Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожный эрудит»
рабочая программа (1 класс)
Данная дополнительная образовательная программа направлена на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, получение знаний, умений, навыков и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 85.74 КБ |
zashchita.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Утверждаю» ИО директора МБОУ «СОШ п. Малиновский» Л.В. Баранова «12» февраля 2020 г. |
Программа профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма
«Дорожный эрудит»
Категория участников: 6,5- 8 лет |
Срок реализации: 2020-2021 уч.год |
Автор: Боревич Светлана Вацлавовна, учитель начальных классов |
МБОУ «СОШ п. Малиновский» |
Год разработки: 2020 |
2. Пояснительная записка
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения. Актуальность этой задачи подчеркивается тем обстоятельством, что, несмотря на положительные результаты выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», показатели потери детей на дорогах Российской Федерации в несколько раз выше аналогичных показателей в европейских странах.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, получение знаний, умений, навыков и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, поэтому я считаю, что привлекать ребенка надо уже в самом раннем возрасте. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей. Необходимо вырабатывать у детей иммунитет.
В настоящее время в связи с увеличившимся транспортным потоком на дорогах, всё возрастающей скоростью движения, проблема предупреждения дорожно-транспортного детского травматизма становится всё более актуальной.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения взрослых и детей.
Проблема травматизма детей-пассажиров в ХМАО-Югре не теряет своей актуальности. За 2019 год количество детей-пассажиров, получивших ранения в результате ДТП увеличилось на 18,8% (с 32 до 38).
В целом по округу отмечается снижение травмированных детей-пешеходов на 17,9% (с 56 до 46). При этом чаще стали совершаться наезды транспортных средств на детей. Данная статистика заставляет задуматься о том, достаточно ли времени посвящают родители, чтобы научить своих детей безопасно находиться на улицах и дорогах. Справиться с проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, свести к минимуму погибших и раненых на дорогах детей можно только «всем миром», сообща.
Нормативными основаниями для реализации данной программа являются: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351;
5. Конвенция «О правах ребёнка»;
6. Устав МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Новизна программы «Дорожный эрудит» состоит в том, что она разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В программе представлена система образовательной деятельности с детьми по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Данная система предполагает целенаправленное обучения не только детей, а так же их родителей практическим навыкам и представлениям, ценностным ориентирам, необходимым при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения. Дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит» предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Педагогической целесообразностью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само - и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение.
Цель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа участников в изучение ПДД.
Задачи:
- сформировать у детей устойчивые практические навыки выполнения правил дорожного движения;
- формирование сознательного и ответственного отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, навыков культуры поведения в транспорте;
- Формирование у родителей (законных представителей) обучающихся уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения, поддержание устойчивого интереса к безопасности детей, как участников дорожного движения.
- воспитание дисциплины и ответственности за свое поведение на дороге;
- развитие дорожной грамотности детей и взрослых, познавательного интереса обучающихся к ПДД, личностных качеств;
- отслеживать знания всех участников программы с помощью системы мониторинга.
Отличительной особенностью программы «Дорожный эрудит» является тот факт, что материал подобран и скомпонован таким образом, чтобы участники приобрели достаточные специальные знания и умения за сравнительно короткое время. Занятия имеют практическую направленность и способствуют формированию у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Процесс обучения является непрерывным, систематическим, регулярным, построенным с учетом психического и физического развития детей. В этой системе задействованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, и их родители, и педагоги.
Участники программы
- обучающееся 1 классов;
- родители (законные представители) обучающихся 1 классов;
- сотрудники Госавтоинспекции.
Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность занятия – 1 академических часа (академический час – 40 минут). Занятия проводятся 2 раза в месяц
Место реализации дополнительной образовательной программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
Планируется использование нетрадиционных форм, таких как:
- создание совместных проектов воспитанников и их родителей (законных представителей) по правилам дорожного движения,
- моделирование реальных условий дорожного движения с практической отработкой (имитация улиц города в кабинете по правилам дорожного движения, а так же в кабинете по «Роботехнике»);
- применение электронных мультимедийных обучающих игр-фильмов «Уроки тётушки Совы», обучающих презентаций;
- увлекательных аудио курсов по правилам дорожного движения (посредством информационно коммуникационных технологий);
- электронных образовательных ресурсов по обучению детей правилам дорожного движения.
А так же с традиционными формами обучения, такими как:
- встречи и беседы с инспектором ГИБДД,
- чтение детской художественной литературы,
-продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация),
- проигрывание различных ситуаций на дороге,
-развлечения, досуги, театрализованные представления на тему профилактика правил дорожного движения,
-участие в творческих конкурсах, посвященных правилам дорожного движения
Ожидаемый результат:
- ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения;
- единство взаимодействия образовательного учреждения и семьи по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма;
- развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- установление связей в организации совместной работы с органами ГИБДД.
Способ проверки результата: анализ результатов выполнения программы представленный на итоговом родительском собрании с приглашёнными специалистами МБОУ «СОШ п. Малиновский» социальным педагогом и зам. директора по воспитательной работе.
Работа по реализации программы
ведется по трём основным направлениям
1 направление диагностическое | 2 направление коррекция | 3 направление профилактика |
создание системы мониторинга эффективности работы по профилактике правил дорожного движения | ознакомление школьников с правилами дорожного движения | использование в работе ролевых, театрализованных, дидактических игр |
выявление уровня знаний детей по правилам дорожного движения | применение информационно коммуникационных технологий | просмотр мультфильмов, театрализованных представлений с тематикой безопасность движения |
выявление уровня знаний родителей об особенностях в обучении детей правилам дорожного движения | индивидуальное консультирование родителей, проведение родительских собраний по профилактике ПДД | чтение детской художественной литературы |
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Дорожный эрудит» | ||
Диагностика | 1.« Родительский всеобуч» | 1. Конкурс выразительного чтения по теме «Дорожная Азбука». |
Анкетирование | 2.Совместная проектная деятельность детей и родителей (выставка работ) | 2. Театрализованное представление «Уроки тётушки Совы» |
3.Памятки для родителей | 3. Деловая игра « Безопасность и дорога» |
3. Учебно-тематический план.
дополнительной образовательной программы
№ | Тема учебного занятия | Общее количество часов | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |||
| ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | «Мой безопасный маршрут» | 1 | 1 | |
| ||||
3 | «Моя улица родная» | 1 | 1 | 1 |
4
| «Виды транспорта» | 1 | 1 | |
5 | Сюжетно-ролевая игра «Улица» | 1 | 1 | |
6 | Подвижная игра «Эстафета» | 1 | 1 | |
| ||||
7 | «Путешествие в страну дорожных знаков» | 1 | 1 | |
8 | Светофор | 1 | 1 | |
9 | Пешеходные переходы | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Перекрёстки | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | «Осторожно, скользкая дорога» | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!» | 1 | 0.5 | 0.5 |
| ||||
13 | Правилами поведения в общественном транспорте | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Железнодорожный переезд | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Папа купил автомобиль | 1 | 1 | |
16 | «Пристегни ремни». | 1 | 1 | |
17 | «Внимание - велосипед, самокат, ролики» | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Описание содержания программы
Дополнительная образовательная программа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее – обучение обучающихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое – методическое обеспечение деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.
Одним из ведущим направлением является сотрудничество
«Школа-Родитель-Ребёнок».
Программа построена на игровых моментах (путешествие с тётушкой Совой) и является частью Программы воспитания и социализации обучающихся. Что позволяет не нарушать установленную структуру воспитательной программы класса.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью занятия проводятся с использованием игровых технологий: конкурсы, викторины, беседы, сказки, просмотр мультфильмов и т.п., что также обусловлено возрастными особенностями обучающихся начальных классов.
Данная программа рассчитана на детей с минимальным запасом знаний правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в семье, а затем и в школе.
Для проведения занятий в школе оборудован кабинет Безопасности дорожного движения, который поможет проводить занятия с использованием
мультимедийного оборудования и пособий в кабинете. Так же используется кабинет Робототехники для моделирования.
Содержание включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте, предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
На протяжении всего года обучения обучающееся в форме путешествия по страницам мультфильма «Уроки тётушки Совы» знакомятся с правилами дорожной безопасности.
Серия обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» давно уже пользуется заслуженной любовью у детей и их родителей. Хорошо известные сказочные персонажи превратят обучение в интересную и веселую игру.
Тетушка Сова расскажет, а ее помощники -- домовенок Непослуха, коты Яша и Кеся, кошечка Сима и собачка Буля -- на собственных примерах покажут детям, как надо вести себя в различных ситуациях на проезжей части и на тротуаре; объяснят, что такое зебра и светофор, почему дорогу можно переходить только в разрешенных местах и на зеленой свет.
Красочный и увлекательный мультипликационный фильм «Уроки тетушки совы. Азбука дорожной безопасности» сделает первое знакомство ребенка с правилами дорожного движения легким и непринужденным.
По завершению обучения проводится итоговое занятие в форме соревнования в сотрудничестве с родителями, представителями Госавтоинспекции, детьми.
4.Содержание
дополнительной образовательной программы
«Дорожный эрудит»
Раздел 1: «История ПДД» (2 часа)
Обсуждение плана работы, инструктаж по технике безопасности. Основные правила поведения на улице, дороге.
Раздел 2: «В городе» (2 часа)
Знакомство с основными правилами поведения на улице, дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Как ходить пешеходам по тротуару и обочине и где можно переходить улицу. Знакомство с терминами «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «пешеход». Поиск выхода из ситуации: что делать, если нет пешеходного перехода? Изучение алгоритма действий при ДТП. Изучение опасных ситуаций при движении по городу, улице. Изучение алгоритма первой медицинской помощи. Создание макетов с безопасным маршрутом.
Знакомство с видами транспорта и их назначением (автобус, троллейбус, автомобиль) и как его обходить.
Раздел 3 «Двор, подъезд» (2 часа)
При просмотре мультфильма «Уроки тётушки Совы» тётушка расскажет, какие опасности могут поджидать на первый взгляд в тихом и уютном дворике: возле въезда во двор, или возле гаражей.
Раздел 4 «Дорога, знаки» (6 часа)
История дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Предназначение дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Запрещающие дорожные знаки «Въезд запрещён», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Опасность». Знаки «Велосипедная дорожка» «Пешеходная дорожка». Разработка кроссвордов. Конкурсы рисунков «Новый знак». Разработка методического материала-памяток.
Знакомство с такими понятиями как «Пешеход», «Пешеходный переход», «Подземный переход». Изучение правил перехода дороги со светофором и без. Узнают несколько важных правил для безопасного перехода через дорогу как переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке.
Раздел 5: Безопасность в транспорте (6 часов)
Знакомство с правила пользования общественным транспортом. Изучение правил поведения на велосипедах, самокатах и роликах. Для чего нужен ремень безопасности. Что означают световые сигналы светофора. Изучение правил перевозки детей, использование детских кресел и ремней безопасности. Конкурс презентаций. Итоговое занятие.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Обучение детьми правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до обучающихся элементарных знаний правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания.
№ | Название раздела | Форма работы |
1 | «История ПДД» | 1. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 1 серия «История возникновения ПДД» 2. Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (1книга) |
2 | «В городе» | Сюжетно-ролевая игра «Улица» |
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 2-3 серия «Опасности во дворе» | ||
Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Улица» | ||
Конструктивно-модельная деятельность «Выставка машин» | ||
3 | «Дорога, знаки» | Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (2 книга) |
Продуктивная деятельность Рисование «Пешеходы идут по улице» | ||
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 4 серия «Дорожные знаки» 5,6 серии «Пешеходный переход» Урок 7. Разные дороги Урок 8. В плохую погоду | ||
Конструктивно-модельная деятельность «Парк для пешеходов» | ||
4 | Безопасность в транспорте | Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» | ||
Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь» | ||
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» Урок 9. Безопасность в общественном транспорте Урок 10. Метро и ЖД 11 серия «В автомобиле» 12 серия «Поездка на самокате» | ||
Продуктивная деятельность Рисование «Машины будущего» | ||
Праздник по правилам дорожного движения «Уроки тетушки Совы» |
Формы работы с родителями по профилактике ДТП
- Тематические родительские собрания
«Безопасный маршрут школьника»
«Вы, ребёнок, транспорт и дорога»
- Анкетирование по теме «Соблюдаете ли вы ПДД?»
- Индивидуальные беседы
- Мониторинг
- Организация и проведение семейных конкурсов по ПДД
- Выпуск пособий и памяток
- Сопровождение учащихся к месту проведения мероприятий
- Помощь в проведении классных часов.
Работа с сотрудниками ГИБДД и другими специалистами по профилактике ДДТТ.
- Проведение мероприятий с приглашением инспектора, медицинского работника, психолога.
- Игры – путешествия
- Классные часы
- Круглые столы
- Плановые беседы, организация совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД по пресечению нарушений ПДД .
6.Список литературы
1. Автовсеобуч. Н. Коваленко. Воспитание культуры дорожного движения в Абакане // ОБЖ. Основы безопасности жизни. Научно –методический и информационный журнал № 11/2007, с. 32.
2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.-80 с.
3. Е.А.Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2016г.
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)
6. http://www.сайт
http://nsportal.ru
http://luntiki.ru
www.usovi.com.ua
Литература, рекомендованная для обучающихся:
- Азбука дорожной науки: Учеб. Пособие для 1 кл. нач. шк./ Р.Н. Минниханов, И.А. Халиуллин, Ф.Ф. Харисов и др. – Казань: «Элодея», 2018.- 64 с. : ил. (с приложениями).
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками /Текст/ Авт. Сост. М.С. Коган. – 2-е ид., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 256 с. – (Сценарии игр и праздников).
Предварительный просмотр:
Защита проекта программы
1 слайд В рамках районного конкурса вариантных программ в сфере профилактики детского дорожно - транспортного травматизма «Зеленый огонек» мною была подготовлена дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит» (щелчок) направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, получение знаний, умений, навыков и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Данная программа содержит материал позволяющих детям в игровой форме почувствовать себя полноценными участниками дорожного движения.
Рассчитана на обучающихся 1 класса (в кол-ве 20 человек) продолжительностью 1 год, по 2 занятия в месяц. Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности, классных часов, при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Программа по подготовке обучающихся 1 класса начальной школы к безопасному поведению на дорогах разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
2 слайд
Предлагаю вашему вниманию гистограмму проблемы травматизма детей в ХМАО-Югре. За 2019 год количество детей-пассажиров, получивших ранения в результате ДТП увеличилось на 18,8% (с 32 до 38).
В целом по округу отмечается снижение травмированных детей-пешеходов на 17,9% (с 56 до 46). При этом чаще стали совершаться наезды транспортных средств на детей.
Данная статистика заставляет задуматься об актуальности проблемы детского дорожно-транспортного травматизма.
3 слайд
Актуальность и значимость данной проблемы для нашей школы очевидна, (щелчок) наличие случаев нарушений ПДД несовершеннолетними детьми подчеркивается тревожными статистическими данными.
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
4 слайд
Новизна программы «Дорожный эрудит» состоит в том, что она разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В программе представлена система, которая предполагает целенаправленное обучения не только детей, а так же их родителей практическим навыкам и представлениям, ценностным ориентирам, необходимым при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения.
А для этого надо создать условия. Поэтому целью данной программы стало
5 слайд
Цель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа участников в изучение ПДД.
Работа по реализации программы ведется по трём основным направлениям (щелчок)
Диагностика
Коррекция
Профилактика
Каждое направление имеет свои задачи. Я хотела бы подробнее остановиться на некоторых из них на мой взгляд более важных
6 слайд
- отслеживать знания всех участников программы с помощью системы мониторинга.
- развитие дорожной грамотности детей и взрослых, познавательного интереса обучающихся к ПДД, личностных качеств;
- сформировать у детей устойчивые практические навыки выполнения правил дорожного движения;
Остановимся на 1-ой задаче ( по гиперссылке) 7 слайд
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье и жизни детей. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса.
До того, как я начну работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, я предложу анкеты диагностики для детей и анкеты для родителей по ПДД, с помощью которых оценю уровень развития навыков пешехода у ребёнка.
Диагностическое обследование включает в себя три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе отбираю диагностический материал по ПДД, игры по ПДД, подготавливаю карты, бланк для заполнения полученных результатов обследования, планирую деятельность в момент обследования детей.
Полученную информацию в период обследования заношу в заготовленный бланк. Готовясь к обследованию детей, заранее подготавливаю бланки анкет для родителей.
Основной этап – самый важный период в диагностическом обследовании детей по ПДД.
Планируется работа по обследованию знаний, умений детей по ПДД, определяю способы получения информации, готовлю дидактический материал.
Приёмы: игровые, сюрпризные.
В период обследования определяю характер знаний и умений. Ход выполнения и результат выполненного задания поощряю.
3 этап. Заключительный. Проведение диагностического обследования
Продолжительность 2 – 3 дня.
Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.
В этот период я оцениваю, анализирую, обобщаю полученную информацию знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Определяю уровень знаний по ПДД.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Мониторинг проводится два раза в год:
1 –вводная (сентябрь)
2 -итоговая (май).
ТЕСТ по ПДД для учащихся 1-х классов
Проводится в течении года
Тесты для родителей о выявление уровня знаний об особенностях в обучении детей правилам дорожного движения в начале года
8слайд ( по гиперссылке)
2-ая задача
Развитие дорожной грамотности детей и взрослых, познавательного интереса обучающихся к ПДД, личностных качеств;
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся могут быть использованы следующие методы реализации программы:
Работа с родителями. Первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. Образовательные учреждения могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей.
С этой целью используются: наглядная информация на стендах для родителей; родительские собрания, семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объёмом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов); деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми ("Ребёнок и взрослый на улице и др.); открытые дни для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте; устные журналы и дискуссии, где заслушиваются выступления родителей о семейном воспитании, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге; совместные праздники и развлечения.
Встречи с сотрудниками ГИБДД. Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:
- посещение инспекторами образовательного учреждения с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
- проведение бесед с детьми;
- участие в праздниках и развлечениях;
Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у ребенка своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.
9 слайд ( по гиперссылке)
3-ая задача
- сформировать у детей устойчивые практические навыки выполнения правил дорожного движения;
- Обучение детьми правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до обучающихся элементарных знаний правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания.
На протяжении всего года обучения, обучающееся в форме путешествия по страницам мультфильма «Уроки тётушки Совы» знакомятся с правилами дорожной безопасности.
10 слайд ( по гиперссылке)(по щелчку)
Серия обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» давно уже пользуется заслуженной любовью у детей и их родителей. Хорошо известные сказочные персонажи превратят обучение в интересную и веселую игру.
Тетушка Сова расскажет, а ее помощники -- домовенок Непослуха, коты Яша и Кеся, кошечка Сима и собачка Буля -- на собственных примерах покажут детям, как надо вести себя в различных ситуациях на проезжей части и на тротуаре; объяснят, что такое зебра и светофор, почему дорогу можно переходить только в разрешенных местах и на зеленой свет.
Красочный и увлекательный мультипликационный фильм «Уроки тетушки совы. Азбука дорожной безопасности» сделает первое знакомство ребенка с правилами дорожного движения легким и непринужденным.
Серия 1: Правила дорожного движения
Серия 2: Дорога и транспорт
Серия 3: Двор
Серия 4: Дорожные знаки
Серия 5: Пешеходный переход
Серия 6: Перекрёсток
Серия 7: Правила безопасности на разных дорогах
Серия 8: Плохая погода на дороге
Серия 9: Общественный транспорт (обходить транспорт на остановке запрещено)
Серия 10: Метро. Железнодорожный переезд
Серия 11: Правила поведения в автомобиле
Серия 12: 5:10. Самокат, велосипед
Для проведения занятий в школе оборудован кабинет Безопасности дорожного движения, который поможет проводить занятия с использованием мультимедийного оборудования и пособий в кабинете. (по щелчку) Так же используется кабинет Робототехники для моделирования
.
Можно сделать вывод – если в течении года будут выполнены все эти задачи, тогда ожидаемый результат будет положительным
11 слайд
- ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения;
- единство взаимодействия образовательного учреждения и семьи по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма;
- развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- установление связей в организации совместной работы с органами ГИБДД.
А способом проверки результата будет: анализ результатов выполнения программы представленный на итоговом родительском собрании с приглашёнными специалистами МБОУ «СОШ п. Малиновский» социальным педагогом и зам. директора по воспитательной работе.
12 слайд
Планируется использование нетрадиционных форм, таких как:
- создание совместных проектов воспитанников и их родителей (законных представителей) по правилам дорожного движения,
- моделирование реальных условий дорожного движения с практической отработкой (имитация улиц города в кабинете по правилам дорожного движения, а так же в кабинете по «Роботехнике»);
- применение электронных мультимедийных обучающих игр-фильмов «Уроки тётушки Совы», обучающих презентаций;
- увлекательных аудио курсов по правилам дорожного движения (посредством информационно коммуникационных технологий);
- электронных образовательных ресурсов по обучению детей правилам дорожного движения.
А так же с традиционными формами обучения, такими как:
- встречи и беседы с инспектором ГИБДД,
- чтение детской художественной литературы,
-продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация),
- проигрывание различных ситуаций на дороге,
-развлечения, досуги, театрализованные представления на тему профилактика правил дорожного движения,
-участие в творческих конкурсах, посвященных правилам дорожного движения
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Дорожный эрудит» | ||
Диагностика | 1.« Родительский всеобуч» 2.Совместная проектная деятельность детей и родителей (выставка работ) 3.Памятки для родителей | 1. Конкурс выразительного чтения по теме «Дорожная Азбука». 2. Театрализованное представление «Уроки тётушки Совы» |
3. Деловая игра « Безопасность и дорога» |
№ | Тема учебного занятия | Общее количество часов | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |||
| ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | «Мой безопасный маршрут» | 1 | 1 | |
| ||||
3 | «Моя улица родная» | 1 | 1 | 1 |
4
| «Виды транспорта» | 1 | 1 | |
5 | Сюжетно-ролевая игра «Улица» | 1 | 1 | |
6 | Подвижная игра «Эстафета» | 1 | 1 | |
| ||||
7 | «Путешествие в страну дорожных знаков» | 1 | 1 | |
8 | Светофор | 1 | 1 | |
9 | Пешеходные переходы | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Перекрёстки | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | «Осторожно, скользкая дорога» | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!» | 1 | 0.5 | 0.5 |
| ||||
13 | Правилами поведения в общественном транспорте | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Железнодорожный переезд | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Папа купил автомобиль | 1 | 1 | |
16 | «Пристегни ремни». | 1 | 1 | |
17 | «Внимание - велосипед, самокат, ролики» | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Раздел 1: «История ПДД» (2 часа)
Обсуждение плана работы, инструктаж по технике безопасности. Основные правила поведения на улице, дороге.
Раздел 2: «В городе» (2 часа)
Знакомство с основными правилами поведения на улице, дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Как ходить пешеходам по тротуару и обочине и где можно переходить улицу. Знакомство с терминами «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «пешеход». Поиск выхода из ситуации: что делать, если нет пешеходного перехода? Изучение алгоритма действий при ДТП. Изучение опасных ситуаций при движении по городу, улице. Изучение алгоритма первой медицинской помощи. Создание макетов с безопасным маршрутом.
Знакомство с видами транспорта и их назначением (автобус, троллейбус, автомобиль) и как его обходить.
Раздел 3 «Двор, подъезд» (2 часа)
При просмотре мультфильма «Уроки тётушки Совы» тётушка расскажет, какие опасности могут поджидать на первый взгляд в тихом и уютном дворике: возле въезда во двор, или возле гаражей.
Раздел 4 «Дорога, знаки» (6 часа)
История дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Предназначение дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Дети». Запрещающие дорожные знаки «Въезд запрещён», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Опасность». Знаки «Велосипедная дорожка» «Пешеходная дорожка». Разработка кроссвордов. Конкурсы рисунков «Новый знак». Разработка методического материала-памяток.
Знакомство с такими понятиями как «Пешеход», «Пешеходный переход», «Подземный переход». Изучение правил перехода дороги со светофором и без. Узнают несколько важных правил для безопасного перехода через дорогу как переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке.
Раздел 5: Безопасность в транспорте (6 часов)
Знакомство с правила пользования общественным транспортом. Изучение правил поведения на велосипедах, самокатах и роликах. Для чего нужен ремень безопасности. Что означают световые сигналы светофора. Изучение правил перевозки детей, использование детских кресел и ремней безопасности. Конкурс презентаций. Итоговое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...
Мероприятие по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"
Мероприятие по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма "Дорожная азбука"Цели:1. Проверить и закрепить знания о дорожных знаках, предупредить наиболее ра...
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Внедрение Примерной программы внеклассных занятий «Дорожная азбука»
Дорожное движение стало одним из неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт изменил облик земли, воплотив в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значитель...
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Разработчикучитель начальных классов Басс Наталья МихайловнаЦель Профилактика детского ...
Программа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и пропаганде правил дорожного движения.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного д...
Игровая программа по ПДД для учащихся «Дорожный эрудит»
Игровая программа по ПДД для учащихся«Дорожный эрудит»...