Сценарий внеклассного мероприятия "Дети Холокоста"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тематический классный час “Дети Холокоста ”
Памяти жертв Холокоста посвящается…
(патриотическое направления в воспитании)
Конспект занятия
Цель:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у школьника
Задачи:
учебный аспект
- ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
- развивающий аспект
- формирование толерантного сознания;
- формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
- воспитательный аспект
- воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
Оборудование к уроку
- - Выставка книг на тему Холокост;
- - Вырезки из газет, газеты и журналы;
- - Распечатанные фотографии, иллюстрации по теме;
- - Презентация на тему: «Холокост»,
- - Ваза с надписью: «Холокост» (греч.) – уничтожение огнём,
- жертвоприношение, «ШОА» (иврит) – беда, катастрофа;
- - Цветы – раскраска (на столе у обучающихся, по 1 на каждого);
- - Цветы – 4, определённого цвета и значения.
- *бледно-розовый 1935г.,
- *бледно – голубой 1938г.,
- * алый (красный) 1941-1945гг.,
- *чёрный – лагеря смерти.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Введение в тему занятия.
Слайд 1. Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)
Вступительное слово учителя:
-Дорогие ребята, сегодня очень трудно будет говорить о предстоящей теме. Но не говорить нельзя! Человеческая память коротка - уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего. Сегодня наш вечер Памяти посвящён страшным событиям Второй мировой войны, которые принесли горе и страдания многим народам мира. И название этому событию - Холокост.
Звучит музыка из к/ф «Список Шиндлера» (Джон Уильямс «В память о Холокосте»).
1-чтец:
Даже сегодня столько лет спустя,
Нам друзья забывать нельзя,
Страшное преступление перед человечеством,
Что переживет целую вечность,
2-чтец:
Давайте зажжем мы сегодня свечи,
И пусть в сердцах след оставит этот вечер,
Пусть сегодня, в день памяти жертв Холокоста,
Каждый их вспомнит, просто....
3) Учитель зажигает свечи.
Звучит звук колокола.
Учитель.
Что это за звук? Что может означать этот звук?
(дети говоря, что это колокол и раньше он оповещал о каком-то бедствии, например о пожаре)
На доске записываем ХО-ЛО-КО-СТ
Учитель.
Как похожи эти два слово КО -ЛО -КОЛ и ХО -ЛО -КО –СТ, наверно они оба оповещают нас о беде. О чём плачет колокол?
«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)
Зажженная свеча на столе учителя. Ученик (старшего класса) читает стихотворение.
2 слайд (тема):
Международный день памяти жертв Холокоста-27 января.
3 слайд (определение Холокоста): (Чтение слайда учителем.)
Холоко́ст (от англ. holocaust, из древне-греческого ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа.
4) Текст за кадром.
«Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна!
Все быть могло иначе, но началась война!»
4 слайд (1933 год): (Чтение слайда учителем)
В 1933 году в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Он считал, что
немцы - самый лучший, избранный народ, которому должен принадлежать
весь мир.
5 слайд (Нюрнбергские законы):
в Германии в 1935г. принимают Нюрнбергские законы,
Был принят закон о гражданстве рейха, закон о германской крови и чести и
было положено окончательное решение еврейского вопроса, в результате которого уничтожено около трети еврейского населения и обязали носить специальные опознавательные знаки в виде звезды.
Звучит музыка Людвига Ван Бетховена «Реквием по мечте».
3- чтец:
Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
4- чтец:
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».
Учитель:
Со временем евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.
6,7 слайды: (гетто) (Чтение слайдов учителем.)
-всё гетто было оцеплено, и выйти оттуда не могла даже кошка
7) Звучит марш немецких солдат. Выходят 2 ученика 6 класса.
Они скандируют.
- Вы не имеете права жить.
- Вас надо убивать.
Навстречу им 2 ученицы 5 класса (на одежде пришита звёзда Давида).
4 ученица:
- Почему? За что?
5 ученица:
- Разве мы не люди?
Текст за кадром.
-А имеет ли право какой-либо человек притеснять другого человека, ограничивать его свободу и лишать право на человеческую жизнь, только потому, что они евреи?
8) Учитель:
-Холокост- это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков.
8 слайд: (газовая камера) (Чтение слайдов учителем.)
В камеру вводили около 2000 жертв. Люди умирали в течение 15-20 минут.
В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов.
Люди спали просто на досках.
9) Звучит песня
«Бухенвальдский набат»(1,2 куплет).
9, 10, 11 слайд:(название лагерей) (Чтение слайдов учителем.)
Самые известные лагеря смерти были: Аушвиц или Освенцим, Саласпилс, Бухенвальд.
Освенцим: самая большая фабрика смерти нацистов. Он стал крупнейшим в Европе местом уничтожения людей разных национальностей, в первую очередь евреев.
видеоролик об Освенциме (автор И.Альтман)
Звучит песня А. Розембаума «Бабий ЯР»
Слайд 12
Учитель.
Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.
Всего расстреляно свыше ста тысяч человек, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
Мы помним http://www.youtube.com/watch?v=lOz6TY_0OME
10) Звучит музыка Фредерика Шопена «Колыбельная для ангела».
5- чтец:
“Мама, мне страшно!”
6 - чтец:
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья
5 - чтец:
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”
Учитель:
-Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
13 слайд: (детские лагеря) (Чтение слайдов учителем.)
Треблинка, Саласпилс- детские концлагеря
Несмотря на зимнюю стужу,привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший название бани, где детей заставляли мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старшим которым не было и 12 лет, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.
Ежедневно у детей брали по 500 граммов крови. В сутки детям давали150-300 граммов хлеба, наполовину смешанного с опилками и чашки супа из овощных отходов. За годы существования концлагеря Саласпилс из детей было выкачено 3,5тысячи литров крови.
14 слайд: (цифры)
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день погибало- 9168 детей
Каждый час - 382 ребёнка
Каждую минуту -6 детей
Каждую секунду -1 ребёнок
11) На сцену выходит девочка , садится за стол и начинает писать.
( на одежде пришита звёзда Давида)
15 слайд: (дневник Анны) ( пока звучит текст)
За кадром звучит текст.
(Чтение отрывков из дневника Анны Франк 1 и последняя страницы).
Дорогой дневник:
«12 июня 1942 г. Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой».
«1 августа 1944г….ищу способ стать такой, какой я хотела бы и могла бы быть, если бы…не было на свете других людей.» Анна Франк. Последняя страница.
Малыхина Д.
Звучит еврейская музыка – doyna.
Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
16 слайд: (Таня и Анна) (Чтение слайдов учителем.)
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма.
И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня -в июле 1944, Анна - в марте 1945 года.
17 слайд: (освобождение)
27 января 1945 года после ожесточённых боёв с частями СС, охранявшими лагерь, Освенцим был взят наступавшей Красной Армией. Были освобождены 8000 ещё оставшихся в живых заключённых.
18 слайд: (ООН)
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.
13) Звучит музыка из к\ф «Список Шиндлера» ( Джон Уильямс «В память о Холокосте»).
1- чтец: Что означает слово «Холокост»?
Сегодня это знать обязан каждый.
2 - чтец: Снимите шляпы.
Встаньте во весь рост.
вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!
Учитель:
-Забыть такое нельзя!
Учитель: вдумайтесь в эти цифры:
19 слайд: (итоги Холокоста) (Чтение слайда учителем.)
6000 000 евреев
5000 000 русских
3000 000 украинцев
1 500 000 белорусов
14) Звучит песня «Бухенвальдский набат»(3 куплет).
15) Учитель:
Я хочу привести слова академика Д. С. Лихачёва из записной книжки
20 слайд (Чтение слайда учителем.)
«… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации». Мы помним.
Звучит музыка из к/ф «Список Шиндлера» (Джон Уильямс «В память о Холокосте»).
7- чтец:
Мы рождены гораздо позже.
По счастью нам не довелось
Быть там, где выжить невозможно,
Где даже воздух полон слез.
8- чтец:
И память павших в этой битве
Увековечить и почтить
Мы можем только лишь молитвой,
Которую нельзя забыть
9- чтец:
И только стоя на коленях,
И только в полной тишине
Забыв про все на миг, на время,
Произнесем ее в душе.
17) Учитель:
Почтим память жертв Холокоста минутой молчания. Прошу всех встать.
(Минута молчания) (Звучит звук метронома)
18) Учитель: (вопрос для обсуждения учащимися)
Каковы страшные уроки Холокоста? Кто может сказать?
(ответы учащихся в микрофон)
19) Учитель:
В заключение вечера, ребята, я предлагаю вам всем раскрасить цветы, и поставить их в вазу, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.
- Ваза с надписью: «Холокост» (греч.) – уничтожение огнём,
- жертвоприношение, «ШОА» (иврит) – беда, катастрофа;
- - Цветы – раскраска (на столе у обучающихся, по 1 на каждого);
- - Цветы – 4, определённого цвета и значения.
- *бледно-розовый 1935г.,
- *бледно – голубой 1938г.,
- * алый (красный) 1941-1945гг.,
- *чёрный – лагеря смерти.
(звучит музыка из к/ф 17 мгновений весны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме: «Все работы хороши, выбирай на вкус». ...
Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"
Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодр...
Сценарий внеклассного занятия.
Предлагаемый сценарий "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение). Дополнительной длительной подготовки учи...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
Сценарий внеклассного материала "Прощай, начальная школа"
Этот сценарий для выпускников 4классов. Ведущие праздника- старшеклассники. Гости праздника родители и учителя. По сценарию главные герои - выпускники. Ребята танцуют, поют песни, читают стихи. Одним ...
Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте. Путь к толерантности»
Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте.Путь к толерантности»...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....