Экономическая игра: "Первые шаги предпринимателя"
статья (3 класс)

Черных Наталья Алексеевна

Актуальность проекта заключается в том, что у всех детей возникает проблема, как поделиться своим творчеством, как провести обмен поделок на взаимовыгодных условиях, как оказывать услуги в доступной и интересной форме. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить сложную проблему в интересную и увлекательную игру. Целью моего проекта стала знакомство своих учеников с экономическими взаимоотношениями по обмену продукции, равноправном взаимодействии ребят в группах (товариществах), развивать творческое отношение к труду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskaya_igra.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическая игра: «Первые шаги «предпринимателя» 

Черных Н.А.

учитель начальных классов ГБОУ гимназия №540, г. Санкт-Петербург

высшая категория

Из мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия:

«Экономическая культура включает в себя следующие основные компоненты.
Экономические знания — совокупность представлений о процессах производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, об экономических взаимосвязях между разными элементами общества и перспективах социально-экономического развития.
Экономические знания способствуют обретению человеком практических умений. На базе экономических знаний также формируется экономическое мышление человека.
Экономическое мышление
— составляющая экономической культуры, которая позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации»

Как в этом году образовался наш проект?

Дети с увлечением плели игрушки из резинок, готовили фенечки-браслеты, клеили конверты, и стали их распространять друг другу. Однажды я увидела, что в ход пошли деньги. Провела беседу о том, что деньги зарабатывают родители и распоряжаться ими могут только они. Ребята спросили, а как быть, если нам очень хочется изготавливать поделки, а другим их получать.

Эту проблему я вынесла на обсуждение родителей, они предложили не отказывать детям в их увлечении, а попробовать перевести в игру.

Я предложила детям обменивать свои изделия на условные «фанты», которые потом менять на заинтересовавшую поделку или услугу.

Так возникли новые отношения (экономическая игра)

Актуальность нашего проекта заключается в том, что у всех детей возникает проблема, как поделиться своим творчеством, как провести обмен поделок на взаимовыгодных условиях, как оказывать услуги в доступной и интересной форме. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить сложную проблему в интересную и увлекательную игру.

Цель:

Познакомить с экономическими взаимоотношениями по обмену продукции, равноправном взаимодействии ребят в группах (товариществах), развивать творческое отношение к труду 

Задачи

  • изучить экономические понятия и термины; ознакомить с процедурой проведения аукциона; получить начальные навыки ведения документации.
  • развивать экономическое мышление учащихся; умения применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления.
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.
    Методы работы над проектом: 

эксперимент, наблюдение, анализ ситуации, систематизация

Анкетированием в данном проекте стали заявления ребят на получение разрешения (лицензии) по изготовлению и взаимообмену поделками собственного труда.

Практическая значимость исследования

заключается в развитии творческого потенциала через поиск востребованной продукции,

приобретение опыта взаимодействия в товариществе

ознакомление с азами экономической грамотности

Предполагаемый результат: расширение интереса к творческой практической деятельности.

В ходе работы я увидела и другие результаты: улучшение взаимоотношений, переосмысление детьми таких ценностей, как помощь, выручка, творчество

1этап: Оформление фанта.

Прошел целый конкурс на оформление фанта, т.е. условной единицы оценки труда. Было много эскизов модели, бурное обсуждение всеми ребятами класса, а потом в этом процессе возникло название «фанта» ЧАК- четвертый А класс. Каждый участник игры получил стартовое количество ЧАКов, равное для всех.

2 этап: Мы познакомились с тем, что для деятельности нужна лицензия, прочитали об этом документе. Затем выбрали комиссию из ребят (я в роли консультанта) и стали учиться оформлять документы (сразу скажу, что у нас это условная форма, для меня она нужна была только, как оценка востребованности работы и показатель того, какие мини-группы формируются в процессе игры). Дети писали заявления (и это тоже требует познания) на одного, а в основном на группу ребят. Получали лицензию, и приступали к творческой деятельности.

3 этап. Самый яркий и результативный: поиск изделия, которое будет востребовано. Вначале все взялись делать конвертики (они нужны были для карточек со словами на иностранный язык), но их мало кто обменивал. Тогда стали возникать другие предложения – начался творческий процесс, что я и планировала, запуская игру. Это взаимообщение по обмену поделками. Ребята создавали оригами, картины, шкатулки, конверты, плетеные игрушки, самодельное мыло (результат проекта в 1 классе «Все о мыле», где мы научились изготавливать мыло, квиллинг-резьба) и упаковки к мылу, конверты, книжки-малышки, и даже помощь в поднятии настроения веселыми рассказами. Перед новогодними праздниками делали маски, игрушки для елки – если очень сложные, то на заказ по образцу, перед февральскими и мартовскими праздниками сувениры и открытки. Очень много оригинальных изделий – настоящая творческая фабрика.

4 этап: Поощрения: выдача дополнительных ЧАКов за хорошие находки (по показателям востребованности), пришлось регулировать соотношения количества ЧАКов за сложность изготовления изделия.

Возникли и вопросы: кто-то пытался принести фабричное изделие, у кого-то распалось товарищество, стал меняться состав групп, возникал «плагиат»

В процессе игры мы познакомились с экономическими терминами: лицензия, плагиат, товарищество, аукцион и др.

Я рассчитывала, что проект- игра закончится награждением грамотами лучших идей через месяц, но она была востребована в течении полугода и закончилась с окончанием учебы в четвертом классе.

5этап: Аукцион. По окончании игры у многих на руках оказалось различное количество ЧАКов, которые дети получили за свое творчество или как поощрение за работу в комиссии. Родительский коллектив решил помочь мне в проведении аукциона, и закупил подарки-сувениры, присоединив проведение аукциона к выпускному празднику «До свидания, начальная школа» Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе нашего состязания между ребятами победителем стал каждый, приобретя не только сувенир, но и опыт общения с товарищами, познания деловых отношений, раскрытия своего творческого потенциала.

«Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху, как к большому социальному достижению…» Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895с.»

Для меня это тоже огромный опыт проведения долгосрочного проекта. Наш проект вызвал интерес педагогического коллектива. В следующем учебном году среднее звено школы планирует продолжить работу по данному направлению.

«Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества». Дж Брайант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическая игра " Экономическое кафе" 2010г.

Материал для проведения экономической игры "Экономическое кафе" : правила игры, презентация, образцы меню....

Веселый урок-игра "Первый раз в первый класс"

Урок-праздник для первоклассников....

Педагогическое эссе на тему «Экономическая революция» или как стать чемпионом в сфере житейских экономических понятий».

       Время изменило многое. Страна пришла в движение. Бурно развивающийся на пороге третьего тысячелетия мир человеческих знаний то и дело бросает школьному образованию вы...

От экономической теории к экономической практике в начальной школе… (из опыта работы)

Разработка для публикации в Бюллетене для городского мероприятия "Открытая школа"...

Презентация "Своя игра «Первые шаги в искусство»"

В игровой форме первоклассники делятся знаниями, полученными на первых даух экскурсиях Эрмитажного абонемента "Первые шаги  в искусство"...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...