Классный час по краеведению для учащихся начальных классов "Сказ о земле Пермской"
классный час по теме

Котова Елена Владимировна

Мероприятие призвано знакомить с историей Пермского края, с мифами и легендами коми-пермяков об истории возникновения Пармы, прививать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skaz_o_zemle_permskoy.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗ О ЗЕМЛЕ ПЕРМСКОЙ

(классный час по краеведению для 3 класса).

Цели и задачи: знакомить с историей Пермского края, с мифами и легендами коми-пермяков об истории возникновения Пармы; прививать чувство гордости и патриотизма за свою малую родину.

Оборудование: на доске – карта Пермского края; наглядный материал с видами природных достопримечательностей края; мультфильмы о Пермском крае ("Мульти-Россия"), "Сказ о Кудым-Оше", "Сказ о Пере-богатыре"; бумага для рисования, цветные карандаши.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, я хочу начать сегодняшний классный час с просмотра мультфильма. А вы, пока

                       будете смотреть, подумайте, о чем пойдет речь?

(Дети смотрят мультфильм о Пермском крае из серии "Мульти-Россия", отвечают на вопрос).

ВЕДУЩИЙ: Да, совершенно верно. Сегодня мы поговорим о нашем крае. Посмотрите, какую

                       большую территорию занимает Пермский край (Показ по карте). Территория нашего

                       края – это почти 2/3 Великобритании, а такие страны как Бельгия, Молдавия наш край

                       превышает в 5 раз! Иначе наш край называют Предуралье. Это говорит о том, что

                       находимся мы на западных склонах Уральских гор. А также нашу местность называют

                       Прикамье. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают).

                       Вообще, наш край очень богат реками. Даже в их названиях отражено слово "вода" –

                       окончание "ва" в переводе с коми означает "вода" – Сылва, Косьва, Иньва, Ласьва и др.

                       Ребята, а почему наш край носит такое название? (Дети высказываются). По поводу

                       происхождения слова "Пермь" существует немало предположений. Широкую

                       известность получило, например, мнение, согласно которому Пермь – видоизмененное

                       коми слово "парма" – возвышенная местность, поросшая еловым лесом. Однако это

                       предположение было отвергнуто и оказалось, что слово "Пермь" по происхождению не

                       коми и не русское. Его истоки в языке летописной веси Перама. Основной территорией

                       предков современных вепсов (веси) в прошлом было пространство между Ладожским и

                       Онежским озерами (Перама по-вепски – задняя Земля). Вепсское Перама попало в

                       русский язык в формах Перемь и Пермь. В связи с переселением поселения с северо-

                       запада территории слово Пермь попало сначала к вычегодским коми, проживавшим в

                       бассейне Северной Двины, позднее Пермь пришло в Верхнее Прикамье. Пермь Великая

                       – так называли земли Западного Урала. Я хоче предложить вашему вниманию еще одну

                       версию появления этого названия в нашем лексиконе.

(Просмотр мультфильмов "Сказ о Кудым-Оше", "Сказ о Пера-богатыре" Пермской киностудии. Разбор-беседа после просмотра).

ВЕДУЩИЙ: Наш край очень богат своей историей, людьми, достопримечательностями. Ребята, кто

                       был внимательным при просмотре предыдущих мультфильмов? Чем славится наш

                       край? (Ответы детей).

                       В 1938 году школьники деревни Гляденово, которая находится на реке Чусовая, нашли

                       на берегу огромные старые кости и отнесли их учительнице, а потом сообщили о

                       находке в Пермь, в краеведческий музей. Так начались раскопки, благодаря которым

                       целый период древней истории был назван именем нашего края – Пермский период.

                       (Показать фото останков мамонта, находящегося в Пермском краеведческом музее).

                       Так же на весь мир известен Пермский звериный стиль – это своеобразное искусство

                       мелкой металлической пластики. Он представлен сотнями находок ажурных бронзовых

                       и медных пластин, рельефных пронизок, подвесок, объемными изображениями

                       животных, птиц, рыб, фантастических существ и людей. Наиболее распространены

                       сюжеты, изображающие лося, медведя, утку или лебедя, которые считались

                       священными животными. (Показать фото).

                       А знаете ли вы, почему нас называют "Пермяк – соленые уши"? (Ответы детей). Соль-

                       пермянка – мелкая да белая. Именно соль прославила в 17 веке Пермский край. Соли в

                       России не хватало. Ее закупали за границей, стоила она на вес золота. Прикамье было

                       богато на выходы соленой грунтовой воды – рассолов. Выварка соли на соликамской

                       земле велась в тяжелых условиях. Везде бедность неприкрытая. Амбары просолились

                       насквозь. Здесь и потеют солеными растворами, и плачут солеными слезами. Соль

                       стоит и в воздухе, осаждается на усах, бороде… Соль носят в мешках на спине, рассол

                       течет на уши, разъедая их… Отсюда понятной становится поговорка… (Показать фото).

                       Много в нашем крае интересного: это и Пермский балет, и Пермская деревянная

                       скульптура, которой нет больше нигде в России, да и в мире. Это и современные

                       предприятия, кующие славу Пермскому краю.

                       А сейчас я предлагаю создать выставку достопримечательностей нашего края.

(Дети рисуют наиболее запомнившиеся особенности Пермского края. Рисунки вывешиваются в классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"

Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....

Классный час «День Земли» для учащихся начальной школы

Тема защиты природы в настоящее время актуальна для всех. Для детей младшего школьного возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением....

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся начальной школы "Защитники Земли Русской": литературно-музыкальная композиция и военно-спортивные игры. В 5 частях.

Методическая разработка сценария праздника к 23 февраля для учащихся начальной школы "Защитники Земли Русской" состоит из двух частей: литературно - музыкальной композиции и военно - спортивных игр "А...

Открытый классный час "День космонавтики" для учащихся начальной школы

Провели классный час на тему "День космонавтики", познакомились с историей космонавтики, подготовили рисунки, доклады, стихи, побывали в планетарии....

Классный час "Слагаемые здоровья" для учащихся начальных классов

Классный час посвящен здоровой пище, закаливанию, движению и т.д....

Экологический симпозиум для учащихся начальных классов «Берегите землю! Берегите!» (2-3 класс)

Цель мероприятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Задачи: - углубить представление об источниках загрязне...

Открытый классный час "День космонавтики" для учащихся начальной школы

Познакомить учащихся с историей освоения космоса и первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики. Подготовили мероприятие классный руководите...