Внеклассное мероприятие "Культура речи"
план-конспект урока (1 класс)
Использовать на классных часах или уроках родного русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_meropriyatie_kultura_rechi_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное воспитательное мероприятие на тему:
«Культура речи»
Культура речи
Задачи: 1. Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.
2. Установить зависимость между речевой культурой и его общей культурой.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку.
4. Формировать навыки речевого общения.
Ход занятия
- Песня «До чего дошел прогресс?»
Ведущий: Дети, мы с вами живем в такое время, когда за человека, действительно, очень многое делают роботы, компьютеры. Многие ребята разучились общаться со своими сверстниками, не читают книг, а практически все свободное время сидят у компьютера. Скажите, а может человек развивать свою речь, пополнять свой словарный запас, если он не читает книг или мало читает?
Ведущий: Не знаю я, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живем то клево, то в прикиде,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят на языке,
И грубые слова,
И без конца из уст летит
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Научиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Это излечит наше состояние,
Огромного требует речь внимания.
А коль начнем за языком следить,
Богатство мира сможем сохранить.
Ведущий:
Язык – это наша история, наше богатство, культура. Это язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества родного языка. Как же писатели и поэты относились к родному языку? Давайте посмотрим. (Слайды)
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Культура человека проявляется в его одежде, поступках, в отношении к взрослым, в любви к России.
Как вы поняли, тема нашего классного часа: «Культура речи».
По тому, как говорит человек, какие слова употребляет в речи, уже можно предположить культурный он или нет. Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается.
А как вы понимаете, что такое культура речи?
(Ответы детей).
Ведущий: Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко, точно излагать свои мысли. А это очень трудное дело. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.
2. Песня «Если б не было школ»
Ведущий: Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа? На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.
Ведущий: Чтобы овладеть литературным произношением, надо читать больше книг, следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете:
- Чтение стихотворения.
Знакомьтесь: Петя, мой сосед –
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магАзин на обед.
Хозяйка моет стаканЫ,
Секет свеклУ, пекёт блины.
И до меня дошел черед:
Портфель он пОртфелем зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ! - несется со двора –
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, ПетЯ,
Ведь ты большой, а не дитя!
ПетЯ обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ведущий: Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это, ну, блин.
Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Вася Крутилкин.
4. Сценка
Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
Вася. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.
Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
Вася. В третьем «Бы».
Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Вася. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
Вася. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Васи градусник.)
Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (достаёт и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
Ведущий:
- Какую болезнь обнаружил доктор у Васи? Согласны ли вы с диагнозом?
- Какой рецепт дал доктор?
Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Вася. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова, используйте в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.
- Культура речи - это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.
- Чтение стихотворения
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Отменить, что ли, «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
За что мы говорим «Спасибо»
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, «добрый путь»
Тоже к доброму чему-нибудь.
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы,
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Конкурсная программа
- Объясни лексическое значение слов:
- Базар – место для торговли, обычно на площади.
- Гимн – торжественная песня.
- Ландыш – травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками.
- Хлебороб – крестьянин, земледелец.
- Пустомеля – тот, кто любит говорить попусту, болтать вздор.
- Космонавт – тот, кто совершает полеты в космическом пространстве.
- Расставь ударение в словах.
Алфавит, портфель, документ, магазин, свекла, арахис, средства, красивее, километр, щавель.
- Объясни фразеологизмы.
- Бросать слова на ветер (говорить без пользы, необдуманно)
- В ежовых рукавицах (строго, сурово)
- Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего)
- Заруби на носу (запомни крепко-накрепко, навсегда)
- Каши не сваришь (не договоришься, не сделаешь какого-либо дела)
- Остаться с носом (терпеть неудачу, остаться без того, на что надеялся)
- Смотреть сквозь пальцы (намеренно не обращать внимания на что-либо плохое; сознательно не замечать чего-либо)
- Убить двух зайцев (одновременно выполнять два разных дела).
- «Словарный запас»
Кто больше назовет слов-признаков к существительным: солнышко, апельсин, мяч.
- Найди анаграмму к слову:
Вешал – левша кабан – банка мир - Рим клоун – уклон
Комар – корма кот – ток ров – вор приказ – каприз
Автор – товар
- Подберите синонимы и антонимы.
Опрятный – аккуратный Бедный - богатый
Актёр – артист Близкий - далекий
Блестеть - сверкать Нежный - грубый
Буря – ураган Пасмурный - ясный
Доктор – врач Отвечать - спрашивать
Душистый – ароматный Плакать - смеяться
Жара – зной, пекло Шумный - тихий
Воин – боец, солдат Провожать - встречать
Злой – сердитый Слабый - сильный
- Продолжи пословицы.
- Один про Фому, … (другой про Ерёму)
- Без терпенья нет … (уменья)
- От скуки бери …(дело в руки)
- Плохая шутка до добра … (не доведет)
- Маленькое дело лучше большого … (безделья)
- Кто ищет, тот … (всегда найдет)
- Что посеешь, то и … (пожнешь)
- Поспешишь - … (людей насмешишь)
А какие вы знаете пословицы о дружбе, Родине?
Ведущий: Дети, я хочу вам сейчас раздать памятки с правилами культуры речи. Давайте прочитаем их вместе. Мне очень хочется, чтобы вы эти правила не только запомнили, но и выполняли.
Правила «Культура речи»
1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».
3. Не спеши высказать свои мысли.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""
Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Жемчужины речи"
Чтобы лучше понять историю и характер русского народа мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выра...
Cценарий внеклассного занятия по развитию речи и риторике "Форд-боярд"
Предлагаю сценарий внеклассного занятия по развитию речи и риторике, который я провела с учащимися второго класса. В основу внеклассного занятия «Школьники в Форде Боярд» легло содержание учебно...
Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе «Путешествие в загадочный город»
Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе "Путешествие в загадочный город"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Части речи.
Знакомство с частями речи в игровой форме....
Внеклассное мероприятие по риторике "Культура речи"
Беседа с детьми о культуре речи...