Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья (2 класс)
Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу можно спланировать по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных качеств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По каждому направлению во внеурочной деятельности можно использовать разнообразные формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу можно спланировать по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных качеств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По каждому направлению во внеурочной деятельности можно использовать разнообразные формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Духовно-нравственное воспитание через народную культуру. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи. Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям
В настоящее время необходимо уделять большое внимание формированию политической культуры учащихся, их образованию, для того чтобы дети не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а были готовыми узнавать и сохранять то, что было создано до них. В этом могут помочь информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём городе, селе, стране и мире.
Воспитание нравственных, духовных качеств и этического сознания.
В работе с детьми нужно уделять большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года можно провести классный час «Правила поведения в школе и на уроках». Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили» поможет сформировать чувство ответственности за жизнь и здоровье животных.
При воспитании нравственных качеств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому нужно проводить внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи, например, конкурсы и различные КВН по русскому языку, литературному чтению. Это помогает. детям овладеть средствами речи, формирует умение формулировать свои мысли, учит работать в группе.
Работа с родителями.
Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. Родители зачастую снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. Современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить педагогические консультации, на которых можно дать рекомендации по духовно-нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Заключение.
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, трудолюбивым человеком и смог найти своё место в жизни.
Нужно отметить очень важный момент в воспитании духовно-нравственной личности: никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...