Урок мужества "Журавли над Ильменем"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Урок мужества на основе краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurseaya_rabota_zhuravli_nad_ilmenem.doc | 48 КБ |
zhuravli_nad_ilmenemt.pptx | 400.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Растим патриотов России»
Номинация: Урок мужества
Название работы: «Журавли над Ильменем»
Авторский коллектив: Вязинина Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса
г. Старая Русса. Ул. Володарского 10,
тел. 8- 902-14 92 813
Самсонова Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики
г. Старая Русса. Ул. Карла Маркса, д. 24
тел. 8- 951-728 - 2545
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерактивный урок-экскурсия «Журавли над Ильменем»
Цель: способствовать созданию условий для формирования гражданских и патриотических чувств учащихся через обращение к памяти о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи:
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- на основе материалов краеведческого характера показать интернациональный характер победы в Великой Отечественной войне
- воспитывать патриотические чувства: уважение к истории своей страны, города, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Предварительная подготовка :
I.Поисковый этап: встреча с сотрудником музея Северо – Западного фронта, которая познакомила с материалами по данной теме; поиск стихов по данной тематике; ознакомление с материалами официального сайта республики Саха (Якутия)
II.Организационный: подготовка ученического мастер-класса по изготовлению бумажных журавликов; обеспечение экскурсионного автобуса для поездки к мемориалу воинам –якутянам в деревне Устрека Старорусского района; приобретение живых гвоздик; создание презентации для проведения классного часа.
Возрастная категория: 3-4 класс
Область применения: данный материал можно использовать для проведения классных часов, как в начальной, так и в основной школе по направлению «Патриотическое воспитание школьников»
Форма проведения: интерактивный урок-экскурсия
Методы реализации: проблемно-поисковый, коллективный
Ожидаемые результаты: активизация внимания обучающихся к истории своего города в рамках периода Великой Отечественной войны; формирование патриотических чувств.
Краткое содержание:
В годы Великой Отечественной войны рукой об руку с русским народом, который принял на себя главный удар военной мощи фашистской Германии, сражались и ковали победу представители разных народов нашей многонациональной страны. В том числе и тех регионов, до которых не докатились военные действия.
В городе Старая Русса есть улица Якутских Стрелков, а далёком городе Якутске – улица Ильменская. Что же связывает два этих названия? А связывает их война. В далёком 1943 году бойцы 19-ой отдельной лыжной бригады 12 стрелкового корпуса, в составе которой было около 400 якутов, на побережье озера Ильмень вели затяжные кровопролитные бои с подразделениями вермахта. Об этих событиях рассказывают поэмы С.Васильева «Священный Ильмень» и Андрея Кривошапкина «Вечная память», и снят фильм режиссёра Никиты Аржакова « Журавли над Ильменем».
А как же мы, Рушане чтим память героев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины?! Этому посвящён наш урок.
Содержательная часть.
Интерактивный урок-экскурсия «Журавли над Ильменем»
- Информационная часть
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. В 2015 году две великие даты будут отмечать жители Старой Руссы – 1000 - летие родного города и 70-летие Победы. Одному такому событию посвящён сегодня наш классный час. (слайд 1)
- Есть в Старой Руссе улицы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Назовите их.
В городе Старая Русса есть улица Якутских Стрелков, а далёком городе Якутске – улица Ильменская. Что же связывает два этих названия?
- А связывает их война. В армейской газете «За честь Родины» от 31 мая 1944 года под напечатана статья якутских корреспондентов под заглавьем «Единство фронта и тыла», где пишут «Якутия находится в глубоком тылу, на расстоянии 10 тыс. км от передовой линии фронта. Несмотря на суровые природные условия, где зима тянется восемь месяцев и морозы доходят до -60 градусов, где в течении трех месяцев нависает полярная ночь, без дневного сияния, сопровождаемая снежными буранами, не помешали тыловикам Якутии давать государству и фронту много золота, пушнины, рыбы и др. ценных для обороны продукции. Якутский народ поклялся отдать все силы на разгром гитлеровцев, днем и ночью своим самоотверженным героическим трудом кует победу над врагом. Далёкая Якутия живет едиными помыслами со своей армией, в рядах которых сражаются ее лучшие сыны. »
Ученик 1: Согласно данным архивов, якутские стрелки из 19-й отдельной бригады (12-й стрелковый корпус) 22 февраля 1943 г. выступили на восточный берег Ильменя. Они должны были пройти по озеру 30 километров, выйти на южный берег озера около деревни Ретле и перерезать шоссейную дорогу Старая Русса — Шимск. Полностью им задачу выполнить не удалось. Враг находился на высоком ильменском берегу, а якутским стрелкам пришлось наступать по ровному льду Ильменя. Укрыться было негде. И при подходе к берегу противник обрушил на идущих по льду огонь артиллерии, подверг их налетам авиации. Многих тогда отважных воинов поглотил Ильмень. (слайд 2 -3)
Ученик 2. Старый Ильмень,
Ты помнишь их —
Огневых, Молодых,
Живых!
Их ночной
Боевой переход…
Как трещал под ногами лед…
Как коварно яснел небосвод.
Приближая зловещий восход…
И внезапно
Налет…
Бомбы…
Бомбы
Терзали лед!..
И хлестал, и сметал металл…
И стонал
Клокотал,
от огня и от крови ран, Ты, мой Ильмень, Седой ветеран…
Ученик 3. Это был не восход - ад…
Ни вперёд, ни назад
Сжат, умирал, утопал брат
А над Леной рыдал снегопад…
Снова мстители шли и шли
Из лесных и степных сторон…
И вручал матерям земли
Похоронные почтальон…
Дорогой был оплачен ценой
Мирный полдень Отчизны родной!..
Учитель: Рядом воевали тысячи людей: дети разных народов нашей Родины. Многие из них пали в огне сражений. Героизму, мужеству советского солдата посвящается поэма-реквием якутского поэта Сергея Васильева «Священный Ильмень». Он был не только поэтом, который воспел ратный подвиг лучших сыновей народа, но и стал инициатором возведения на берегу озера Ильмень памятника героическим воинам 19-й бригады.
В 2005 г. якутский режиссер Н. Аржаков снял художественный фильм «Журавли над Ильменем» (слайд 4) (показ фрагмента фильма, приложение 2)
Почему именно журавли? Дело в том. что упоминание о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала.(слайд 5)
Поэт Расул Гамзатов, написал песню «Журавли». Она стала песней-реквиемом, песней-молитвой, плачем по всем солдатам, «с кровавых не вернувшимся полей». (видеоролик, приложение 3)
- Технологическая часть.
Мастер - класс. Я предлагаю сделать журавликов и пустить их в полет над озером Ильмень как дань памяти воинам якутянам, сложившим жизни за дело великой Победы. (Изготовление журавликов, приложение 4)
- Экскурсионная часть.
Поездка к мемориалу воинам - якутянам к деревне Устрека. Возложение цветов. Под песню «Журавли» дети запускают бумажных журавликов с высокого берега над озером Ильмень.
Приложения:
- Мультимедийная презентация;
- Фрагмент фильма Никиты Аржакова « Журавли над Ильменем»;
- Видеоролик на песню Расула Гамзатова «Журавли»
- Схема изготовления бумажного журавлика.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 февраля 1943г. якутские стрелки из 19-й отдельной бригады 12-го стрелкового корпуса выступили на восточный берег озера Ильмень… Старый Ильмень, Ты помнишь их - Огневых, Молодых, Живых…
И внезапно Налет… Бомбы… Бомбы Терзали лед !..
Фильм якутского режиссёра Н. Аржакова «Журавли над Ильменем»
Что символизируют журавли у разных народов невероятную тоску по родному краю; приближенность к Богу и духовному миру души поверженных храбрых воинов , перевоплощающихся в журавлей птицу всеобщего счастья и радости.
Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей Не в землю нашу полегли когда-то А превратились в белых журавлей…
Снова на Ильмень спускается вечер Снова стою я над ним… Пусть же витает над озером вечно Память героям моим…
Используемая литература 1. Рисунки учащихся СОШ № 5, 6 г. Якутска 2. Материалы официального сайта Республики Саха (Якутия) 3.С.Васильев «Священный Ильмень» Якутское книжное издательство г.Якутск 1968 год 4.Материалы музея Северо-Западного фронта г.Старая Русса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Сценарий агитбригады "Священный Ильмень"
Агитбригада посвящается воинам-якутянам....
Озеро Ильмень. Новгородская область. Россия.
Материал по краеведению....
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...