Рекомендации по формирования экологической культуры младших школьников
консультация (1 класс)
В статье даны рекомендации по формированию экологической культуры младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по формирования экологической культуры младших школьников
Основная задача экологического образования младших школьников состоит в воспитании рационального и ответственного отношения к природной среде, которое основывается на базе экологического сознания.
Ответственное отношение к социоприродной среде проявляется в следовании нравственных и правовых принципов природопользования, в деятельной творческой деятельности по усвоению и охране природной среды, соблюдении правил природопользования. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и совершенствование связей между природой и человеком.
Процесс экологического воспитания в начальных классах, на наш взгляд, должен опираться на педагогические условия.
1. Целевой – системообразующий принцип. Основная цель экологического воспитания на уроке – формирование экологически грамотной личности. Общая для каждого учреждения цель конкретизируется в зависимости от региональных, материальных возможностей учреждения.
Общая цель должна реализовываться в узких, конкретных целевых установках на каждом этапе учебно-воспитательного процесса.
2. Содержательный принцип – один из центральных педагогических условий экологического воспитания. Реализация его усиливает связь воспитания с жизнью, способствует развитию у школьников комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со своей средой обитания и трудовой деятельности.
На основе ценностных установок в процессе педагогических действий у учащихся складываются психологические установки, перерастающие в убеждения, которые являются основой формирования мировоззрения, определяющего философские взгляды на взаимосвязь природы и человека.
Первой стадией работы с любым коллективом школьников является ознакомление с их знаниями и их интересами. Только после анализа этого этапа можно переходить к организации каких-либо учебно-познавательных мероприятий. Так, используя эту «связку», характеризующую степень экологической воспитанности, можно ставить соответствующие цели и организовывать необходимые действия. По этой «цепочке» выстраиваются и остальные этапы воспитательного процесса. В этом проявляется системный метод осуществления модели.
Содержание педагогического процесса определяют, как правило, программы массовой и кружковой работы. Сюда входят экологические практикумы, экспедиции, подготовка проектов и т.д. Подход к организации деятельности заключается в том, что она должна носить общественно полезный характер и быть направленной на решение региональных и локальных проблем охраны окружающей среды, охраны памятников природы и культуры, выявления видов загрязнения городской среды, оценки здоровья населения микрорайона, выявления причин детских заболеваний и т.д.
Особую роль можно отводить массовым, проектным, исследовательским формам деятельности. Это не только ознакомление с экологическими проблемами в целом широкой группы школьников, но и раскрытие значимости локальных проблем, их возникновения, последствий и путей решения. Например, загрязнение вод – одна из главных проблем практически всех районов. Основная причина этого – безграмотная деятельность человека.
Активными формами деятельности являются конференции и игры. Наиболее эффективны деловые ролевые игры, когда в игре на основе знаний происходит формирование поведения школьника, выполняющего определенные задачи, выработка собственной мировоззренческой позиции. Индивидуальный подход в экологическом воспитании предусматривает серьезную работу по профориентации в процессе групповой, массовой и индивидуальной работы по специальной программе, которая нацеливает школьников на будущую профессию.
Основными этапами реализации системы экологического воспитания, на наш взгляд, является последовательность следующих действий в технологии этого процесса:
- формирование активной группы лиц – участников создания. В эту группу входят педагоги, методисты, администрация учреждения образования, а также школьники и их родители;
- организационная деятельность по интеграции индивиду групповых представлений педагогов, методистов, школьников;
- отбор и создание творческих мастерских;
-обмен мнениями на основе оппонирования о состоянии экологического воспитания в целом;
-обсуждение вариантов построения модели на основе модельных представлений, предложенных всеми участниками;
- составление проекта модели экологического воспитания;
- создание модели воспитательной системы на основе ее программы и построение перспективы ее совершенствования, так как любая модель при реализации видоизменяется.
Предлагаемая технология может использоваться как полностью, так и частично, поскольку структура и деятельность одного образовательного учреждения отличается от другого.
Существуют разные возможности для формирования опыта экологической деятельности, как в рамках урочных занятий, так и внеурочных, внеклассных. Кроме того, немаловажное влияние на формирование экологической культуры ребёнка имеет семья и семейные экологические ценности.
Работая над экологическим воспитанием детей, необходимо применять современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся – все это в комплексе влияет на формирование экологических представлений младших школьников.
У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни («День природы», «День леса», «Лесной карнавал» и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии, в период проведения которых желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения на природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в кружковые занятия.
Таким образом, игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения: развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли: развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки.
Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние как на уровень экологического воспитания, так и на здоровье детей.
В процессе экологического воспитания у учащихся формируется интерес к познанию окружающего мира. Экологические экскурсии, наблюдения в природе, систематическое изучение ее объектов и явлений помогают детям младшего школьного возраста постепенно постигать мир, открывать удивительное многообразие растительного и животного мира, осознавать роль природы в жизни человека, ценность ее познания, приобщают детей к миру прекрасного, воспитывают ответственное отношение к природе. Способствуют формированию нравственно-эстетических чувств и переживаний, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
В школе, в рамках уроков по курсу «Окружающий мир», формируются основы экологической деятельности младшего школьника, направленной на рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей.
При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры, но может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края.
Формы организации учебного процесса при реализации экологической деятельности в рамках курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экс пери ментальной проверки экологических гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Всё это позволяет заложить основы вхождения ребёнка в экологическую деятельность.
Во внеурочной деятельности существуют направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое. Учитель самостоятельно может выбрать это направление для того, чтобы наполнить его экологической составляющей. В рамках такой программы могут реализовываться различные экологические проекты: «Вода для каждого важна», «Огород на окне», «Покормите птиц», «День Земли», «Осторожно! Эти комнатные растения ядовиты», «Экологические катастрофы», «Экологические прогнозы», «Наш дом – природа», «Знатоки города» и т.д.
Усвоение экологических знаний требует высокого уровня общения, поэтому экологическим образованием можно заниматься и на уроках русского языка – писать сочинения о природе, составлять письма-помощи животным, призывы к людям о бережном отношении к лесу и т. д.
Массовые формы внеклассной работы позволяют привлечь к участию практически всех обучающихся. К этой работе относятся тематические просмотры научно-популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, конференция по исследовательским проектам, проведение классных часов по самой разнообразной тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...