Методическая разработка: «Мир глазами ученика».
проект (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Районный конкурс методических разработок
«Современный педагог»
«Мир глазами ученика»
Педагогический проект
Автор: Михайлова Лилия Анатольевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2022
Оглавление:
I.Пояснительная записка……………………………………………………………..3 стр
II.Содержание………………………………………………………………….…4-8 стр
III.Список литературы………………………… ……………………………10стр
IV.Списокэлектронно-образовательных ресурсов……………… ……………..10стр
V.Приложения……………………………………………………………………11-12стр
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка адресована воспитателям группы продленного дня и педагогам дополнительного образования.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение занятий и внеклассных мероприятий.
Во второй половине дня, после того, как ребята закончили выполнение уроков, чаще всего они не хотят заниматься дополнительно. Но в современном мире дополнительное развитие может быть очень интересным и определенно должно быть таким! Мы предлагаем, с помощью наших классных мероприятий, в игровой форме, познакомиться с обучающими компьютерными технологиями, которые в дальнейшем будут необходимы для успешного учебного будущего.
Методическая разработка: «Мир глазами ученика».
Цели:
1.Активизировать познавательную деятельность учащихся;
2.Содействовать развитию творческих способностей;
3.Выявлять талантливых учащихся;
4.Формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
5.Научиться ораторскому искусству с помощью современных икт - технологий, повышение творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
1.Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
2.Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
3.Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями.
4.Формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся в области науки, техники, художественного творчества.
5.Использование smart доски, работа с презентацией PowerPoint, работа с интернет ресурсами
Внеклассный проект «Мир глазами ученика» - внеурочное занятие по обмену опытом между классами разных возрастов. В нашем случае 2 и 4 классы начальной школы №619.
Оборудование: ПК, smart-доски, PowerPoint презентации, интернет-ресурсы, программы для создания онлайн-кроссвордов, ребусов ,пазлов: http://cross.highcat.org http://rebus1.com http://puzzlecup.com http://www.jigsawplanet.com .
В течение учебного года 2021-2022 в начальной школе проходит цикл занятий в группах продлённого дня.
За основу проекта «Мир глазами ученика» мы взяли наши текущие проекты.
С начала учебного года во 2 классе стартовал классный проект – «Разноцветные пятницы»
Проект создан для:
-психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения у учеников;
-способствования развитию у детей творческого потенциала;
- эмоциональной насыщенности школьного творчества;
- развития пространственного воображения с опорой на представление о цвете;
- развития речи и словарного запаса учащихся.
Что это такое, и как это все происходит- сейчас расскажем. В конце учебной недели- по пятницам ребятам и нам педагогам необходимо одеться так, чтобы во внешнем виде и в школьно-письменных принадлежностях, как можно больше присутствовал цвет дня, принести игрушку или какой-либо предмет этого цвета. Каждая пятница недели посвящена одному цвету. Ребятам предложено делать мини-сообщения с данным цветом: мультимедийные презентации, рефераты, доклады. При выполнении таких заданий мои ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания. В ходе работы ребятам приходится переработать большое количество информации, в результате чего, ученики хорошо ориентируются в данном вопросе. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере. Оценивается работа дополнительной оценкой в электронной журнал.
В 4 классе в 2021-2022 учебном году стартовал новый проект второй половины дня под названием «Интересы ребёнка».
Что же включает в себя этот проект:
-развитие коммуникативных, исследовательских навыков;
-умение работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
-более близкое изучение компьютера;
- расширение пространства освоения учениками школьной информации через самостоятельную, мотивированную учебную деятельность;
- пробуждение творческих начал в ребёнке;
- развитие навыков работы с разными источниками информации, в том числе навыки по использованию цифровых технологий.
Ученики 4Б класса необыкновенные, творческие, разносторонние дети. Начиная с 1 класса, они под руководством нас - педагогов, участвуют во всевозможных конкурсах, олимпиадах и различном творчестве.
Мои ученики помимо школы имеют множество разных увлечений. Мы решили познакомить остальных ребят с самыми интересными. Это может быть: глобальное погружение в мировой океан, знакомство с ближайшими планетами или свойства зеркал, а также многое другое. Ученик под руководством педагога – воспитателя выбирает интересную тему, которую он будет изучать и представлять одноклассникам.
Каждый ученик делится своими интересами в виде презентации или видеоролика во второй половине дня. В конце презентации подготовлены захватывающие вопросы по изученной теме. Ребята отвечают с удовольствием, а ученик-педагог получает дополнительную отметку по любому предмету на выбор.
Мы часто сталкиваемся с тем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед нами встала задача по формированию и развитию у ребёнка мотивации на основе познавательного интереса.
Путём слияния двух проектов 4 и 2 классов образовался новый внеурочный проект: «Мир глазами ученика» по обмену опытом между учащимися с использованием информационно-коммуникационных технологий.
На протяжении учебного года ученики наших классов приходят друг к другу в «гости» и делятся своим опытом классного проекта.
Его суть заключается в том, чтобы ребята узнавали новое и интересное не только от педагогов, но и от товарищей из других классов. В этот момент восприятие информации происходит по-другому, ребята понимают, что если ребёнок младше тебя по возрасту освоил компьютерную программу, то и ты непременно сможешь. Выше уже отмечалось, что цифровые технологии совершенствуются буквально день ото дня; то, что еще вчера было новым словом в данной области, сегодня безнадежно устарело. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо было перейти к новым технологиям модификации (обучающиеся сами подбирают картинки, музыкальные фрагменты, делают свои комментарии или подбирают чужие к терминам и фрагментам текстов, учитель в данном случае подбирает ресурсы) и технологии переосмысления, когда разрабатываются задания, в принципе невозможные ранее, когда дети сами, например, могут создать кроссворд по теме (ресурс -http://cross.highcat.org),ребус (ресурс-http://rebus1.com),паззл (ресурс-http://puzzlecup.com), которые не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Данное мероприятие способствует повышению личной уверенности у каждого участника, позволяя каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других, развивать у учащихся умение истинно оценивать себя, вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Эта деятельность нравится учащимся, об этом свидетельствуют их отзывы:
«Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты».
«Мы многое узнаем друг о друге».
«Приходится много думать, исследовать, изучать иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!»
«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и показываю. В обычной жизни это бывает нечасто».
Наглядные образы намного более привлекательны и транслируемы по сравнению с вербальной информацией. Использование проектора, Smart -доски и других средств визуализации (видео мониторов, жидкокристаллических или плазменных панелей и т.д.) в образовательных целях значительно упрощает процесс усвоения новых знаний. Ведущие университеты мира внедрили поистине великую технологию создания обучающих презентаций и видео в PowerPoint, которые позволяют осуществлять образовательный процесс с большим включенностью и интересом. Помимо этого, использование таких итересных и развивающих интернет-ресурсов как: программы для создания онлайн кроссвордов, ребусов, пазлов-онлайн позволяют повышать уровень мотивации к обучению и взаимодействию у обучающихся. Им нравится воспринимать яркие образы, и все то, что побуждает их к мыслительной деятельности гораздо более эффективно, нежели печатное слово. Таким образом, активизация визуального ряда существенно повышает уровень восприимчивости обучающей информации, что является несомненным плюсом внедрения информационных технологий и в сфере дополнительного образования. Помимо этого, информационные технологии выступают как средства помощи и как средства расширения и обогащения всего образовательного процесса. Внедрение ИКТ побуждает взаимодействие и кооперацию среди обучающихся, сокращению дистанции между учителем и учениками. Эти технологии также дают возможность обучающимся совместно работать в группах, что существенно повышает их коммуникативные навыки и открытость миру.
Мы-педагоги отмечаем возросшую коммуникабельность и способность к совместной работе в группах как в стенах учебных заведений, так и вне их. Отмечается также рост интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся, ИКТ эффективно способствуют обработке существующей информации и позволяют каждому обучающемуся проявить свои творческие наклонности и создать какой-либо свой реальный продукт или достичь какой-либо своей практической цели.
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», – гласит китайская мудрость.
Заключение
Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому нам было важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности. С помощью классных проектов и использования средств ИКТ и ИКТ-ресурсов у наших учащихся появились новые навыки – умение адаптироваться и умение собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога-воспитателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества-применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Конечно, в современном мире, без современных компьютерных технологий никуда.
Мы познакомили наших учеников с самыми современными образовательными ресурсами и программами, которые имеются на данный момент в открытом доступе.
Правильно организованная система деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. В начальной школе это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Учеников привлекает новизна проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций, интернета и т.п. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Методические рекомендации.
Прежде чем начать работу с детьми, педагогу необходимо знать из каких позиций состоит проектная деятельность.
1.Выбор темы и типа проекта:
Практико-ориентированный, прикладной, направлен на решение практических задач.
Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение какой-либо гипотезы.
Информационный проект, его целью является сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Творческий проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к проблеме проекта.
Игровой или ролевой проект представляет опыт участия в решении проблемы проекта.
2. Этапы работы над проектом:
- подготовительный этап;
- планирование;
- основной практический этап;
- заключительный этап.
3. Представление своей работы.
Педагогу-организатору следует сначала самому вдохновиться предстоящим проектом, а затем представить классу похожую разработку(презентацию)для наглядности. И уже в дальнейшем, в личном разговоре с ребятами, понять к чему «лежит душа» у ученика и помочь ему, подобрать интересную тему для работы. Необходимо адаптировать содержание материала к возрастным особенностям учеников (1-4 классы); материал можно разбить на несколько занятий, в зависимости от подготовленности учеников. Мотивирование дополнительной отметкой также играет немалую роль в организационном вопросе.
Ученики могут испытывать трудные моменты в ходе работы. Педагог-организатор должен помочь и подсказать пути верного решения. Например: показать, как создать новый слайд, как добавить нужную картинку с презентацию, как вывести работу на большой экран и с чего начать своё выступление; показать принцип работы нужных интернет-ресурсов.
Для представления проекта в классе должен быть ПК и smart-доска, доступ к Интернету.
Родителям следует объяснить всю важность данной работы, все благоприятные перспективы дальнейшего обучения и необходимость освоения современных программ.
Как показывает практика, ученики с удовольствием включаются в новые интересные проекты, а родители благодарны за новый интересный подход к образованию своих детей.
Список литературы:
1.Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах//Начальная школа плюс До и После.2007.№ -7.с.32-34
2. Васина, Ю.М. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю.М. Васина. – Тула, 2002. – 22 с
3. Власова И.А., Лобашев В.Д, Тропин В.Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности//Стандарты и мониторинг в образовании. 2006 №-3.с.47-51
4. Захаров, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захаров. – М. : Академия, 2003. – 192 с
5. Красильников А.А. Информатизация диагностики инновационных процессов учреждений
профессионального образования // Сборник трудов III Международной научно-практической
конференции Образование. Наука. Культура. Гжель, 2011. С. 368-373.
6. Лубышев Е.А. Самоопределение ребенка-дошкольника на занятиях ролевыми играми //
Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Инноватика в образовании».
М.: ФГНУ ИНИДО РАО, 2013. С. 128-134.
Список электронно-образовательных ресурсов:
1. Гришина С.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов / Открытый урок, 1 Сентября / [Электронный ресурс] – открытый урок.рф, 2009.
2. Программы для создания онлайн-кроссвордов, ребусов, пазлов: http://cross.highcat.org http://rebus1.com http://puzzlecup.com http://www.jigsawplanet.com
3. Шабанова М.А. Информационные технологии в деятельности учителя начальных классов / Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - https://nsportal.ru, 2013
4.Электронная библиотека «КиберЛенинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Работа с учениками фортепиано средних классов на примере сборника «Добрый день» А.П. Исаковой.»
Создание необходимых условий для того, чтобы вовлечь ребенка в область художественного творчества, направить его на пути « …духовного овладения миром, музыки…» ( Г.Г. Нейгауз), заинтересовать занятиям...
Методическая разработка: "Языковой портфель ученика 2 класса"
Моя разработака представляет примерный вариант языкового портфолио по английскому языку для ученика 2 класса....
методическая разработка "Посвящение в ученики"
Праздник посвящения первоклассников в ученики....
Методическая разработка Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, под...
Методическая разработка конкурсного мероприятия "Ученик года"
Разработка содержит материалы 2 тура конкурса "Ученик года", который проводится в гимназии ежегодно....
Методическая разработка. Памятка для ученика.Пишем изложение.
Памятка для ученика. Пишем изложение....