Конспект урока ОПК "Защита Отечества"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opk_seminar.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”
Методическая разработка
урока основ православной культуры в 4 классе.
УМК “Школа России”
по теме:
“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”
Педагог: Быстрых Н.А.
г.Гатчина
2013
Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.
Задачи урока:
- Предметные:
- познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
- проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
- представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
- Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
- Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
- Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
- Коммуникативные УУД:
- Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
- Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
- Регулятивные УУД:
- Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Личностные
Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.
Форма урока: традиционная.
Оборудование:
- Учебник:
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.
- Листы с исследовательскими заданиями.
- Мультимедийная презентация.
- Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
- ПК, проектор.
Ход урока.
Этапы урока | Время | |
Слайд 1. |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Дорогие ребята! Каждый из вас к нашему сегодняшнему уроку провел маленькое самостоятельное исследование. Давайте поработаем в ваших группах и обсудим, что у вас в результате получилось. Работа в группах. 1 группа. Прочитайте значения слов и обсудите, есть ли смысловая связь у этих понятий. Если есть, то какая? 2 группа. Обсудите, как можно ответить на вопрос, какая заповедь кажется тебе наиболее важной? 3 группа. Какую характеристику можно дать перечисленным историческим личностям? Обсудите, что у них общего. Обсуждение закончено. Я вижу, что вы пришли к единому мнению в своих группах. В течение урока мы услышим результаты обсуждения групп. | 5' |
Слайд 2. Слайд 3. |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Предоставим слово ребятам второй группы. Они обсуждали ту часть домашнего исследования, где говорилось о заповедях. Послушаем результаты их обсуждения проблемного вопроса и выскажем свое мнение.
Я хочу показать вам небольшой отрывок из одного мультипликационного фильма. Возможно, он поможет нам во многом разобраться. Кто уже знаком с этим фильмом? Кого вы узнали? Кто эти люди? В какую минуту мы увидели Пересвета? О чём его размышления? О чём сожалеет этот человек? (о нарушении заповеди: не убий!)
В нашем учебнике по основам православной культуре не раз упоминаются слова Иисуса Христа о прощении. Он учил любить даже врагов. Говорил, что нужно подставлять левую щеку, если тебя ударили в правую. Как же тогда понять поступок Пересвета? В сюжетe мы увидели его в монашеском облачении, значит, он искренне верующий человек. Почему же он нарушает такую важную заповедь, данную Богом? | 5' |
Слайд 4. Слайд 5. |
Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. 3 группа детей обсуждала задание, связанное с известными историческими личностями, в том числе и Пересвета с Ослябей. Давайте предоставим им слово. Расскажите, как вы смогли их охарактеризовать, что общего у этих людей. Вы абсолютно правы. Сегодня мы постараемся узнать и понять христианское отношение к войне и к воинскому долгу и ответить на вопрос, нарушается ли заповедь: не убий! во время военных действий. Работа с учебником (стр.88-91) Откроем учебники ОПК. Прочитайте тему нашего сегодняшнего разговора и рубрику “Вы узнаете”. Возможно, кто-то из вас уже готов высказать свои предположения, когда война бывает справедливой. Спасибо за ваши размышления. | 5' |
Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. |
Цель: изучение нового знания и способов действий.
Проверим предположения ребят по учебнику. Прочитаем на стр.88 последний абзац и далее (до слов “Но нельзя силой…” Когда война бывает справедливой? Пример какой справедливой войны приводит автор учебника? Приведите свои примеры справедливых оборонительных войн, которые вела наша страна?
Работа с понятиями. Дома вы работали с некоторыми важными для нас сегодня на уроке понятиями, а ребята 1 группы обсуждали, есть ли смысловая связь у этих понятий. Давайте предоставим им слово. Могут ли эти слова стать характеристиками для наших героев – Пересвета и Осляби? Я хочу добавить, что они оба причислены Русской православной Церковью к лику святых. Посмотрите на ваши домашние заготовки. Подумайте и скажите, кто из перечисленных здесь людей был современниками Пересвета и Осляби? Святой преподобный Сергий Радонежский, великий молитвенник русской земли, сыграл огромную роль в победе князя Дмитрия Донского над войском хана Мамая на Куликовом поле. Благословив князя на победу, Сергий Радонежский отправил вместе с ним своих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших воинов, чтобы они мечом и молитвой поддержали русское войско в этой справедливой войне. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов) (сюжет: Сергий Радонежский разъясняет Пересвету христианский смысл справедливого заступничества) Когда же православный человек обязан взяться за оружие? Какую заповедь Христа напомнил Пересвету Сергий Радонежский? Работа с учебником (стр.90) Подтвердим наши размышления чтением текста в учебнике. (до слов “Но даже на войне…”) Александр Пересвет исполнил свой долг христианского воина во время поединка с Челубеем. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов) (сюжет: поединок Пересвета и Челубея) Воин-христианин верит, что душа его бессмертна. Он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы. Прочитайте имена защитников русской земли в нашем учебнике. Что вы можете о них сказать? Особое место в этом списке занимает для нас Святой благоверный князь Александр Невский. Над проектом “Александр Невский – солнце земли русской” наш класс работает в течение всех четырех лет. Работаем в парах. Прочитайте сведения о нем в нашем учебнике (стр.91) и найдите слова о величайшей победе князя.
Вернемся к главному вопросу нашего сегодняшнего разговора: нарушается ли православным воином заповедь: не убий! во время военных действий? Почему? | 20' |
Цель: систематизировать полученные знания и повторить главные моменты изученного материала. Работаем в парах. Еще раз перечитайте третье исследовательское задание. Обсудите в парах, какое имя в этом ряду возможно можно было бы исключить из списка и почему? Работа в группах. Задание: придумать и озвучить главное правило жизни православного воина. | 7' | |
Слайд 11. |
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 2' |
(предложения учащихся) | 1' |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....
Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».
Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...
"Моё Отечество" конспект урока литературного чтения в 1 классе
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Предполагает работу по ФГОСам....
Конспект урока по орк и сэ 4 класс. Тема: «Образцы нравственности в культуре отечества.
Урок-презентация по основам религиозных культур и светской этике 4 класс....
Конспект урока ОПК "Любовь к Отечеству"
Конспект урока по учебному курсу«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Страницы истории Отечества" (УМК "Школа России")
Тип урока: " обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории" 4 класс. Урок составлен в соответствии новых требований ведения урока...
Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!" конспект урока "Красота добра"
Внеурочная деятельность "Служу Отечеству пером!"Тема: "Красота добра". Класс: 2 класс. краткий конспект занятия. Второй урок из блога "Дорогою добра!". интерактивный урок, сопровождается п...