Дружба..Какое прекрасное слово
план-конспект занятия (3 класс)
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание. Классный час предназначен для учащихся 3-4 класса, это мероприятие нравственной направленности и посвящено обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba._kakoe_prekrasnoe_slovo.doc | 79 КБ |
druzhba.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: "Дружба.… Какое прекрасное слово"
Пищук Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой»
«Дружба – самое необходимое для жизни,
так как никто не понимает себе жизни без друзей,
даже если бы он имел все остальные блага».
Аристотель
Пояснительная записка:
Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание. Классный час предназначен для учащихся 3-4 класса, это мероприятие нравственной направленности и посвящено обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших школьников.
Цель классного часа – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
- расширить знание детей о дружбе;
- на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
- показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
- развивать умения рассуждать и взаимодействовать в группе
Сценарий классного часа разработан на основе активных методов обучения с применением элементов дискуссии и игры, практической деятельности.
Технологии:
информационно-коммуникативные, игровые, технология сотрудничества, элементы технологии критического мышления, проектной технологии.
Оборудование:
- плакат «Дерево дружбы»;
- презентация;
- раздаточный материал: карточки для работы в группе и индивидуально
Список литературы
1. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» / Н.И. Дереклеева – М.: «5 за знания», 2006.
2. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Изд.: Детство-Пресс, 2010
3. Измайлов Л. Монолог о дружбе
4. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000
5. Классные часы. Внеклассная работа. 1-4 классы. ФГОС. Издательство «Экзамен»,- М.:2012.
Интернет-источники 1. festival.1september.ru
Ход классного часа
Класс разделён на 4 группы.
Актуализация знаний.
Учитель. Хочу вам рассказать одну историю. (Слайд 1)
Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.
“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.
- Вот оно чудо! Дружба спасла человека! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Наш классный час называется: "Дружба… Какое прекрасное слово". (Слайд 2)
Давайте обсудим такие вопросы: (Слайд 3)
- Как ты думаешь, для чего человеку нужны друзья?
- Кого можно назвать настоящим другом?
Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
В толковом словаре С.И. Ожегова: (Слайд 4)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. (Слайд 5 -8)
Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба (Слайд 9)
Дружба - такое доброе, такое тёплое, такое радостное слово, В нем каждая буква как будто светится изнутри и как бы говорит нам: «Давайте жить в мире и согласии». И вы сами можете в этом убедиться. Попробуйте на каждую букву этого слова придумать «дружные» слова, характеризующие дружбу.
конверт №1 (Дети сначала записывают самостоятельно, затем обсуждают в группах, после этого на доске появляется запись.)
Д – доверие, доброта…
Р – радость, равенство…
У – уважение, успех…
Ж – жизнелюбие…
Б - братство, благородство…
А - активность…
Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Игра собери пословицу (Слайд 10)
Работа в группах (Слайд 11)
конверт №2 Ситуации. Попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1 | Вы пришли из школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. | (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».) |
Ситуация № 2 | Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг повредил руку. | (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».) |
Ситуация № 3 | Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. -А как можно вернуть дружбу? | (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».) |
Ситуация № 4 | Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. После этого случая наша дружба распалась. А как бы вы поступили на моем месте? | Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь. |
ФИЛЬМ (Слайд 12) Просмотр и обсуждение фильма «Настоящая дружба»
Игра "Друг к дружке" (Слайд 13)
- Сейчас я вас научу играть в интересную игру "Друг к дружке". Во время этой игры надо делать все очень быстро. Сейчас по моей команде "Друг к дружке" вы должны выбрать себе друга и пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться друг с другом:
- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Нос к носу!
Каждый раз, когда я говорю "Друг к дружке", вам надо быстро найти партнера, пожать ему руку и выполнять мои команды.
- Ухо к уху!
- Бедро к бедру!
- Пятка к пятке!
- "Друг к дружке"! Коленка к коленке!
- Затылок к затылку!
- Плечо к плечу!
В эту игру вы можете сами поиграть на перемене или на продленке.
Игра (Слайд 14 – 19)
- Какая девочка выручила своего друга из ледового плена?
- Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей?
- Этот герой произносил : «Я самый больной в мире человек!» Ему дали лекарство, а он в ответ произнёс : «Друг спас жизнь друга!» О ком идёт речь? Какое лекарство дали больному?
- Какие два друга лежали на песке и пели песню о солнышке? Назовите их.
- Этот герой всегда произносил фразу «Ребята, давайте жить дружно»
- В каком мультфильме герои пока строили Дом Дружбы нашли себе друзей
Групповая работа. Дерево дружбы конверт №3
Учитель. Какими качествами должен обладать друг? Герои мультфильма построили Дом Дружбы, а я вам предлагаю вырастить Дерево Дружбы. На столах карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту и др. Выбранные карточки дети прикрепляют к дереву.).
Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
Сейчас каждый из вас подойдет к «Древу дружбы», назовет всем те качества человека, которые он считает необходимыми для создания дружеских отношений и приклеит свой «листочек».
(после того, как все ребята приклеили свои листочки)
Ребята, посмотрите, какое веселое и привлекательное стало наше «Древо Дружбы»!!! Так и у человека происходит: чем больше в нас хороших качеств-«листочков», тем приятнее с нами общаться.
Это «Древо дружбы» останется в вашем классе как символ вашего дружного коллектива. И каждый раз, когда вы не знаете, как поступить в трудной ситуации, связанной с отношениями со своими одноклассниками и друзьями, подойдите к нему, и оно вам обязательно подскажет, что можно предпринять.
Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?
Песня «Дружба крепкая..» (Слайд 20)
Учитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Получили ли вы ответы на свои вопросы?
конверт №4 Смайлики
В сегодняшней нашей встрече (Слайд 21)
- Мне понравилось...
- Мне не понравилось...
- Я понял(а)…
- Я задумался (ась) о….
- У меня возникло чувство…
Встаньте, дети, Встаньте в круг (Дети встают вкруг)
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари
Слева друг и справа друг
А вместе это дружбы круг
Друзьям справа и слева руку пожми
Передай им тепло своей руки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДРУЖБА- ПРЕКРАСНОЕ СЛОВО
Как ты думаешь, для чего человеку нужны друзья? Кого можно назвать настоящим другом?
В толковом словаре С.И. Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дружба – самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага Аристотель, древнегреческий философ и учёный
Цицерон древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Без истинной дружбы жизнь – ничто. Цицерон
Пифагор, древнегреческий математик и философ . Дружба есть равенство
Аристотель, древнегреческий философ и учёный В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Аристотель, древнегреческий философ и учёный
Собери пословицу 1. Не имей 100 рублей, 2.Человек без друзей, 3.Нет друга- ищи, 4.Дерево живёт корнями, 5.Дружба не гриб, а человек друзьями. в лесу не найдёшь. а имей 100 друзей. что дерево без корней. а нашёл – береги.
Ребята, давайте жить дружно!
Мне понравилось… Мне не понравилось… Я сегодня понял (а)... Я задумался (ась) о… У меня возникло чувство…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба!Какое чудесное слово!
Внеклассное мероприятие по данной теме было проведено на районном семинаре среди учащихся 3 класса.Данная тема мероприятия актуальна во все времена,дети должны видеть важность дружбы между людьми.Ведь...
Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"
Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....
Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"
Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....
Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово"
Мероприятие подробно объясняет значение слова дружба. Цель дружбы....
Дружба! Какое чудесное слово!
Конспект внеклассного мероприятия....
Классный час "Дружба - какое чудесное слово"
Классный час формирует нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу. Развивается умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Дети узнают какими качествами обладает настоящий дуг, как...
Внеклассное мероприятие "Дружба! Какое прекрасное слово!"
Конспект открытого внеклассного мероприятия...