Мини-спектакль по тувинской народной сказке "Оскюс-оол, который постиг три науки"
план-конспект занятия (4 класс)

Корген-оол Софья Доптун-ооловна

Итоговое мероприятие кружка "Театр и мы", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-spektakl.oskyus-ool_kotoryy_postig_tri_nauki.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тувинская народная сказка

"Оскюс-оол, который постиг три науки"

Действующие лица:

                                                Старик

                                                Оскюс-оол

                                                Аксагалдай (старик)

Шахматисты

                                                Фокусники                                                                                                Учёный

                                                Дети учёного                                                                                                Караты-Хаан (царь

                                                Царица

                                        

Сцена 1. На пригорке.  

Звучит песня «Конгурей». Занавес открывается.

Слайд 1. (Недалеко от юрты горы, холмы и пасутся козы, коровы и лошади)

Слайд 2. На фоне этого, на пригорке старик с сыном  разговаривают.

        Старик:  Мой, дорогой сынок, стар я стал. Когда меня не станет, с помощью тридцати лошадей, тридцати коров и тридцати коз постигнешь три науки.

                                                                       

        Оскюс-оол: Хорошо, отец! Обязательно выполню ваш наказ.

                                                                           

        Старик:  А теперь, сынок, пора пригнать стадо на стоянку.

Танцы: сначала выходят козы, затем коровы, потом лошади. Всё стадо пригнал. Оскюс-оол следом за ними. (1:30 мин).

        

Слайд 3. Гром гремит, молния.

        Оскюс-оол: Ачай! (отец), ( гром, Оскюс-оол садится). Ача-а-ай, я пригнал весь скот. Ачаай! (прибежит в юрту)

Слайд 4. А в юрте сидит старик Аксагалдай.

Оскюс-оол: Аа! Дедушка Аксагалдай, амыр, амыргын-на бе? (Здравствуйте)

        Аксагалдай: Амыргын, амыргын, оглум! (сынок).

        

        Оскюс-оол: А где же отец! Я звал отца, но он не отзывается.

Аксагалдай: Знаешь оглум, отец гордился тобой и ушёл со спокойной душой. Держись, ты теперь взрослый, всё в твоих руках. Есть такая пословица предков «Слово дал – хозяином будь».

        

Оскюс-оол: Вот о чём говорил отец, когда мне давал наказы (мунгарай бээр)

 

Аксагалдай: (подбадривает) Ты слышал, что Караты-Хан, живущий на юге, играет со всеми приезжими в шахматы. Тому, кто победит, он отдаст свою дочь, излучающую свет луны и солнца — Золотую принцессу и посадит вместо себя ханом.

        Оскюс-оол: Спасибо, дедушка, хорошая весть, но я сначала научусь трём наукам, как обещал отцу. Тогда смогу играть с Караты-Хааном в шахматы.

        Аксагалдай: Ты правильно рассуждаешь сынок, молодец! Знание иметь, всего можно добиться. Желаю, чтобы твои мечты сбылись.

        Оскюс-оол: (К залу) Я должен выполнить наказ отца. Исполню свой сыновий долг. Тогда смогу помочь всем, кто нуждается в моей помощи.

Оскюс-оол с дедушкой уходят

Сцена 2. Шахматисты

Слайд 5. Едет Оскюс-оол. Недалеко стоят две юрты. Он заглянул в первую юрту. Там люди играют в шахматы

Оскюс-оол. Амыр, амыргын-на бе? (здоровается)

        Шахматист 1 (один из них). Амыр, амыр! (здоровается). Откуда ты пришёл?

        Оскюс-оол. Я приехал с юга, зовут меня сирота Оскюс-оол. Родители мне оставили много скота. Решил их променять их на три науки. Научите меня играть в шахматы, за это я отдам вам тридцать коз.

        Шахматист 2: юноша, мы согласны, садись. Научим тебя играть в шахматы.

Оскюс-оола учат играть

Танец «Шахматисты»

Шахматист 1: Молодец, Оскюс-оол, ты стал играть лучше нас

Шахматист 2: Ты нам понравился, внимательный да прилежный. Желаем тебе удачи!

        Оскюс-оол: Спасибо, дорогие шахматисты!  (Поворачивается лицом к залу и говорит) Одну из наук я постиг. Остались ещё две.  Погоню свой скот дальше.

 Сцена 3. Фокусники

Слайд 6. Пейзаж,  три юрты. На фоне слайда два человека показывают друг другу фокусы. (Санчай, Батыр-Хаан)

Фокусник 1. Ну, что, продолжим фокусы. Смотри вот напёрсток, я его съем, хап, нету. Достану его из твоих волос. Раз вот оно.

        Фокусник 2. Для следующего фокуса нам понадобиться вот такой сосуд, платочек, резиночка и ткань. В сосуд засовываем ткань, а ты накрывай её платочком, чтобы всё было по-честному, обтягивай резинку.

        Фокусник 1. Говорим, чыпшына тактагалдай (Абра-кадабрасим-салябим.)

Фокусник 2. Вот вам и фокус.

        Оскюс-оол: Амыргын, амыргын-на бе! (здороваются)

         Фокусник 2: Амыргын, амыргын! (здороваются) Откуда ты приехал, куда путь держишь?

         Оскюс-оол: Я приехал с юга, зовут меня сирота Оскюс-оол. Родители мне оставили много скота. Решил их променять их на три науки. Одну науку я постиг – научился играть в шахматы. Научите меня вашим фокусам и вы получите тридцать коров.

        Фокусник 1. Хорошо, научим тебя нашему искусству. Вот фокус два хлопка (появляются девочки)

Танец «Фокусники»

        Оскюс-оол: Спасибо вам, дорогие фокусники! (Кланяется фокусникам) (Обращается к залу) Две науки я постиг. Осталась одна. Погоню-ка свой табун, на юг.

Сцена 4. Счётчики

        Слайд 7. Едет Оскюс-оол и видит три  юрты. Там трое обучаются счёту.

        Счётчик 1: А теперь ты начинай, спрячь бусинку.

         Оскюс-оол: (Подходит к ним, здоровается). Амыр, амыргын-на бе?

        Счётчик 1. Амыр, амыргын! Как тебя зовут? Откуда ты приехал?

        Оскюс-оол.  Я приехал с юга, зовут меня сирота Оскюс-оол. Родители мне оставили много скота. Решил их променять их на три науки. Две науку я постиг – научился играть в шахматы и узнал тайны фокуса. Научите меня счёту -  и вы получите двадцать девять лошадей.

        Все. (мальчики) Оо-о-о!

        Счётчик 1. Двадцать девять лошадей! Давайте, научим!? (Друг на друга смотрят) Ты едешь на сложные состязания, но мы согласны, научим тебя счёту.

        Ученый. Научим, но поиграем сначала игру «Чечен менде, чечек черде» (Цветы – земле, красноречье мне). Посмотрим, знаешь ли ты народные мудрости, спрашиваем до девяти:

        - что такое один? – один раз увидев, разве забудешь? 

        Счётчик 2. Что такое два? – две руки возьмутся, разве выпустят?

        Счётчик 1. Что такое три? - трём наукам выучившись, разве не поумнеешь?

        Счётчик 3. Что такое четыре? – четыре дерева, если сладить разве седло не получится?

        Ученый. Что такое пять? – пять жёлтых менге имеющий, разве не станет ламой?

        Счётчик 2. Что такое шесть? – шесть видов скота вырастив, разве не разбогатеешь?

        Счётчик 1. Что такое семь? – семь звёзд Малой Медведицы над дверью, разве не к расссвету?

        Батыр. Что такое восемь? – в восьмой месяц разве зерно не поспеет?


        
Счётчик 3: Что такое девять? – девять источников посетив, разве не исцелишься?

        Счётчик 2. Ты очень умный,  догадливый и нам нравишься. Знаете, где особенно нужен счёт, это в игре «Тевек» (Почекушки, играют).

        Счётчик 1. О-о-о! мы научили Оскюс-оола считать.

Все встанут вокруг Оскюс-оола

 

Ученый. Он стал считать лучше нас.

        Оскюс-оол. Спасибо, друзья! (обращаясь к залу). Я постиг три науки. Они обязательно пригодятся в жизни.

        Оскюс-оол. Теперь я готов к встрече с Караты-Хааном, но мне нужно благослование деда Аксагалдай. Я знаю, где он.

Слайд 8, 9, 10, 11 пейжази, на фоне слайдов Оскюс-оол идёт, навстречу ему старик Аксагалдай.

        Оскюс-оол. Амыр, амыргын-на бе?

        Аксагалдай. Амыргын, амыргын! Как дела, Оскюс-оол?

        Оскюс-оол. Спасибо, дедушка Аксагалдай! Я выполнил наказ отца, постиг три науки. Думаю, теперь я смогу играть с Караты-Хааном в шахматы.

        Аксагалдай. Это очень хорошо «Грамоте учиться – всегда пригодиться»! Сынок, я слышал, что Караты-Хаан играет со всеми  в шахматы, кто проиграет должен всю жизнь бесплатно пасти его овец, а кто трижды его обыграет заберёт весь его скот с пастухами, но никто пока не обыграл Хаана, каждый кто играл стал его вечным работником.

        Оскюс-оол. (К залу) надо играть с Караты-Хааном в шахматы и обязательно победить его, тогда все работники будут свободны.

        Аксагалдай. Ындыг-ла болзунам, оглум! (так и быть. Подаёт кадак). Никогда не забывай обычаи предков, они нам всегда помогают. По пути на священном перевале «Он Кум» с добрыми намерениями, помыслами, сделаешь обряд с кадак.

Сцена 5. Караты-Хаан.

        Слайд 12. Недалеко от аала (стоянки) Караты-Хаана на перевале много овец и пастухов. Оскюс-оол прискачет к юрте хаана (царя)

Оскюс-оол: Амыргын, амыргын-на бе?

        Караты-Хаан: Амыр, амыргын! Откуда прискакал, что ты ищешь?

        Оскюс-оол: Я прискакал из-за той горы. Хочу сыграть с вами в шахматы. Я слышал, что можно выиграть ваш скот, ваших пастухов.

        Караты-Хаан: Ха-ха-ха! Выиграть! Ты захотел выиграть. Скажи-ка лучше, что ты видел, когда спустился в мою долину?

        Оскюс-оол: Видел ваших овец и пастухов.

        Караты-Хаан: Пойди-ка сначала посчитай, сколько там пастухов, а уж тогда будем играть.

        Оскюс-оол: Я их сосчитал, их девяносто девять. Если проиграю, то вместе со мной будет сто пастухов.

        Караты-Хаан: (Удивляется). Бедняк да сирота, а счёту обучен. Ну, тогда садись, будем играть. (Караты-Хаан и Оскюс-оол играют. Через некоторое время хаан говорит). Э-э-э, парень, постой! Шахматы – игра трудная, долгая. А человек есть-пить хочет. Давай отдохнём, поедим. Подайте нам еду!

Жена Хаана принесла им еду на двух золотых тарелках. Караты-Хаан ходит, переживает, пот вытирает.

        Оскюс-оол: (к залу, произнесёт вслух): Золотые тарелки! Еда перед Хааном глаз просветляет и ум оживляет. А еда передо мной глаз затуманивает и ум одурманивает. Надо вспомнить, чему научили меня фокусники, надо поменять тарелки местами.

Хаан ничего не заметит. Кушают.

        Караты-Хаан: Поели, отдохнули, продолжим игру,

        Оскюс-оол: Продолжим хаан, продолжим. (Через несколько ходов) Шах! Первую игру выиграл, остались две.

        Караты-Хаан. Первую игру ты выиграл, сыграем вторую.

        

        Оскюс-оол. Да, хаан (царь), да! Начнём игру.

        Караты-Хаан: (Играют). Э-э, так дело не пойдёт, отдохнём парень. (Встает и зовёт) Жена, принеси нам, вкусной еды – силы наши подкрепить!

Хаан ходит, а царица подаёт еду

        Оскюс-оол. Опять такая же еда, надо тарелки поменять, пока он пот свой вытирает.

(Хаан и Оскюс-оол кушают)

        Караты-Хаан: Вот и силы наши подкрепили, продолжим игру, сирота Оскюс-оол!

        Оскюс-оол: Да, Хаан, начнём (играют). Мат, уважаемый Хаан. Осталась ещё одна игра. Давайте начнём её.

Хан со страхом посмотрит на Оскюс-оола и играют последнюю игру.

        Караты-Хаан: (После первых ходов хан понял: приходит ему конец. Встал и крикнул жене). Принеси, жена, вкусной еды - силы наши подкрепить!

Караты-Хаан ходит, переживает, пот вытирает.

Оскюс-оол: опять такая же еда, надо быстро поменять (переставляет тарелки)

Караты-Хаан: Силы наши подкрепили. Ты, Оскюс-оол, не радуйся, вот увидишь, я выиграю (играют)

        Оскюс-оол: Мать, уважаемый Хаан. Ну, что, хан, все три раза выиграл я! Весь скот и все пастухи мои!

        Караты-Хаан: О, Оскюс-оол! Возьми всё моё золото и серебро, возьми весь скот и всех слуг, будь ханом! Жаль, жаль расставаться, ничего не поделаешь. Всё теперь твоё.

        Оскюс-оол. А богатство мне не надо. Все пастухи будут свободны, каждому я дарю отару овец, которых он пас.

        Пастух:  Слушайте, слушайте! Оскюс-оол, который постиг три науки, спас нас от злого Караты-Хаана, теперь он будет нашим ханом и по этому случаю всех приглашает на пир. Приходите, люди! Оскюс-оол ждёт вас!

        Все поют тувинскую народную песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-спектакль "Теремок" по правилам ПДД

Мини-спектакль по мотивам русской народной сказки "Теремок". Старая сказка на новый лад для примерных дошколят и учащихся начальной школы....

Мини-спектакль на экологическую тему "Лес - наше богатства"

Мини-спектакль на экологическую тему "Лес наше богатство" ( по мотивам сказки "Теремок") Цель: быть заботливым хозяином природы. оберегать её от разрушения, любить, беречь и дружить с ней....

Мини спектакль "Золушка"

Очень хороший и веселый миниспектакль!...

Сценарий мини-спектакля по профилактике курения (4 класс).

Сценарий мини - спектакля разработан на основе занятия из книги по профилактике курения в школе....

Внеклассное мероприятие. Сказка "Репка" для постановки мини-спектакля в 1 классе.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у младших школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности, а также развивает речь, память, внимание, чувств...

Мини-спектакль в начальной школе. Инсценировка сказки Шарля Перро «Подарки феи».

Автор предлагает в качестве внеклассной работы по литературному чтению использовать инсценировки произведений. Сказка Шарля Перро «Подарки феи» адаптирована для постановки на сцене младшими школь...

Сценарий мини-спектакля "И сыр ещё был не пустой"

Сценарий "И сыр ещё был не пустой" предназначен для постановки в первом классе. Сценарий составлен из стихов английской, шотландской, норвежской народной поэзии, а также стихов, написанных в подражани...