Конспект урока ОПК "Защита Отечества"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_opk_seminar.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме: 

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока:  познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать  содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в  группу  сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника,  выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к  христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Слайд 1.

  1. Организационный этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Дорогие ребята!

 Каждый из вас к нашему сегодняшнему уроку провел маленькое самостоятельное исследование. Давайте поработаем в ваших группах и обсудим, что у вас в результате получилось.

Работа в группах.

1 группа.

Прочитайте значения слов и обсудите, есть ли смысловая связь у этих понятий. Если есть, то какая?

2 группа.

Обсудите, как можно ответить на вопрос, какая заповедь кажется тебе наиболее важной?

3 группа.

Какую характеристику можно дать перечисленным историческим личностям? Обсудите, что у них общего.

 Обсуждение закончено. Я вижу, что вы пришли к единому мнению в своих группах. В течение урока мы услышим результаты обсуждения групп.

5'

Слайд 2.

Слайд 3.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 Предоставим слово ребятам второй группы. Они обсуждали ту часть домашнего исследования, где говорилось о заповедях. Послушаем результаты их обсуждения проблемного вопроса и выскажем свое мнение.

  1. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов) (сюжет: Пересвет переживает совершенное им на поле боя убийство обезоруженного противника)

 Я хочу показать вам небольшой отрывок из одного мультипликационного фильма. Возможно, он поможет нам во многом разобраться.

 Кто уже знаком с этим фильмом? Кого вы узнали? Кто эти люди?

 В какую минуту мы увидели Пересвета? О чём его размышления? О чём сожалеет этот человек?

(о нарушении заповеди: не убий!)

  1. Проблемная ситуация.

 В нашем учебнике по основам православной культуре не раз упоминаются слова Иисуса Христа о прощении. Он учил любить даже врагов. Говорил, что нужно подставлять левую щеку, если тебя ударили в правую.

 Как же тогда понять поступок Пересвета? В сюжетe мы увидели его в монашеском облачении, значит, он искренне верующий человек. Почему же он нарушает такую важную заповедь, данную Богом?

5'

Слайд 4.

Слайд 5.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 3 группа детей обсуждала задание, связанное с известными историческими личностями, в том числе и Пересвета с Ослябей. Давайте предоставим им слово. Расскажите, как вы смогли их охарактеризовать, что общего у этих людей.

 Вы абсолютно правы. Сегодня мы постараемся узнать и понять христианское отношение к войне и к воинскому долгу и ответить на вопрос, нарушается ли заповедь: не убий! во время военных действий.

Работа с учебником (стр.88-91)

 Откроем учебники ОПК. Прочитайте тему нашего сегодняшнего разговора и рубрику “Вы узнаете”.

 Возможно, кто-то из вас уже готов высказать свои предположения, когда война бывает справедливой.

 Спасибо за ваши размышления.

5'

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

  1. Этап “Открытия нового знания”

Цель: изучение нового знания и способов действий.

  1. Работа по учебнику (стр.88-89)

 Проверим предположения ребят по учебнику. Прочитаем на стр.88 последний абзац и далее (до слов “Но нельзя силой…”

 Когда война бывает справедливой?

 Пример какой справедливой войны приводит автор учебника? Приведите свои примеры справедливых оборонительных войн, которые вела наша страна?

  1. Христианское отношение к войне и воинскому долгу.

Работа с понятиями.

 Дома вы работали с некоторыми важными для нас сегодня на уроке понятиями, а ребята 1 группы обсуждали, есть ли смысловая связь у этих понятий. Давайте предоставим им слово.

 Могут ли эти слова стать характеристиками для наших героев – Пересвета и Осляби?

 Я хочу добавить, что они оба причислены Русской православной Церковью к лику святых.

 Посмотрите на ваши домашние заготовки. Подумайте и скажите, кто из перечисленных здесь людей был современниками Пересвета и Осляби?

 Святой преподобный Сергий Радонежский, великий молитвенник русской земли, сыграл огромную роль в победе князя Дмитрия Донского над войском хана Мамая на Куликовом поле. Благословив князя на победу, Сергий Радонежский отправил вместе с ним своих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших воинов, чтобы они мечом и молитвой поддержали русское войско в этой справедливой войне.

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов) (сюжет: Сергий Радонежский разъясняет  Пересвету христианский смысл справедливого заступничества)

 Когда же православный человек обязан взяться за оружие? Какую заповедь Христа напомнил Пересвету Сергий Радонежский?

Работа с учебником (стр.90)

 Подтвердим наши размышления чтением текста в учебнике. (до слов “Но даже на войне…”)

 Александр Пересвет исполнил свой долг христианского воина во время поединка с Челубеем.

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов) (сюжет: поединок Пересвета и Челубея)

Воин-христианин верит, что душа его бессмертна. Он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

 Прочитайте имена защитников русской земли в нашем учебнике. Что вы можете о них сказать?

 Особое место в этом списке занимает для нас Святой благоверный князь Александр Невский. Над проектом “Александр Невский – солнце земли русской” наш класс работает в течение всех четырех лет.

 Работаем в парах. Прочитайте сведения о нем в нашем учебнике (стр.91) и найдите слова о величайшей победе князя.

  1. Вывод.

 Вернемся к главному вопросу нашего сегодняшнего разговора: нарушается ли православным воином заповедь: не убий! во время военных действий? Почему?

20'

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: систематизировать полученные знания и повторить главные моменты изученного материала.

Работаем в парах.

Еще раз перечитайте третье исследовательское задание. Обсудите в парах, какое имя в этом ряду возможно можно было бы исключить из списка и почему?

Работа в группах.

Задание: придумать и озвучить главное правило жизни православного воина.

7'

Слайд 11.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2'

  1. Творческое домашнее задание.

(предложения учащихся)

1'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».

Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...

"Моё Отечество" конспект урока литературного чтения в 1 классе

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Предполагает работу по ФГОСам....

Конспект урока по орк и сэ 4 класс. Тема: «Образцы нравственности в культуре отечества.

Урок-презентация по основам религиозных культур и светской этике 4 класс....

Конспект урока ОПК "Любовь к Отечеству"

Конспект урока по учебному курсу«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Страницы истории Отечества" (УМК "Школа России")

Тип урока: " обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории" 4 класс. Урок составлен в соответствии новых требований ведения урока...

Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!" конспект урока "Красота добра"

Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!"Тема: "Красота добра".  Класс: 2 класс.  краткий конспект занятия. Второй урок из блога "Дорогою добра!". интерактивный урок, сопровождается п...