Исторические предпосылки создания условий для формирования здорового образа жизни обучающихся.
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Исторические предпосылки создания условий для формирования здорового образа жизни у учащихся школ.
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Проблема здоровья и здорового образа жизни учащихся, наряду с философским, медицинским, социологическим, педагогическим, психологическим аспектами, имеет и исторический характер. Вопросы сохранения здоровья учащихся существовали во все периоды становления и развития образования во всех странах. Здоровье обучаемых являлось и является атрибутом функционирования любого образовательного учреждения, в том числе и общеобразовательного.
Свою актуальность данная проблема приобрела с возникновением специальных учреждений - школ, которые в своем генезисе возникли как организационные формы «проведения досуга, свободного время препровождения» детей. Проведенный в ходе теоретического исследования анализ исторических источников педагогической направленности древних рабовладельческих цивилизаций показывает, что с появлением образовательных учреждений возникала проблема сохранения здоровья обучаемых. Видные мыслители тех далеких исторических эпох уже отмечали, с одной стороны, влияние умственных нагрузок на состояние здоровья детей и, с другой стороны, предлагали способы его сохранения.
Изучение исторических письменных источников показывает, что и в последующие эпохи в учебных заведениях практически всегда присутствовали элементы здорового образа жизни учащихся. Так, в школах древнего Египта, наряду с другими предметами, учащиеся изучали медицину, получали первоначальные медицинские знания, обучались приёмам закаливания, подвижным играм. В процессе обучения физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он слышал».
Гиппократ с нескрываемым восхищением отмечал, что египтяне - самый здоровый народ на свете, и объяснял это строгим соблюдением - гигиенических установлений. Повсюду в Египте бани были прекрасно устроены и доступны каждому, а египетские лечебницы называли домами жизни.
В Древней Греции система воспитания была направлена на формирование гармонически развитой личности, идеалом являлся физически здоровый человек, воспитание которого не мыслилось без физических упражнений. В Спарте огромное внимание уделяли физическому развитию. Здоровье будущего ребенка связывалось в первую очередь с физическим совершенством и здоровьем матери, поэтому спартанские женщины занимались физическими упражнениями, как и мужчины. «На древе человеческой цивилизации» спартанская культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью: Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника, но неслучайно их традиции физического воспитания, закаливания, охраны здоровья стали предметом подражания молодежи последующих поколений. Более систематические и основательные подходы к охране здоровья детей прослеживаются в педагогических идеях и практике образования Древнего Рима. Квинтилиан в своем главном труде «Ораторское образование» сравнивает ребенка с «драгоценным сосудом», с которым необходимо бережно и уважительно обращаться. Здоровое семейное воспитание должно оберегать детскую психику. В Древнем Риме окунали ребенка в воду и только после этого давали ему имя. По мнению Квинтилиана, нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как это подавляет стыдливость, формирует рабские качества.
Таким образом, в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здорового образа учащихся. Организация элементарного учебного процесса, его специфики, требовали и в то время, когда ещё были незначительные учебные нагрузки, обращать определенное внимание на проблему сохранения здоровья учащихся, для рассматриваемого периода были характерны:
- появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых;
- вооружение их первоначальными медицинскими знаниями;
- акцентированное внимание на соблюдение элементарных гигиенических установлений;
- использование различных физических упражнений, систем, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
- первые обоснования вести здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).
Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)
laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полно...
ПРОЕКТ духовно-нравственного развития и формирования здорового образа жизни обучающихся
Организация занятости детей и подростков в период летних каникул, безусловно, самая актуальная тема в воспитательной работе школы даже с условиях сложившегося действия на территории Челябинской област...

СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....