Рабочая программа внеурочной деятельности «Киноуроки» (АООП УО (ИН) вариант 1)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Начальная школа – детский сад № 16″
города Байкальска Слюдянского района Иркутской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ НШДС №16
_____________О.В. Бибик ______________ Л.Г. Иванова
«____» ______________ 20_____ г. «____» _____________ 20____ г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Киноуроки»
(АООП УО (ИН) вариант 1)
на 2021-2022 учебный год
(уровень начального общего образования)
Составитель:
М.П. Кузнецова,
учитель начальных классов
Программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
Протокол от «____» _____________21 г. № ___
Руководитель _________________(Плисюк И.Н.)
Байкальск 2021г.
- Пояснительная записка
Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» с 2014 г. реализует Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект). Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности. Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности. При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов. Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.
Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме 4 качество личности на практике. Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности. Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; освоения социальных практик участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта социальных практик детьми и подростками является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.
Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта, где формируется база данных о деятельности участников. Информация о результатах выполнения социальных практик систематизируется и публикуется в ежемесячном журнале «Искусство созидать», освещается в информационной программе «Искусство созидать». Инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.
Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике. Материалы Проекта рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях страны Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
Настоящая Программа апробации системы воспитания Проекта (далее – Программа) разработана в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение одного учебного года. Апробация системы воспитания Проекта осуществляется с 2019-2020 учебного года в десяти регионах РФ. В образовательных учреждениях отработана система проведения киноуроков, накоплен первый опыт выполнения социальных практик. В развитие системы воспитания Проекта разработана модель реализации социальных практик, апробировать которую предлагается в 2020-2021 учебном году в работе педагогов с обучающимися, имеющими, в основном, опыт реализации социальных практик школьного уровня. Задача, стоящая ОУ при реализации настоящей Программы – увеличение числа социальных практик, выполненных на внешкольном уровне с привлечением НКО, деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию социально значимых задач. Идеальные условия для реализации Программы будут обеспечены при поддержке инициативы обучающихся органами местного самоуправления.
Цель-Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
II. Общая характеристика внеурочной деятельности
Образовательная программа «Киноуроки» относится к духовно-нравственному направлению и ориентирована на социально-культурное, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Программа способствует развитию у детей духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
III. Место в учебном плане
Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и направлена на реализацию одной из важнейших задач - освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
IV. Личностные результаты и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей, и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающий получит возможность научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по алгоритму.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся получит возможность научится:
- строить сообщения в устной;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
V. Содержание курса внеурочной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле, содержание которого корректируется ОУ сообразно организационным и кадровым условиям.
1. «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала киноурока предполагает следующее:
∙ установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания последних к обсуждаемой на уроке информации, доносимой в специально снятых для школы фильмах, нацеленных на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, активизации познавательной деятельности учащихся;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
понятий, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей киноуроков через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через специальные рассказы и фильмы Проекта, а также подобранные
по теме киноурока тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуаций для
обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
- учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время киноурока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка социально значимой деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых социальных практик, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
реализованным с общественно значимой деятельности.
2. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить и закрепить на практике качества,
рассматриваемые в ходе проведения киноуроков (доброта, внимание, забота, уважение и
др.). Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,
слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства может быть реализован на внешкольном
и школьном уровнях.
Внешкольный уровень:
• участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий, проводимых на базе школы, учреждений внешкольного развития (в том
числе городского и областного характера и с участием НКО);
• посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим
в микрорайоне расположения школы;
• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной
сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье
и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по
благоустройству территории данных учреждений, в том числе при участии НКО;
• включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или
проживающих в интернатах или учреждениях здравоохранения;
• участие школьников в проведении благотворительных ярмарок, акций,
направленных на сбор средств для оказания помощи нуждающимся;
На школьном уровне:
• участие школьников в организации благотворительных праздников,
мероприятий;
• участие школьников в работе с младшими ребятами: организация и проведение
мероприятий, привлечение к реализации общественно полезных дел;
• участие школьников в благоустройстве пришкольной территории.
VI. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика видов учебной деятельности |
1 | «Когда небо улыбается» | 1 | Знакомство с основами волонтерской деятельности, примерами проектов, выполненных на внешкольном и школьном уровнях |
2 | Социальная практика | 1 | Выбор темы социальной практики |
3 | Социальная практика | 1 | Проведение социальной практики |
4 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов социальной практики |
5 | Фильм « Стеша» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
6 | Социальная практика | 1 | Обсуждение инициатив школьников, составление плана социальной практики. |
7 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики, |
8 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов |
9 | Фильм «Ванька-адмирал» | 1 | Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии |
10 | Социальная практика | 1 | Обсуждение инициатив школьников, составление плана социальной практики. |
11 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
12 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов |
13 | Фильм «Новогодний подарок» | 1 | Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии |
14 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
15 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
16 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов |
17 | Фильм «Шайба» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
18 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
19 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
20 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов социальной практики |
21 | Фильм «музыка внутри» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
22 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
23 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
24 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов социальной практики |
25 | Фильм «Мой друг Дима Зорин» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
26 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
27 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
28 | Рефлексия | Подведение итогов социальной практики | |
29 | Фильм «ЭРА» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
30 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
31 | Социальная практика | 1 | Реализация социальной практики |
32 | Рефлексия | 1 | Подведение итогов социальной практики |
33 | Фильм «Александр» | 1 | Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии. |
34 | Социальная практика | 1 | Выбор социальной практики |
Итого | 34 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Классная комната, оборудованная аудио и видео аппаратурой, ПК, проектором, таблицами (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/19/picture-57297-1395242105.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОШАГОВОЕ СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-779526-1461183303.jpg)
Подвижные игры как вариант организации внеурочной деятельности
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-855753-1481631388.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-1067024-1539011035.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-1508015-1706257498.jpg)
Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2. начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...