Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"
материал (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодрящий напиток?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon K_chayu_priglashaem.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Чаепитие

Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства. А откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заварить этот бодрящий напиток?

На эти и еще многие вопросы можно ответить детям перед проведением приближающегося праздничного чаепития, воспользовавшись этими материалами.

(За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае, о гостеприимстве, рецепты чая, описание чайной церемонии в других странах, частушки.)

Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти, карта мира, тазики, листы ватмана, фломастеры.

ПРАЗДНИК «ЧАЕМ УГОЩАЕМ!»

ХОД ПРАЗДНИКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы праздника

Учитель.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил луку, перцу

Да петрушки корешок,

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он сильно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

- Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. Что такое чай?

Дети.- Напиток.

У. -Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике.

III. Знакомство с традициями чаепития

У.- Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.

В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

– «Гостю почет — хозяину честь».

– «Хоть не богат, а гостям рад».

– «Гость в дом – радость в дом».

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.

Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки:

Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

У-. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.

Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?

Д. -Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?

У.- Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? ----    -Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?( Китай.)

У.- Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

-Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель показывает на карте местонахождение Китая.) Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

-А какой была судьба чая в других странах?

-В России (показывает на карте) чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.

Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать: вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале нашей встречи.

Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать.

-А из чего в старину пили чай? Отгадайте:

«Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».«Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?.(- Это самовар.)

IV. Конкурсная программа

У.- И нам пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети выполняют задание конкурса.

– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.

А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...

Что под елками найдешь,

Если к елкам ты придешь

Жарким летом, и весною,

И осеннею порою?.( Шишки.)

У. -Ну, считайте, вы в лесу,

Вот вам шишки, вот вам елки.

Ну-ка, кто здесь не трусишка?

Кто собрать захочет шишки?

Я глаза вам завяжу,

Сама в сторонке посижу.

Следующий конкурс – «Собери шишки».

Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.

Дети выполняют задание конкурса.

– После того как шишки собраны, их закладывают в трубу самовара, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.

-Вот теперь раздуем жар –

И запышет самовар.

А пока самовары закипают, мы продолжим отгадывать загадки:

Жил в лесу и зеленел И под ветром все шумел.

В печь попал – вдруг покраснел, А остыл – и почернел...

А теперь им для красы Можно рисовать усы.

Д. -Уголь.

У. --Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры – теплота.

Д.- Печка.

У. -Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

Д.- Блины.

У. -Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье!(-. Бублик, баранка.)

У. -Из горячего колодца

Через нос водица льется.(.- Чайник.)

У. -Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,

К столу приглашает

Да всех угощает.(- Самовар.)

У. -Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.(. Хлеб.)

У. Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.

Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик».

– Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.

– У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?

Д. -Самовар кипит – уходить не велит.

– Пей чай – удовольствие получай...

У. -Ну вот, наши самовары вскипели. Что будем делать дальше?

Д.- Начнем пить чай.

У-. Да, но его еще надо заварить. Как это сделать?

Заранее подготовленные ученики рассказывают:

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.

Учен. 2. Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.

Учен. 3 Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.

Учен.4 Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.

Ученик 5

В прежние годы чай любили,

С сахаром да медком пили –

И вприкуску, и внакладку,

А бывало – и вприглядку.

Ученик 6.

Речи долгие ведем,

Сами-то чайку попьем!

Все к столу!

У.- В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки. И следующим у нас будет конкурс частушек.

Дети исполняют частушки, подготовленные дома:

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки –

Значит, письма пишут нам.

Самовар кипит, блестя,

Чай в нем так и пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

У. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена! Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.

Дети вспоминают песни.

– Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».

(Участвуют пять человек от каждой команды.)

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

1-й участник – основную часть;

2-й участник – ручку;

3-й участник – носик;

4-й участник – крышку;

5-й участник – раскрашивает чайник.

-Приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.

Призами для участников являются бублики и карандаши.

V. Итог праздника «Чаепитие»

У.- Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось сделать?

Д.- Пригласить гостей на чаепитие.

У.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!

Праздник заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:  «Все работы хороши, выбирай на вкус».  ...

Сценарий внеклассного занятия.

Предлагаемый сценарий  "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение).  Дополнительной длительной подготовки учи...

Сценарий внеклассного материала "Прощай, начальная школа"

Этот сценарий для выпускников 4классов. Ведущие праздника- старшеклассники. Гости праздника родители и учителя. По сценарию главные герои - выпускники. Ребята танцуют, поют песни, читают стихи. Одним ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Спасибо тебе, АЗБУКА!"

Сценарий праздника АЗБУКИ для ребят 1 класса с участием сказочных героев и игровой программой....

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе: "Праздник дружбы".

Вместе со сказочными персонажами любимых детских мультфильмов: Котом Леопольдом и весёлыми Скоморохами ребята учатся понимать значение слова "дружба", исполняют песни и частушки, читают стихи о настоя...

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....