Внеклассное мероприятие "Культура речи"
план-конспект урока (1 класс)

Использовать на классных часах или уроках родного русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie_kultura_rechi_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное воспитательное мероприятие на тему:

«Культура речи»

        

Культура речи

Задачи: 1. Познакомить  учащихся  с  основными  требованиями  к  культуре  речи.

               2. Установить  зависимость  между  речевой  культурой  и  его  общей  культурой.

               3. Воспитывать  любовь и  уважение  к  родному  языку.

               4. Формировать  навыки  речевого  общения.

        

Ход  занятия

  1. Песня «До чего дошел прогресс?»

Ведущий: Дети, мы с вами живем в такое время, когда за человека, действительно, очень многое делают роботы, компьютеры. Многие ребята разучились общаться со своими сверстниками, не читают книг, а практически все свободное время сидят у компьютера. Скажите, а может человек развивать свою речь, пополнять свой словарный запас, если он не читает книг или мало читает?

Ведущий:   Не  знаю  я, куда  мне  «бечь»,

Мы  засорили  нашу  речь.

Живем  то  клево, то  в  прикиде,

Но  в  основном  на  жизнь  в  обиде.

«Блины» висят  на  языке,

И  грубые  слова,

И  без конца  из  уст  летит

Хула, хула, хула.

И  чтобы  жизнь  нам  изменить,

Научиться  надо  говорить.

Очистим  нашу  речь  от  скверны,

Это  поможет  душе  и  нервам.

Это  излечит  наше  состояние,

Огромного  требует  речь  внимания.

А  коль  начнем  за  языком  следить,

Богатство  мира  сможем  сохранить.

Ведущий:

   Язык – это  наша  история,  наше  богатство, культура. Это  язык  Пушкина, Тургенева, Толстого, Паустовского  и  других  великих  хранителей  красоты, могущества родного  языка. Как же писатели и поэты относились к родному языку? Давайте посмотрим. (Слайды)

   В  речи  человека, как  в  зеркале,  отражается  его культура, воспитанность. Культура человека проявляется в его одежде, поступках, в отношении к взрослым, в любви к России.

Как вы поняли, тема нашего классного часа: «Культура речи».

По тому, как говорит человек, какие слова употребляет в речи, уже можно предположить культурный он или нет. Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается.

А как вы понимаете, что такое культура речи?

  (Ответы детей).

 Ведущий:  Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко, точно излагать свои мысли. А это очень трудное дело. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

      2. Песня «Если б не было школ»

 Ведущий: Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?  На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

   Ведущий:  Чтобы овладеть литературным произношением, надо читать больше книг, следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете:

  1. Чтение стихотворения.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед –

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магАзин на обед.

Хозяйка моет стаканЫ,

Секет свеклУ, пекёт блины.

И до меня дошел черед:

Портфель он пОртфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут ПетЯ.

- ПетЯ! - несется со двора –

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ,

Ведь ты большой, а не дитя!

ПетЯ обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

 Ведущий: Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это, ну, блин.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Вася Крутилкин.

4. Сценка

Доктор. На что жалуешься, молодой человек?

Вася. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Вася. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Вася. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Вася. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Васи градусник.)

Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (достаёт и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

 Ведущий:

- Какую болезнь обнаружил доктор у Васи? Согласны ли вы с диагнозом?

- Какой рецепт дал доктор?

  Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Вася. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

 Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова, используйте в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.

- Культура речи - это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

  1. Чтение стихотворения

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

  И, наверно, не пойдет в аптеку,

  И здоровым будет много лет.

  Отменить, что ли, «Пожалуйста»?

  Повторяем его поминутно.

   Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

  Нам становится неуютно.

  За что мы говорим «Спасибо»

  За все, что делают для нас.

  И мы припомнить не могли бы –

  Кому сказали? Сколько раз?

  Нам желают доброго пути!

  Будет легче ехать и идти.

  Приведет, конечно, «добрый путь»

  Тоже к доброму чему-нибудь.

  Эти слова всем известны давно,

  Видишь, они и просты, и не новы,

  Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!        

Конкурсная программа

  1. Объясни лексическое значение слов:
  • Базар – место для торговли, обычно на площади.
  • Гимн – торжественная песня.
  • Ландыш – травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками.
  • Хлебороб – крестьянин, земледелец.
  • Пустомеля – тот, кто любит говорить попусту, болтать вздор.
  • Космонавт – тот, кто совершает полеты в космическом пространстве.
  1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, портфель, документ, магазин, свекла, арахис, средства, красивее, километр, щавель.

  1. Объясни фразеологизмы.
  • Бросать слова на ветер (говорить без пользы, необдуманно)
  • В ежовых рукавицах (строго, сурово)
  • Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего)
  • Заруби на носу (запомни крепко-накрепко, навсегда)
  • Каши не сваришь (не договоришься, не сделаешь какого-либо дела)
  • Остаться с носом (терпеть неудачу, остаться без того, на что надеялся)
  • Смотреть сквозь пальцы (намеренно не обращать внимания на что-либо плохое; сознательно не замечать чего-либо)
  • Убить двух зайцев (одновременно выполнять два разных дела).

  1. «Словарный запас»

Кто больше назовет слов-признаков к существительным: солнышко, апельсин, мяч.

  1. Найди анаграмму к слову:

Вешал – левша          кабан – банка        мир - Рим        клоун – уклон            

Комар – корма           кот – ток                ров – вор              приказ – каприз

Автор – товар

  1. Подберите синонимы и антонимы.

Опрятный – аккуратный                              Бедный - богатый

Актёр – артист                                       Близкий - далекий

Блестеть -   сверкать                                Нежный - грубый

Буря – ураган                                          Пасмурный - ясный

Доктор – врач                                                Отвечать - спрашивать

Душистый – ароматный                                  Плакать - смеяться

Жара – зной, пекло                                     Шумный - тихий

Воин – боец, солдат                                    Провожать - встречать

Злой – сердитый                                            Слабый - сильный

  1. Продолжи пословицы.
  • Один про Фому, … (другой про Ерёму)
  • Без терпенья нет … (уменья)
  • От скуки бери …(дело в руки)
  • Плохая шутка до добра … (не доведет)
  • Маленькое дело лучше большого … (безделья)
  • Кто ищет, тот … (всегда найдет)
  • Что посеешь, то и … (пожнешь)
  • Поспешишь - … (людей насмешишь)

А какие вы знаете пословицы о дружбе, Родине?

Ведущий: Дети, я хочу вам сейчас раздать памятки с правилами культуры речи. Давайте прочитаем их вместе. Мне очень хочется, чтобы вы эти правила не только запомнили, но и выполняли.

Правила «Культура речи»

1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».

3. Не спеши высказать свои мысли.

4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.

8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""

Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Жемчужины речи"

Чтобы лучше понять историю и характер русского народа  мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выра...

Cценарий внеклассного занятия по развитию речи и риторике "Форд-боярд"

Предлагаю сценарий внеклассного занятия по развитию речи и риторике, который я провела с учащимися второго класса. В основу внеклассного занятия «Школьники в Форде Боярд» легло содержание учебно...

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе «Путешествие в загадочный город»

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе  "Путешествие в загадочный город"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Части речи.

Знакомство с частями речи  в игровой форме....