Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"
материал (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодрящий напиток?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
K_chayu_priglashaem.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Чаепитие
Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства. А откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заварить этот бодрящий напиток?
На эти и еще многие вопросы можно ответить детям перед проведением приближающегося праздничного чаепития, воспользовавшись этими материалами.
(За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае, о гостеприимстве, рецепты чая, описание чайной церемонии в других странах, частушки.)
Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти, карта мира, тазики, листы ватмана, фломастеры.
ПРАЗДНИК «ЧАЕМ УГОЩАЕМ!»
ХОД ПРАЗДНИКА
I. Организационный момент
II. Объявление темы праздника
Учитель.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
- Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. Что такое чай?
Дети.- Напиток.
У. -Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике.
III. Знакомство с традициями чаепития
У.- Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?
Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.
– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».
Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.
Дети инсценируют фрагмент сказки:
Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?
Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!
У-. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.
Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?
Д. -Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?
У.- Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? ---- -Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?( Китай.)
У.- Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
-Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель показывает на карте местонахождение Китая.) Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
-А какой была судьба чая в других странах?
-В России (показывает на карте) чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.
Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать: вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале нашей встречи.
Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать.
-А из чего в старину пили чай? Отгадайте:
«Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».«Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?.(- Это самовар.)
IV. Конкурсная программа
У.- И нам пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.
Дети выполняют задание конкурса.
– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.
А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...
Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою?.( Шишки.)
У. -Ну, считайте, вы в лесу,
Вот вам шишки, вот вам елки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.
Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.
Дети выполняют задание конкурса.
– После того как шишки собраны, их закладывают в трубу самовара, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.
-Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.
А пока самовары закипают, мы продолжим отгадывать загадки:
Жил в лесу и зеленел И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел, А остыл – и почернел...
А теперь им для красы Можно рисовать усы.
Д. -Уголь.
У. --Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.
Д.- Печка.
У. -Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
Д.- Блины.
У. -Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!(-. Бублик, баранка.)
У. -Из горячего колодца
Через нос водица льется.(.- Чайник.)
У. -Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.(- Самовар.)
У. -Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.(. Хлеб.)
У. Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.
Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик».
– Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!
Дети выполняют задание конкурса.
– У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?
Д. -Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай...
У. -Ну вот, наши самовары вскипели. Что будем делать дальше?
Д.- Начнем пить чай.
У-. Да, но его еще надо заварить. Как это сделать?
Заранее подготовленные ученики рассказывают:
Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Учен. 2. Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Учен. 3 Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Учен.4 Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.
Ученик 5
В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.
Ученик 6.
Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!
У.- В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки. И следующим у нас будет конкурс частушек.
Дети исполняют частушки, подготовленные дома:
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
Самовар кипит, блестя,
Чай в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
У. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена! Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.
Дети вспоминают песни.
– Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».
(Участвуют пять человек от каждой команды.)
– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:
1-й участник – основную часть;
2-й участник – ручку;
3-й участник – носик;
4-й участник – крышку;
5-й участник – раскрашивает чайник.
-Приступайте!
Дети выполняют задание конкурса.
Призами для участников являются бублики и карандаши.
V. Итог праздника «Чаепитие»
У.- Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось сделать?
Д.- Пригласить гостей на чаепитие.
У.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!
Праздник заканчивается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме: «Все работы хороши, выбирай на вкус». ...
Сценарий внеклассного занятия.
Предлагаемый сценарий "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение). Дополнительной длительной подготовки учи...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
Сценарий внеклассного материала "Прощай, начальная школа"
Этот сценарий для выпускников 4классов. Ведущие праздника- старшеклассники. Гости праздника родители и учителя. По сценарию главные герои - выпускники. Ребята танцуют, поют песни, читают стихи. Одним ...
Сценарий внеклассного мероприятия "Спасибо тебе, АЗБУКА!"
Сценарий праздника АЗБУКИ для ребят 1 класса с участием сказочных героев и игровой программой....
Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе: "Праздник дружбы".
Вместе со сказочными персонажами любимых детских мультфильмов: Котом Леопольдом и весёлыми Скоморохами ребята учатся понимать значение слова "дружба", исполняют песни и частушки, читают стихи о настоя...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....