Программа по воспитательной работе
методическая разработка
"Школа-мой дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vospitaelnoy_rabote_shkola-moy_dom.docx | 259.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа
по воспитательной работе «Школа - мой дом»
2020-2024 гг.
Введение.
Одним из ведущих направлений модернизации образования является создание эффективной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях. Решение этой задачи немыслимо без четкого осознания каждым педагогом смысла и цели проводимой работы, ее содержания и сути инновационных процессов, определяющих изменения и развитие. Кроме того, от педагога требуется признание нового статуса ученика в процессе собственного образования. Субъектная позиция учащегося предполагает принципиально иные, отличные от традиционных, способы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ведь это, в свою очередь, ставит задачу профессиональной подготовки учителя-воспитателя к работе в новых условиях.
Воспитание как целостный целенаправленный процесс по формированию личности учащегося представлен рядом последовательных самоценных и, в то же время, взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет свои особенности
Начальная школа как первый обязательный стандартизированный этап образования школьников выполняет целый ряд специфических воспитательных функций:
- адаптация учащихся к новым социальным условиям;
- первичное формирование новой для детей социальной роли ученика;
- выработка иразвитие специальных поведенческих навыков и умений, определяющих комфортность и безопасность пребывания ребенка в образовательном учреждении;
- развитие представления о здоровом образе жизни и др.
Реализация указанных функций невозможна без создания в сознании учащихся системы морально-нравственных ценностей в качестве главной системы координат, определяющей основные направления жизнедеятельности младших школьников в образовательном учреждении и за егопределами.
Система ценностей, в свою очередь, определяется социальным заказом и теми задачами, которые декларируются государством в документах, регламентирующих систему и процесс в воспитания в нашей стране.
Программа определяет цели, задачи, направления системы воспитания в начальных классах. Данная программа является основой для планирования работы классным руководителям, учителям – предметникам в начальной школе, детской организации школы, для пользования родителям общественности, для управленческой деятельности администрации школы.
Цель программы:обеспечениенаиболее полного гармоничного развития личности , обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей (личности) обществе.
Задачи:
- адаптация учащихся к новым социальным условиям, формирование у них новой социальной роли – ученик;
- неразрывная связь обучения и воспитания в начальных классах;
- признание в ученике субъекта воспитания (личности) наравне с другими субъектами воспитания : родителями и учителем;
- планомерное, целенаправленное взаимодействие, основанное на согласованном распределении полномочий всех субъектов воспитания при ведущей роли учителя.
Краткая характеристика аспектов воспитательной программы
«Школа – наш дом» для начальной школы.
1. Характеристика возрастного периода младших школьников.
Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общешкольного воспитательного процесса.
Задача учителя в начальный период обучения школьника – формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни.
Именно в этот период идёт формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований.
Фундаментальным основанием, в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления ребёнка очень глубоки, можно надеяться, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного отношения к жизни.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая избирательность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
Память в этот период имеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминаются мероприятия интересные, конкретные, яркие. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования личностных качеств.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный воспитательный процесс, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.
Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Для этого учителя начальных классов разработали программу, с учётом возрастных особенностей младшего школьника, которая называется «Школа – наш дом».
2. Обоснование названия программы.
Школа должна стать для младших школьников как дом человечества и его собственный дом, в котором он будет проживать, - не столько как объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения к жизни в современном обществе.
Название программы «Школа – наш дом» объясняется просто: «Дом» - место, где ребёнок живёт максимально активно, где он удовлетворяет свои потребности в самоутверждении, игре, познании, общении, где каждого понимают, принимают его самобытность, любят, уважают его интересы. А общение со сверстниками и взрослыми, достижения в самостоятельной деятельности приносят ребёнку радость – эмоции, выражающие ощущение большого душевного удовлетворения. Дом, дарующий ребёнку радость, приумножает его силы и способствует становлению личности.
Структура программы.
Класс: | Тема: | Цель: |
1класс | Давайте знакомиться. | Сообщение элементарной первичной информации о школе как социальном институте и его атрибутах. |
Моя семья. | Осмысление изменений в семейной жизни ученика, произошедших в связи с изменением его социального статуса, расширение представлений о семье, как базовом социальном институте, его существенных признаках, пропедевтика понимания роли и места семьи в жизни человека вообще и в жизни учащегося в частности. | |
Наша школа. | Расширение первичных представлений учащихся о школе как социальном институте, о принципах управления школой, о многообразии профессий школьных работников, их правах и обязанностях, формирование поведенческих умений и навыков, обеспечивающих комфортность и безопасность жизнедеятельности учащихся, позитивного отношения к обучению в школе. | |
Люди вокруг. | Расширение кругозора учащихся, знакомство с особенностями поведения среди детей и взрослых, пропедевтика понимания роли поступка в жизни человека и его оценка, формирование позитивного отношения к окружающим людям и элементарных навыков безопасности. | |
2 класс | Это – я. | Формирование представлений о своих индивидуальных особенностях, внешности, характере, интересах и увлечениях, формирование позитивного отношения к себе (адекватная самооценка), формирование элементарных умений самопрезентации, пропедевтика умения планировать собственное развитие. |
Друзья и близкие. | Расширение представлений учащихся о взаимоотношениях людей, формирование представлений о дружбе и товариществе, их принципах, разграничении дружественных и родственных взаимоотношений, пропедевтика умения выбирать друзей и дружить, формирование альтруистических отношений к окружающим. | |
Правила школьной жизни. | Расширение и конкретизация представлений учащихся об особенностях организации жизнедеятельности в образовательном учреждении, первичное осмысление категорий «право» и «обязанность» как осознанной необходимости, формирование умений самостоятельно формулировать и выполнять правила для учащихся, реализация принципа договора в повседневной жизни учащихся, развитие волевой сферы. | |
Мои разные роли. | Расширение представлений учащихся о существующих социальных ролях (ученика, пешехода, покупателя, пациента, потребителя различных услуг), правах и обязанностях в различных социальных ролях, формирование элементарных поведенческих умений и навыков, соответствующих конкретной социальной роли, пропедевтика социальной компетентности. | |
3 класс | Я и мир. | Расширение кругозора учащихся, формирование представлений о красоте окружающего мира, его познаваемости и многообразии проявлений, формирование ценностного и эстетического отношения к природе, формирование умений выражения отношения к миру через деятельность, поддержка эмоционально-положительного взгляда на мир. |
Я и люди. | Расширение представлений детей об индивидуальных особенностях разных людей, формирование представлений о национальных, конфессиональных и расовых различиях людей, формирование элементарных поведенческих навыков общения с носителями других традиций, языков, культур. Пропедевтика толерантных отношений к другим людям. | |
Наши успехи. | Осмысление собственного продвижения по мере обучения в начальной школе, выявление позитивных сторон процесса развития учащихся, где успеваемость рассматривается лишь как одна из многих составляющих успеха (чему мы научились, что поняли, что можем, с кем подружились, кому помогли, кто кроме нас радуется нашим успехам), коррекция самооценки, осознание себя как части коллектива, формирование отношений взаимопонимания и взаимовыручки. | |
Мир профессий. | Расширение кругозора учащихся, формирование представлений о многообразии профессий, о качествах характера, необходимых в определенных профессиях, формирование элементарных умений самовоспитания, трудолюбия, уважительного отношения к труду. | |
4 класс | Я человек. | Расширение представлений учащихся о человеке как биологическом и социальном существе, выявление противоречий, осмысление категории «человеческое достоинство», формирование навыков нравственного поведения и умений здорового образа жизни, пропедевтика гуманных отношений к людям. |
Я гражданин. | Расширение представлений о правах и обязанностях, формирование понятий: гражданин, страна, Родина, развитие представлений об атрибутах государства, его символах, законах. Пропедевтика патриотических чувств, уважительного отношения к истории и традициям своей страны. | |
Я ученик. | Рефлексия собственных новообразований, сформированных в начальной школе, выявление и оценка достижений, планирование и коррекция дальнейшего развития, развитие навыков самоорганизации и самовоспитания, поддержка эмоционально – положительного отношения к себе. | |
Кем быть? Каким быть? | Обобщение сложившихся взглядов, представлений и отношений учащихся, выявление и коррекция индивидуальных ценностных ориентиров, конструирование перспективного плана развития ученика, пропедевтика активной субъектной позиции ученика во всех сферах его жизнедеятельности. |
Организационные принципы, формы и сроки
реализации программы «Школа – наш дом».
Основные принципы работы программы:
1 блок: Формирование осмысленного отношения к своей жизни;
2 блок: Расширение круга ценностных новообразований младших школьников на основе разновидной деятельности;
3 блок: индивидуальная педагогическая поддержка развития учащихся, его корректив;
4 блок: Педагогическое влияние на семейное воспитание ученика на основе согласованного распределения полномочий всех субъектов воспитания.
Сроки реализации программы:период обучения в начальной школе (1 – 4 классы).
Этапы реализации программы:
1.Сбор информации, анализ классного коллектива.
2.Организационный.
3.Внедрение.
4.Анализ.
5.Коррекция.
Формы реализации программы.
Программа «Школа – наш дом» представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
1.Классные часы.
2. Циклы классных часов.
3. Классное собрание.
4. Диспуты.
5. Конференции.
6. Ролевые игры.
7. Деловые игры.
8. Тренинги.
9. Презентации.
10. Круглые столы.
11. Викторины.
12 КВНы.
13. Вечера отдыха.
14. Музыкальные и литературные гостиные.
15. Социологические исследования.
16. Экскурсии, походы, путешествия.
17. Трудовые десанты.
18. Родительские собрания.
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
- Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).
- Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).
- Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в классе прорабатывается совместно).
- Ориентация не только на результат деятельности, но и на сам процесс творчества. (Традицией класса стало освещение подготовки мероприятий в классных стенных газетах).
- Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).
- Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности. (Я, как классный руководитель, апробирую и внедряю разнообразные виды деятельности).
- Принцип коллективного поиска.
Механизм реализации программы
«Школа – наш дом»
1 класс.
Давайте знакомиться (сентябрь – октябрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Мероприятие: | Ответственный. |
1 сентября – День Знаний. Классный час «Я в школе». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Экскурсия по школе. Преобразовательная: Классный час «Мое рабочее место». Художественная: Конкурс рисунков «Мой первый день в школе». Свободное общение: Классный час в форме самопрезентации «Вот я какой..» Индивидуальное творчество: Выставка рисунков «Автопортрет». | Классный руководитель, старшеклассники. |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Индивидуальная и групповая работа с психологом.«Мои первые впечатления о школе». Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа с детьми, у которых трудности с адаптацией. Педагогический импульс: Классный час «Ты ученик, а это значит..» | Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Знакомство с планом работы школы, класса. Выбор родительского актива класса». Осмысление семейного воспитания: Еженедельные консультации для родителей. Организация клуба «Родительский всеобуч». Совместная деятельность: Оформление классного уголка. Праздник «Посвящение в первоклассники». | |
Моя семья (ноябрь – декабрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа «Моя семья и я в ней». | Классный руководитель психолог |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Инсценировка сказки «Репка». Преобразовательная: Классный час «Мои домашние обязанности». Художественная: Конкурс поделок «Увлечения в моей семье». Свободное общение: Внеклассное мероприятие по произведениям писателей «Такие разные семьи». Индивидуальное творчество: Конкурс рисунков «Семейный портрет». | Классный руководитель Учитель музыки Библиотекарь |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Экскурсия на выставку «Семейный портрет». Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа с детьми «Кто ты в своей семье». Педагогический импульс: Классный час «Кого называют дома помощником». | Классный руководитель Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Роль семьи и школы в воспитании учащихся. Разграничение полномочий. Осмысление семейного воспитания: Еженедельные консультации для родителей. Организация клуба «Родительский всеобуч». Совместная деятельность: Новогодний утренник. | Классный руководитель Родительский комитет |
Наша школа (январь – март). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Экскурсия по школе. Беседа «Школьные профессии». | Классный руководитель старшеклассники |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Беседа с элементами игры «Кто в школе главный». Преобразовательная: Составление графика дежурства, распределение обязанностей в классе. Художественная: Музыкальная гостиная «Слушаем песни о школе». Свободное общение: Игра – фантазия «Что случиться, если кто – то не придет сегодня на работу в школу». Индивидуальное творчество: Разработка эмблемы класса. | Классный руководитель Учитель музыки Учитель ИЗО |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Индивидуальная беседа «Что мне не нравиться в школе». Индивидуальная беседа: Коррекционная работа по результатам беседы. Педагогический импульс: Этический срез «Чья это школа?» | Классный руководитель Психолог Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Оценка и отметка – кнут или пряник?» Осмысление семейного воспитания: Клуб «Родительский всеобуч». Этический семинар «Когда дети не хотят учиться». Совместная деятельность: Праздничные чаепития к 23 февраля и 8 марта. | Классный руководитель Родительский комитет |
Люди вокруг (апрель – май). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Путешествие по станциям «В мире волшебных слов». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Беседа «Опасности в обществе». Преобразовательная: Имитационная игра «Если встретил незнакомца». Художественная: Импровизированная выставка «О чем рассказал портрет». Свободное общение: Тренинг «Когда надо сказать «НЕТ». Индивидуальное творчество: Комментированное рисование «Впереди лето». | Валеолог Классный руководитель Учитель ИЗО Психолог |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Устный журнал «Мои друзья – взрослые и дети». Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа «Как провести лето с пользой». Педагогический импульс: Консультация «А умеете ли вы отдыхать?» | Классный руководитель Родительский комитет |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Детско – родительское собрание «Наш первый класс – успехи и проблемы». Осмысление семейного воспитания: Клуб «Родительский всеобуч». Извещение родителей об успехах их детей. Совместная деятельность: Тренинг на природе «Правила безопасного поведения». | Классный руководитель Родительский комитет |
Механизм реализации программы
«Школа – наш дом»
2 класс.
«Это - Я» сентябрь – октябрь. | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Мероприятие. | Ответственный. |
Классный час «Это Я- а кто Я?» | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Анализ и дискуссия по произведениям детской литературы Преобразовательная: Конкурс поделок, рисунков на тему «Это я сделал сам». Художественная: Тематический утренник «Мои любимые произведения искусства». Свободное общение: Чаепитие «Я думаю, вам будет интересно узнать…» Индивидуальное творчество: Выставка рисунков «Автопортрет» с комментарием. | Классный руководитель библиотекарь Учитель ИЗО Родительский комитет |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Беседа «Что обо мне расскажут друзья?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа с детьми, у которых трудности в развитии самооценки. Педагогический импульс: Этический срез «Кого называют скромным?» | Психолог Классный руководитель |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание « Особенности развития детей в начальной школе». Осмысление семейного воспитания: Еженедельные консультации для родителей. Результаты диагностики самооценки учащихся. Совместная деятельность: Подготовка стенгазеты « Познакомьтесь, это мы!» | классный руководитель психолог |
«Друзья и близкие» (ноябрь – декабрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа: «Какой я товарищ»? | Классный руководитель психолог |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Дискуссии по рассказам о друзьях в книгах и фильмах. Преобразовательная: Трудовой акт «Друзья познаются в беде». Художественная: Музыкальная гостиная «Мы о дружбе поём». Свободное общение: Беседа: «Я хочу вам рассказать о своём друге…» Индивидуальное творчество: Минипроект «Новогодний подарок другу». | Библиотекарь Классный руководитель Учитель музыки |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Анкетирование: «Каким должен быть друг». Индивидуальная беседа: Коррекция критериев выбора по результатам рефлексии. Педагогический импульс: Консультация « Почему бывает трудно дружить»? | Классный руководитель Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Межличностные взаимоотношения в начальной школе». Осмысление семейного воспитания: Еженедельные консультации для родителей. Анкетирование для самоанализа «С кем дружит Ваш ребёнок?» Совместная деятельность: Новогодний бал. | Классный руководитель Родительский комитет |
Правила школьной жизни (январь – март). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Классный час: «Права и обязанности школьника». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Коллективное чтение и обсуждение повести «Праздник непослушания». Преобразовательная: Коллективное обсуждение и разработка правил для учащихся класса. Свободное общение: Диспут «Надо ли уметь спорить?» Индивидуальное творчество: Самопрезентация «Мои главные правила». | Классный руководитель библиотекарь психолог |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Индивидуальная беседа: «Какие правила мешают мне жить?» Индивидуальная беседа: Коррекционная работа по результатам беседы. Педагогический импульс: Проблемный вопрос: «Будем ли мы проводить праздник непослушания?» | Классный руководитель Психолог Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Система запретов и поощрений как фактор непослушания». Осмысление семейного воспитания: Групповая консультация «Единство требований в школе и дома – основа успеха воспитания младших школьников». Совместная деятельность: Праздничные чаепития к 23 февраля и 8 марта. | Классный руководитель Родительский комитет |
Мои разные роли (апрель – май). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа: «Мои роли – какие они? Мой взгляд на взаимодействие социальных ролей». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Самостоятельное наблюдение: «Социальная роль в нашей жизни». Преобразовательная: Трудовой акт «Золотые руки». Художественная: Сюжетно – ролевая игра: «Произведения о различных социальных ролях». Свободное общение: Дискуссия: «Сколько у меня ролей?» Индивидуальное творчество: Конкурс рисунков: «Моя любимая роль». | Классный руководитель Психолог Учитель ИЗО |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Комментирование рисунка на тему: «Моя любимая роль». Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа «Отношение к роли ученика». Педагогический импульс: Игровой тренинг: «Как освоить новые роли?» | психолог классный руководитель |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание « Основы социализации младших школьников. Роль семьи». Осмысление семейного воспитания: Аналитический срез: «Как мы готовим детей к жизни?» Совместная деятельность: Утренник: «История второго класса». | Классный руководитель Родительский комитет |
Механизм реализации программы
«Школа – наш дом»
3 класс.
Я и мир (сентябрь – октябрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к школе. | |
Мероприятие. | Ответственный |
1 сентября – День Знаний Классный час «Я в школе». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Экскурсия «жизнь, которая нас окружает.» Преобразовательная: Коллективный проект «Создадим коллекцию.» Художественная: Презентация «Явления природы в произведениях искусства.» Свободное общение: Диспут «Человек в природе хозяин или гость». Индивидуальное творчество: Выставка рисунков «Я и мир!» | Классный руководитель старшеклассники |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Индивидуальная и групповая работа с психологом «Какой мир меня окружает?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная беседа с детьми «Как много ты знаешь о мире, который тебя окружает?» Педагогический импульс: Классный час «Чем отличается любопытство от любознательности?» | Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательных интересов школьников.» Осмысление семейного воспитания: Анкетирование «Как наш ребёнок познаёт мир?» Совместная деятельность: Викторина для детей и взрослых «Окружающий мир.» | |
Я и люди (ноябрь – декабрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа «Я, ты , он, она вместе дружная семья.» | Классный руководитель психолог |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Выпуск стенгазеты «Дети на планете.» Преобразовательная: Классный час «Пишем письмо зарубежному другу.» Художественная: Видеопрезентация «Музыка и танцы народов мира. » Свободное общение: Беседа «Можно ли сказать, что все люди разные.» Индивидуальное творчество: Конкурс рисунков «Чувства человека.» | Классный руководитель Библиотекарь Учитель музыки |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Минисочинение «Понимаю ли я других людей?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная беседа с детьми «Кто ты обращаешься с другими людьми?» Педагогический импульс: Классный час «Я землянин!» | Классный руководитель Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Формирование толерантности у младших школьников.» Осмысление семейного воспитания: Консультация по приглашению «Детская агрессивность – причины и следствия.» Совместная деятельность: Новогодний утренник. | Классный руководитель Родительский комитет |
Наши успехи (январь – март). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Классный час «Дружба крепкая…» | Классный руководитель старшеклассники |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Викторина»Что? Где? Когда?» Преобразовательная: Трудовой акт «Мы поможем нашей школе.» Художественная: Игра-драматизация «Если мамы дома нет.» Свободное общение: Посещение театра. Обмен впечатлениями. «В мире театра и кино». Индивидуальное творчество: Конкурс поздравительных открыток к 8 марта. | Классный руководитель Учитель музыки Учитель ИЗО |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Индивидуальная беседа «Что у меня получается, а что не получается?» Индивидуальная беседа: Беседа « В чём тебе могут помочь одноклассники?» Педагогический импульс: Этический срез «Каковы наши успехи?» | Классный руководитель Психолог Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Задачи формирования классного коллектива: успехи и проблемы.» Осмысление семейного воспитания: Табель успеваемости. Совместная деятельность: Праздничные чаепития к 23 февраля и 8 марта. | Классный руководитель Родительский комитет |
Мир профессий (апрель – май). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Экскурсия на предприятие. | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Викторина «Профессии моих родителей.» Преобразовательная: Трудовой акт «Ты и в школе, и в саду прояви Любови любовь к труду!» Художественная: Разучивание песен о труде. Свободное общение: Дискуссия «Что мы знаем о профессиях?» Индивидуальное творчество: Конкурс рисунков»Моя будущая профессия.» | Родительский комитет Классный руководитель Учитель музыки Психолог |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Беседа «Кем бы я хотел стать? Что для этого нужно?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа «Профессия и здоровье.» Педагогический импульс: Консультация «Кого зовут профессионалом?» | |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Детско – родительское собрание «Ранняяпрофилизация образования: плюсы и минусы.» Осмысление семейного воспитания: Анкетирование «Что наш ребёнок знает о профессиях?» Совместная деятельность: Беседа «Родители о своих профессиях.» | Классный руководитель Родительский комитет |
Механизм реализации программы
«Школа – наш дом»
4 класс.
Я - человек (сентябрь – октябрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Мероприятие. | Ответственный. |
1 сентября – День Знаний. Классный час «Что мы знаем о человеке? Мои человеческие качества». | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Викторина «Что мы знаем о человеке?» Преобразовательная: Тренинг «Как стать красивым?» Художественная: Презентация « Печальный образ в произведениях живописи». Свободное общение: Дискуссия по литературным произведениям «Что такое человеческое достоинство?» Индивидуальное творчество: Программа самовоспитания «Мои полезные привычки». | Классный руководитель старшеклассники |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Устное и письменное тестирование «Когда мне бывает стыдно?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная беседа о приёмах саморегуляции и самокоррекции собственного поведения. Педагогический импульс: Консультация « Как учиться на своих ошибках». | Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Гуманные отношения в семье как основа воспитания человеческого достоинства» Осмысление семейного воспитания: Еженедельные консультации для родителей по приглашению «Характер взаимоотношений детей и родителей в начальной школе». Совместная деятельность: Круглый стол «Поговорим начистоту». | |
Классный руководитель Классный руководитель | |
Я гражданин (ноябрь – декабрь). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа «Права и обязанности гражданина России». | Классный руководитель психолог |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Экскурсия в краеведческий, исторический музей. Преобразовательная: Коллективный проект «Мы – россияне». Художественная: Музыкальная гостиная «Мы о Родине поём». Свободное общение: Диспут «Кого называют гражданином?». Индивидуальное творчество: Конкурс творческих работ «Моя Родина». | Классный руководитель Учитель музыки Библиотекарь |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: « Я гражданин России. Это значит…» Индивидуальная беседа: Индивидуальная работа с детьми по результатам рефлексивной деятельности учащихся Педагогический импульс: Аналитический срез «Кем гордится наша страна?» | Классный руководитель Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Чтоб за державу не стало обидно…» Осмысление семейного воспитания: Этический семинар «Гражданин или обыватель?» Совместная деятельность: Прослушивание и разучивание песен о Родине. | Классный руководитель Родительский комитет |
Я – ученик(январь – март). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Беседа «Ученик – активный участник образовательного процесса». | Классный руководитель старшеклассники |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Беседа со школьным психологом о приёмах самодиагностики «Как узнать о себе». Преобразовательная: Трудовой акт «Наш класс – наш дом». Художественная: Презентация «Школьная тема в живописи». Свободное общение: Вечер воспоминаний о начальной школе. Индивидуальное творчество: Конкурс чтецов «Стихи о школе». | Школьный психолог Классный руководитель Учитель изо Кл.руководитель, родители Классный руководитель |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Письменное тестирование «Мои достижения в начальной школе». Индивидуальная беседа: « В чём тебе нужно помочь?» Педагогический импульс: Этический срез «Мои планы на будущее». | Классный руководитель Психолог Психолог |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Предварительные итоги обучения и воспитания в начальной школе». Осмысление семейного воспитания: Консультация по приглашению «Нерешённые задачи начального образования Вашего ребёнка». Совместная деятельность: Круглый стол «Готовимся к выпуску из начальной школы». | Классный руководитель Родительский комитет |
Кем быть? Каким быть? (апрель – май). | |
Блок 1: Формирование осмысленного отношения к себе. | |
Презентация «Все профессии важны…» | Классный руководитель |
Блок 2: Организация разновидовой деятельности. | |
Познавательная: Викторина «Друзья Маленького Принца». Преобразовательная: Трудовой акт «Прибираем свою планету». Художественная: Читательская конференция по повести А. Сент – Экзюпери «Маленький Принц». Свободное общение: Диспут «Самое главное в жизни». Индивидуальное творчество: Индивидуальный проект «Моя программа развития». | Классный руководитель, библиотекарь Классный руководитель Библиотекарь Классный руководитель Учащиеся |
Блок 3: Индивидуальный корректив. | |
Рефлексия: Минисочинение «Какой я человек?» Индивидуальная беседа: Индивидуальная беседа «Чтобы ты хотел изменить?» Педагогический импульс: Этический срез «Кем быть или каким быть?» | |
Блок 4: Взаимодействие с семьей. | |
Родительское собрание: Родительское собрание «Кризис перехода из начальной школы в основную школу. Роль семьи». Осмысление семейного воспитания: Аналитический семинар «Кумиры Вашего ребёнка» Совместная деятельность: Торжественный акт по окончанию 4 класса «Прощание с начальной школой!». | Классный руководитель Родительский комитет |
Классный руководитель.
Основные направления деятельности классного руководителя:
- обеспечение нормального физического здоровья школьников;
- решение проблемы общения;
- расширение познавательной сферы ребёнка;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности классного руководителя:
Рефлексивно-аналитические способности:
- способность анализировать свою деятельность;
- способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
- умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
- умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
Организаторские способности:
- ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
- планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
- разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;
- создать положительную установку на предстоящую деятельность;
- использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
- координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
Коммуникативные способности:
- установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
- коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
- справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
- достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Формы взаимодействия классного руководителя
с родителями учащихся.
Формы работы с родителями.
- родительские собрания;
- общеклассные и общешкольные конференции;
- индивидуальные консультации педагога.
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Примерная тематика родительских собраний:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья дома или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский
комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференциидолжны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок».
Когда он родился, то ___________________________________________
Самым интересным в первые годы жизни в нём было ____________________
О здоровье можно сказать следующее __________________________________
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _________________________
Его отношение к школе было __________________________________________
Трудности воспитания связаны с _______________________________________
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ______________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Обычно в году проводится пять родительских собраний. Первое – в начале учебного года, а затем в конце каждой учебной четверти.
На первом собрании учитель сообщает о задачах на новый учебный год, говорит о режиме дня, расписании уроков, об учителях-предметниках, о единстве требований семьи и школы, об организации питания, школьной и физкультурной форме, о распределении поручений среди учащихся и др.
Следующие собрания, кроме сообщения итогов успеваемости, должны быть тематическими. Цель их – вооружать родителей конкретными педагогическими знаниями, знакомить с опытом воспитания детей в других семьях. Примерная тематика таких собраний приведена в данном пособии. Тематические собрания проводятся обычно по такому плану:
1) доклад или лекция учителя,
2) выступления родителей (заранее подготовленных) по теме собрания,
3) обмен опытом, выступления других родителей,
4) советы, рекомендации, памятки по теме собрания.
Не следует превращать собрание в судилище над родителями неуспевающих или недисциплинированных учеников. На такие собрания родители стараются не приходить или, побывав на них, прибегают к телесным наказаниям своих детей. Плодотворно проходят совместные собрания родителей и учащихся класса, где после обсуждения определенной темы учащиеся демонстрируют свои достижения в учебе и труде, рассказывают о занятиях в кружках и секциях, участии в художественной самодеятельности.
Работа с активом родителей.
На первом родительском собрании выбирается родительский комитет класса, распределяются между ними обязанности: ответственный за всеобуч, за культурный досуг, за санитарно-хозяйственную работу; составляется план их работы, который согласуется с планом классного руководителя. Члены родительского комитета помогают учителю в проведении ремонта класса, подготовке и проведении классных вечеров и утренников, участвуют в турпоходах и турпоездках, посещают семьи на дому с целью выполнения закона о всеобуче, могут взять шефство над отдельными учениками, помогать им налаживать дисциплину и успеваемость. Это главные помощники учителя в работе с классом и семьями учащихся
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени.
Тематика родительских собраний.
Класс | 1 собрание | 2 собрание | 3 собрание | 4 собрание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 класс | Знакомство с родителями учеников-первоклассников. | Трудности адаптации первоклассников к школе. | Телевизор в жизни семьи и первоклассника. | Эмоции положительные и отрицательные. |
2 класс | Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. | Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. | Итоги прошедшего учебного года. |
3 класс | Наказание и поощрение в семье. | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. | Воображение и его роль в жизни ребенка. | Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты». |
4 класс | Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка. | Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. | Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников. | Итоги четырех лет обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Программа по воспитательной работе
Программа по воспитательной работе...
Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"
Программа расчитана для проведения воспитательных часов в 1 классе....
Программа по воспитательной работе.
Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....
Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...
Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»
Продолжительность программы : 4 года. Возраст обучающихся : 7 -11 лет. Основные направления работы:1. «Я...
Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"
Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....