Все о Пушкине
план-конспект
Предварительный просмотр:
ВСЁ О ПУШКИНЕ
Форма проведения: игра по станциям.
Цель: приобщать детей и родителей к мировой художественной культуре через игру по произведениями А. С. Пушкина.
Возраст участников: родители и дети 8 – 10 лет.
Организация.
Подготовительная работа.
- Выбрать ведущих станций.
- Задания:
- станция «Прикрепи-ка» - прикрепить «нос» Балде или «хвост» Чёрту.
- станция «Отвечай-ка»- ответить на вопросы викторины, по произведениям
А. С. Пушкина.
- станция «Сыграй-ка» - перечислить фильмы, снятые по произведениям
А. С. Пушкина, инсценировать отрывок из сказки.
- станция «Напиши-ка» - закончить стихотворение А. С. Пушкина.
- станция «Нарисуй-ка» - назвать сказку по иллюстрациям, сделать коллективный рисунок по сказке.
- Реквизит:
- маршрутные листы по числу команд;
- плакаты с высказываниями: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!…» - Ф. И. Тютчев.
«У нас всё ведь от Пушкина» - Ф. М. Достоевский.
« Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа» - Н.В. Гоголь.
- надписи на двери кабинетов – «Прикрепи-ка», «Нарисуй-ка», «Отвечай-ка», «Напиши-ка», «Сыграй-ка»,
- плакаты с изображениями Балды и Чёрта, «нос» из ваты и картона, «хвост» из веревки, платки;
- викторина по сказкам А. С. Пушкина – задания на карточках;
- иллюстрации к сказкам, краски, кисти, карандаши, бумага;
- молоточек, костюмы, карточки с текстом;
- карточки с текстами стихов;
- дополнительные вопросы о пословицах в произведениях поэта;
Примерный ход игры по станциям:
- создать команды по 5 – 10 человек;
- общий сбор команд в актовом зале;
- вступительное слово организатора игры о значении творчества А. С. Пушкина для русского народа, пожелание успеха командам;
- вручение маршрутных листов;
- работа команд на станциях;
- время выполнения заданий на станции – 15 минут;
- ведущие станций отмечают в маршрутных листах баллы:
а). полностью выполнено и правильно - 5 баллов:
б). не полностью выполнено или с ошибками - 4 балла:
в). всё выполнено с ошибками - 3 балла.
г). не выполнено - 2 балла.
Станция «Прикрепи-ка».
Игра «Прикрепи Балде нос» и «Прикрепи Черту хвост».
На стене висят плакаты , на расстоянии 2 м от них стоят игроки. Если команды по 10 человек, игроки делятся на две группы. Первая группа прикрепляет нос, вторая – прикрепляет хвост. Игрокам по очереди завязывают глаза, они подходят к стене и прикрепляют «хвост» или «нос», а потом смотрят, что получилось. Лучше крепить «хвост» и «нос» на пластилин, чтобы держались на плакате. Наибольшее число попаданий (по количеству игроков) оценивается 5 баллами.
Станция «Нарисуй-ка».
Если команды большие, играющие делятся на 2 группы. Ведущий показывает иллюстрации сказок, играющие отвечают. Затем каждой группе дается четверть ватмана, на которой все вместе игроки должны нарисовать любой эпизод, связанный с жизнью или творчеством А. С. Пушкина.
Станция «Сыграй-ка».
Игроки делятся на две группы. Ведущий проводит «аукцион»:
- «Перечислите фильмы, снятые по произведениям А. С. Пушкина».
Кто последний назвал фильм, получает приз.
Ответ: 14 фильмов
«Барышня – крестьянка»;
«Бахчисарайский фонтан»;
«Борис Годунов»;
«Дубровский»;
«Коллежский регистратор»;
«Капитанская дочка»;
«Метель»;
«Моцарт и Сальери»;
«Пиковая дама»;
«Руслан и Людмила»;
«Сказка и мертвой царевне и семи богатырях»;
«Осенние колокола»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».
Инсценировка сказки: (принцип «немого» кино с озвучиванием)
Команды тянут билеты с названиями сказок. Ведущий раздает командам карточки с текстом сказок. Игроки выбирают автора и героев сказок. Эти ребята будут озвучивать роли. Остальные игроки – артисты должны выполнять всё, что говорят автор и герои сказок.
Станция «Отвечай-ка».
Викторина для детей «У лукоморья».
Карточка 1:
Что такое «полба», которой кормил поп Балду?
- злак, особый вид гречихи,
- злак, особый вид пшеницы («…есть мне давай вареную полбу»),
- злак, особый вид проса.
Сколько времени ждал царь Додон известий от первого сына, ушедшего на войну?
- один год,
- пять месяцев,
- восемь дней ( «вот проходит восемь дней, а от войска нет вестей»).
Карточка 2:
С помощью чего царевна Лебедь превращала Гвидона в насекомых.
- заклинаний,
- водой («воду с шумом расплескала и обрызгала его с головы до ног всего»),
- перьями.
Кого укусил комар - Гвидон?
- ткачиху,
- повариху («и впился комар как раз тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела»),
- сватью – бабу Бабариху.
Карточка 3:
К кому обратился королевич Елисей вначале, когда отчаялся найти царевну?
- Месяцу,
- Солнцу (« к красну Солнцу наконец обратился молодец»),
- Ветру.
Сколько лет жили у моря старик со старухой?
- двадцать лет и три года,
- тридцать лет и три года («они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года»),
- сорок лет и три года.
Карточка 4:
По словам попа, черти обязались платить ему оброк, но задолжали…
- на три года («да есть на них недоимки за три года»),
- на два года,
- на четыре года.
К кому обратился царь Додон за помощью, когда стал старым и не мог воевать?
- к мудрецу,
- к звездочету,
- к скопцу («вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, звездочету и скопцу»).
Дополнительные вопросы для всех участников:
- В каких сказках Пушкин использует народные пословицы и поговорки?
Ответ:
- «Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь» - «Сказка о царе Салтане…»;
- « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - «Сказка о золотом петушке»;
- « Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил» - «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях».
- Скажите полное название сказки о царе Салтане?
Ответ:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
ВИКТОРИНА «Ах, Александр Сергеевич…» для родителей:
Карточка 1:
По утверждениям современников, Пушкин любил сочинять:
- верхом на лошади,
- сидя в гамаке,
- лежа в постели. +
Когда Пушкин пришел на аудиенцию к царю Николаю I , он совершил экстраординарный поступок:
- опрокинул чернильницу на подол платья императрицы;
- сел на стол; +
- съел свечку из канделябр.
Карточка 2:
Свои стихи Пушкин публиковал в :
- журнале «Огонёк»,
- газете «Литературная газете», +
- газете «Нью-Йорк таймс».
В 30-е годы в СССР о Пушкине был снят фильм, который назывался:
- «Я лиру посвятил народу своему»,
- «Поцелуй поэта»,
- «Поэт и царь». +
Карточка 3:
Пушкин никогда не расставался:
- с пистолетом, +
- с любимой собачкой,
- с таблетками от кашля.
Последняя квартира Пушкина была очень похожа на:
- лабиринт,
- анфиладу (длинный сквозной ряд комнат) +
- каземат.
Карточка 4:
Однажды 16-летняя девушка в слезах сказала Пушкину: « Зачем Вы убили…»:
- Кюхельбекера,
- Старуху-процентщицу,
- Ленского. +
По сведениям, представленным Д. Хармсом, Пушкин очень любил:
- играть на балалайке,
- заниматься подлёдным ловом,
- бросаться камнями. +
Дополнительные вопросы:
- Стихотворение «Александру Сергеевичу хорошо…» написал:
- М. Лермонтов,
- Р. Рождественский,
- Б. Окуджава («ему было за что умирать у Черной речки…»).
- Кто из известных режиссеров снял фильмы по пушкинским сказкам?
- Александров,
- Птушко («Сказка о царе Салтане», « Сказка о рыбаке и рыбке», поэму «Руслан и Людмила»).
- Гардин.
- Кто автор памятника А. С. Пушкину в Царскоцельском парке?
- М. Микешин,
- Р. Бах, +
- Е. Вучетич.
Станция «Напиши-ка».
Ведущий раздает карточки со стихами А. С. Пушкина. Порядок последних двух строк нарушен или в стихотворении пропущены любые две строки.
Например: Карточка 1 У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
(сказку, налево, заводит, чудеса, леший, бродит, там, там).
Карточка 2 Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
В землянке ветхой они жили
Тридцать лет и три года ровно.
Карточка 3 Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
(в волнах, он, бежит, себе, парусах, раздутых, на).
Карточка 4 Уж небо осенью дышало
Уж реже становился день;
Короче солнышко блистало,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
После того, как составлены строки, участники читают стихотворение полностью, выразительно.
Заключительный этап:
Команды вновь собираются в актовом зале, где проходит награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».
Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...
Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.
Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина «Ах! Пушкин!»
1. Цель и задачи школьного конкурса чтецов.1.1. Целью школьного конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учеников младшего школьного ...
Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".
Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....