Урок мужества "Журавли над Ильменем"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Урок мужества на основе краеведческого материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurseaya_rabota_zhuravli_nad_ilmenem.doc48 КБ
Файл zhuravli_nad_ilmenemt.pptx400.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс                                          «Растим патриотов России»

Номинация:                                    Урок мужества

Название работы:                           «Журавли над Ильменем»

Авторский коллектив:                   Вязинина Наталья Алексеевна,

                          учитель начальных классов

                                      МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

                                                         г. Старая Русса. Ул. Володарского 10,

              тел. 8- 902-14 92 813

                                                        Самсонова Светлана  Леонидовна,

                          учитель начальных классов

                                                    МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики

                                                         г. Старая Русса. Ул. Карла  Маркса, д. 24

              тел. 8- 951-728 - 2545

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Интерактивный урок-экскурсия «Журавли над Ильменем»

Цель: способствовать  созданию  условий для формирования гражданских и патриотических чувств учащихся через обращение к памяти о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- на основе материалов краеведческого характера показать интернациональный характер победы в Великой Отечественной войне

- воспитывать патриотические чувства: уважение к истории своей страны, города,  чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка :

I.Поисковый этап: встреча с сотрудником музея Северо – Западного фронта, которая познакомила с материалами по данной теме; поиск стихов по данной тематике; ознакомление с материалами официального сайта республики  Саха (Якутия)

II.Организационный: подготовка ученического  мастер-класса по изготовлению бумажных журавликов; обеспечение  экскурсионного  автобуса для поездки к мемориалу воинам –якутянам в деревне Устрека Старорусского района;  приобретение  живых  гвоздик; создание презентации  для проведения классного часа.

Возрастная категория: 3-4 класс

Область применения:  данный материал можно использовать для проведения  классных часов, как в начальной, так и в основной школе  по направлению «Патриотическое воспитание школьников»

Форма проведения:  интерактивный урок-экскурсия

 Методы реализации: проблемно-поисковый, коллективный

Ожидаемые результаты: активизация внимания обучающихся к истории своего города в рамках периода Великой Отечественной войны; формирование патриотических чувств.

Краткое содержание:

В годы Великой Отечественной войны рукой об руку с русским народом, который принял на себя главный удар военной мощи фашистской Германии,  сражались и ковали победу  представители разных народов нашей многонациональной страны. В том числе и тех регионов, до которых не докатились военные действия.

В городе Старая Русса есть улица Якутских Стрелков, а далёком городе Якутске – улица Ильменская. Что же связывает два этих названия? А связывает их война. В далёком 1943 году бойцы 19-ой  отдельной  лыжной  бригады  12  стрелкового  корпуса,  в  составе которой было  около  400  якутов,  на  побережье  озера  Ильмень  вели  затяжные  кровопролитные  бои  с  подразделениями  вермахта. Об этих событиях  рассказывают поэмы С.Васильева «Священный Ильмень» и  Андрея Кривошапкина «Вечная память»,  и снят фильм режиссёра  Никиты Аржакова « Журавли над Ильменем».

А как же мы, Рушане чтим память героев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины?! Этому посвящён наш урок.

Содержательная часть.

Интерактивный урок-экскурсия «Журавли над Ильменем»

  1. Информационная часть

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. В 2015 году  две великие даты будут отмечать жители Старой Руссы – 1000 - летие родного города и 70-летие Победы. Одному такому событию посвящён сегодня наш классный час. (слайд 1)

 - Есть в Старой Руссе улицы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Назовите их.

В городе Старая Русса есть улица Якутских Стрелков, а далёком городе Якутске – улица Ильменская. Что же связывает два этих названия?

- А связывает их война. В  армейской  газете  «За  честь  Родины»  от  31  мая  1944  года  под  напечатана  статья  якутских корреспондентов   под  заглавьем  «Единство  фронта  и  тыла»,  где  пишут  «Якутия  находится  в  глубоком  тылу,  на  расстоянии  10  тыс.  км  от  передовой  линии  фронта.  Несмотря  на  суровые  природные  условия,  где  зима  тянется  восемь  месяцев  и  морозы  доходят  до  -60  градусов,  где  в  течении  трех  месяцев  нависает  полярная  ночь,  без  дневного  сияния,  сопровождаемая  снежными  буранами,  не  помешали  тыловикам  Якутии  давать  государству  и  фронту  много  золота,  пушнины,  рыбы  и  др.  ценных  для  обороны  продукции.  Якутский  народ  поклялся  отдать  все  силы  на  разгром  гитлеровцев,  днем  и  ночью  своим  самоотверженным  героическим  трудом  кует  победу  над  врагом. Далёкая Якутия   живет  едиными  помыслами  со  своей  армией,  в  рядах  которых  сражаются  ее  лучшие  сыны. »

Ученик 1: Согласно  данным  архивов,  якутские стрелки из 19-й отдельной бригады (12-й стрелковый корпус) 22 февраля 1943 г. выступили на восточный берег Ильменя. Они должны были пройти по озеру 30 километров, выйти на южный берег озера около деревни Ретле и перерезать шоссейную дорогу Старая Русса — Шимск. Полностью им задачу выполнить не удалось. Враг находился на высоком ильменском берегу, а якутским стрелкам пришлось наступать по ровному льду Ильменя. Укрыться было негде. И при подходе к берегу противник обрушил на идущих по льду огонь артиллерии, подверг их налетам авиации. Многих тогда отважных воинов поглотил Ильмень. (слайд 2 -3)

Ученик 2. Старый  Ильмень,

Ты  помнишь  их  —

Огневых,  Молодых, 

Живых!

Их  ночной

Боевой  переход…

Как  трещал  под  ногами  лед…

Как  коварно  яснел  небосвод.

Приближая  зловещий  восход…

И  внезапно

Налет…

Бомбы…

Бомбы

Терзали  лед!..

И хлестал, и сметал металл…

И стонал

Клокотал,

 от огня и от крови ран, Ты, мой Ильмень, Седой ветеран…

Ученик 3. Это был не восход    - ад…

Ни вперёд, ни назад

Сжат, умирал, утопал брат

А над Леной рыдал снегопад…

Снова мстители шли и шли

Из лесных и степных сторон…

И вручал матерям земли

Похоронные почтальон…

Дорогой был оплачен ценой

Мирный полдень Отчизны родной!..

Учитель: Рядом  воевали  тысячи  людей:  дети  разных  народов  нашей  Родины.  Многие  из  них  пали  в  огне  сражений.  Героизму,  мужеству  советского  солдата  посвящается  поэма-реквием  якутского поэта Сергея  Васильева  «Священный  Ильмень».  Он  был  не  только  поэтом,  который  воспел  ратный  подвиг  лучших  сыновей  народа,  но  и  стал  инициатором  возведения  на  берегу  озера  Ильмень  памятника  героическим  воинам  19-й  бригады.

В  2005  г.  якутский  режиссер  Н.  Аржаков  снял  художественный  фильм  «Журавли  над  Ильменем» (слайд 4) (показ фрагмента фильма, приложение 2)

Почему именно журавли? Дело в том. что упоминание о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала.(слайд 5)

Поэт Расул Гамзатов, написал песню «Журавли». Она стала  песней-реквиемом, песней-молитвой, плачем по всем солдатам, «с кровавых не вернувшимся полей». (видеоролик, приложение 3)

  1. Технологическая часть.

Мастер - класс. Я предлагаю сделать журавликов и пустить их в полет над озером Ильмень как дань памяти воинам якутянам, сложившим жизни  за дело великой Победы. (Изготовление журавликов, приложение 4)

  1. Экскурсионная часть.

Поездка  к мемориалу воинам - якутянам к деревне Устрека. Возложение цветов. Под песню «Журавли» дети запускают бумажных журавликов с высокого берега над озером Ильмень.

Приложения:

  1. Мультимедийная  презентация;
  2. Фрагмент фильма Никиты Аржакова « Журавли над Ильменем»;
  3. Видеоролик на песню Расула Гамзатова «Журавли»
  4. Схема изготовления бумажного журавлика.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журавли над Ильменем памяти воинам- якутянам 19-ой отдельной лыжной бригады ПОСВЯЩАЕТСЯ

Слайд 2

22 февраля 1943г. якутские стрелки из 19-й отдельной бригады 12-го стрелкового корпуса выступили на восточный берег озера Ильмень… Старый Ильмень, Ты помнишь их - Огневых, Молодых, Живых…

Слайд 3

И внезапно Налет… Бомбы… Бомбы Терзали лед !..

Слайд 4

Фильм якутского режиссёра Н. Аржакова «Журавли над Ильменем»

Слайд 5

Что символизируют журавли у разных народов невероятную тоску по родному краю; приближенность к Богу и духовному миру души поверженных храбрых воинов , перевоплощающихся в журавлей птицу всеобщего счастья и радости.

Слайд 6

Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей Не в землю нашу полегли когда-то А превратились в белых журавлей…

Слайд 7

Снова на Ильмень спускается вечер Снова стою я над ним… Пусть же витает над озером вечно Память героям моим…

Слайд 8

Используемая литература 1. Рисунки учащихся СОШ № 5, 6 г. Якутска 2. Материалы официального сайта Республики Саха (Якутия) 3.С.Васильев «Священный Ильмень» Якутское книжное издательство г.Якутск 1968 год 4.Материалы музея Северо-Западного фронта г.Старая Русса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Сценарий агитбригады "Священный Ильмень"

Агитбригада посвящается воинам-якутянам....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...