.С, Игашова П.С., и подвиг танка Т-28...

Проект « Подари учебнику жизнь!»

Данный проект предлагается  учащимся 2-3 классов....

Внеклассное мероприятие посвященное Дню памяти подвига «Огненного Экипажа».

Патриотическое и гражданское воспитание школьников определяется как одно из приоритетных в современной школе. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социа...

Проект «Подари вторую жизнь! Вторичное использование бытового мусора»

Вторичное использование мусора.В повседневной жизни мы нередко используем вещи, которые на самом деле сделаны из мусора, и даже не догадываемся об этом. Так родилась идея создания этого проекта ...

Проект " Подари учебнику жизнь!"

Проект " Подари  учебнику жизнь!"...