Методическая разработка на тему: «Подвижные игры для младших школьников»
методическая разработка
Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся. Она, ограждая детей от негативного влияния улицы, а также от длительного просиживания дома у экранов телевизоров или компьютеров, предлагает им различные варианты заполнения своего свободного времени полезной деятельностью, развивающей личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temupodvizhnye_igry_dlya_mladshih_shkolnikov.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Подвижные игры для младших школьников»
Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию - создать максимально возможные условия для развития личности учащихся. Она, ограждая детей от негативного влияния улицы, а также от длительного просиживания дома у экранов телевизоров или компьютеров, предлагает им различные варианты заполнения своего свободного времени полезной деятельностью, развивающей личность.
А именно подвижные игры:
Игра «Дружба».
Ученики становятся в круг и со словами «Шире, шире, шире круг. У меня есть сто подруг. Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!» двигаются шагом по кругу. В центре круга стоит водящий, он с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой крутится на месте. На последние слова детей круг останавливается, и дети смотрят, на кого указывает водящий. Тот ученик, на которого указывает ведущий, выходит в центр круга. Они становятся спиной друг к другу. Дети говорят слова «Раз, два, три в одну сторону смотри!» После этих слов ведущий и ученик поворачивают голову. Если они повернули головы в разные стороны, то они закрепляют свою дружбу рукопожатием. Если головы повернули в одну сторону, то ученики обнимают друг друга. Водящим становится тот ученик, который вышел в центр круга по указанию водящего.
«Море волнуется»
Занимающиеся разбегаются по площадке, останавливаются в 1 м друг от друга, обозначают свои места кругами. Водящий ходит по площадке, выполняя различные движения. Произносит: «Море волнуется…» и кладёт руку на плечо игрока. Все, до кого он дотрагивается, идут за водящим и повторяют его движения. Отведя игроков как можно дальше от кругов, водящий неожиданно останавливается и быстро говорит: «Море спокойно». Все бегут занимать места в кругах, не успевший становится водящим.
«Волк во рву»
Посреди площадки проводят две параллельные линии в 70-100 см одна от другой. Это – коридор («ров»). Выбираются один – два водящих («волки»). Они находятся во рву, все остальные (козы») – на одной стороне площадки за линией «дома». На другой отмечено «пастбище».
По сигналу воспитателя «козы» бегут из «дома» на «пастбище», перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя изо рва, стараются осалить побольше «коз». Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, они вновь вступают в игру. Затем по сигналу «козы» снова перебегают на другую сторону «домой», а «волки» ловят их. После 2-4 перебежек выбирают новых водящих. Игра повторяется.
Выигрывают непойманные «козы» и те «волки», которые за время игры поймали больше «коз».
«Космонавты»
На площадке круги-ракеты с надписями: «Земля – Венера – Земля» и пр. В ракету садятся 4 человека. Все дети в большом кругу идут и говорят: «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет – опоздавшим места нет». Все стараются занять место в ракете. Кто опоздал – возвращается в круг. И так повторить несколько раз. Отмечаются те, кто совершил больше полётов.
«Мяч в кругу».
Участники игры берутся за руки, образуют круг, а после отступают назад насколько возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу мяч без определённой очерёдности. Каждый, кому брошен мяч, должен ловить его, не сходя с места.
Кто не поймает поданный мяч, тот становится водящим и занимает место в середине круга. Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего, которому разрешается увёртываться как угодно; но отбивать мяч водящий не имеет права. Если же мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего. И так далее.
«Перелётный мяч».
Участники игры стоят по кругу; в середине его – водящий. Играющие быстро перебрасывают мяч один другому без всякой определённой последовательности. Водящий старается коснуться мяча, когда он находится у кого-нибудь в руках или в воздухе.
Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч запятнан на лету, то на место водящего идёт тот, кто бросил мяч. Игрок, уронивший мяч, сменяет водящего. Мяч можно бросать не выше рук, поднятых над головой.
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие нараспев говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди в поле.
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звёзды горят,
Журавли кричат: гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Снова звучит распевка, игра повторяется.
«Съедобное - несъедобное»
Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «булка», «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнёс название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги – отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведёт игру в течение 3 минут.
После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.
Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произнесённым названием.
«Пятнашки».
Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Главное правило игры: тот, кого пятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой. У этой игры есть несколько вариантов.
«Пятнашки – зайцы»: пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит ему запрыгать на двух ногах, как зайцу, и он окажется в безопасности.
«Пятнашки – ноги от земли»: играющий может спастись от пятнашек, если встанет на какой-то предмет, например, на камень, дощечку.
«Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга – это домики. Один из играющих - пятнашка, догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашек в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.
«Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашек, выбирают себе имена (названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя выкрикнул своё игровое имя.
«День и ночь».
Играющие делятся на две команды – «день» и «ночь», становятся в шеренги, спиной друг к другу. Перед каждой командой на определённом расстоянии очерчен её «дом». Там можно будет прятаться от погони.
Та из команд, чьё название произнесёт ведущий, должна быстро повернуться лицом к другой команде и догонять убегающего противника. Важно учесть, что каждый ловящий должен стараться поймать того, кто стоял к нему спиной. Выигравший и проигравший выходят из своих команд.
«Совушка».
Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для этого место) По сигналу «День наступает» дети, подражая полёту бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» - «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.
Шишки, жёлуди, орехи.
Дети встают тройками, взявшись за руки, образуют круг.
Каждый из тройки имеет название: «шишки», «жёлуди», «орехи».
Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово: «орехи» (или «шишки», «жёлуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чьё - нибудь место. Если это ему удаётся, то он стаёт (орехом, шишкой, жёлудем), а тот, кто остался без места, стаёт на место ведущего.
«У медведя во бору».
Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух - трёх шагах от неё, находится берлога медведя. Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе проговаривают:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово – «рычит», «медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого – то поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое – пятеро.
«ХВОСТ ДРАКОНА»
Весёлая, как правило шумная игра, для игры требуется большое пространство, чистое и желательно мягкое (асфвальт не подходит, т.к. дети часто падают)
Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию – «паравозиком» (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.
Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию.
«Отгадай чей голосок»
Цель игры:
Развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения.
Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.
Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ
С помощью считалки выбирают водящего — жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- Если жмурка подойдет к предмету, о который можно удариться, его нужно предупредить криком «Огонь!», но это слово нельзя кричать с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать.
- Нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко.
- Пойманного игрока жмурка должен назвать, не снимая повязки.
«Садовник»
Все дети выбирают себе название цветка(роза, ромашка, тюльпан и т.д.). Ведущий –садовник. Он произносит такие слова:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме …. (называет любой цветок), например –розы.
Роза отвечает: «Ой»
Садовник: «Что с тобой»
Роза «Влюблена»
Садовник: «В кого?». Далее на раз, два, три, игрок под именем Роза должен успеть назвать другой цветок, например, в тюльпан. Теперь тюльпан отвечает на вопросы и называет цветок в который он влюблен. Если игрок не успел быстро ответить на вопрос, то он сдает садовнику свою вещь. Как только вещиц собирается несколько, то они разыгрываются как «фанты». Каждый игрок выполняет то задание, которая получает его вещь («фант»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."
Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...
Методическая разработка на тему: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, ...
Презентация к общему родительскому собранию методическая разработка по теме "Развитие нравственных ценностей младших школьников". 4класс
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка, отношения в семье и школе оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей и мировоззрение ребёнка....
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
Практические задания на уроках математики...
Методическая разработка по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированных заданий»
практико-ориентированные задания на уроках математики3-4 классы...