Программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
(общекультурное направление)
3 абвгд классы
(начальное общее образование)
Количество часов: 17 ч.
Составители: Журбина К.С.
Шамсутдинова Р.М.
Жукова Л.В.
Скобелкина С.П.
Шапкина С.С.
учителя начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы
И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), – М: Истоки, 2010.
Учебник:
А.В. Камкин «Истоки». Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018;
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.
Задачи:
- Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению обучающимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение 3 человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. В основе преподавания курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов. В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
∙ Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;
∙ Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
∙ Управленческий – развитие управленческих способностей;
∙ Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
∙ Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Место в учебном плане курса внеурочной деятельности:
Программа разработана для учащихся 3 классов. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности образовательного учреждения, рассчитана на 18 часов. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, во втором полугодии, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности
В 3-м классе являются:
∙ Освоение первых социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь, София.
.∙ Развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.
∙ Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать, видеть, созидать внутренний мир человека.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Предметные
Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Вера. Надежда. Любовь. София. Истоки. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. Православная вера. Заповеди. Преданность. Клятва. Чувство долга. Долг памяти. Традиции. Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово. Справедливость. Честность. Заслуги. Отчаяние. Воля. Упование. Молитва. Согласие. Единодушие. Единоверие. Единомыслие. Духовная красота. Терпение. Нетерпимость. Послушание. Родительское наставление. Законопослушание. Сердечная привязанность. Забота. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. Сострадание. Милосердие. Равнодушие. Благотворительность. Исповедь. Ум. Разум. Размышление. Вразумление. Истина. Искренность. Истовость. Знания. Мудрость. Мудрецы. Праведность. Премудрость. Истинное знание. Твёрдая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Веры, Надежды, Любви, Софии;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Вера, Надежда, Любовь, София, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Метапредметные
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Содержание изучаемого курса
Вера (5 часов)
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело к вере.
ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить, по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Надежда (3 часов)
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (5 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие слоном и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
София (5 часов)
УМ ДАРАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?
Учебно-тематический план
№ | Темы уроков | Деятельность учащихся на уроке | План. Дата | Факт. Дата |
1 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. | АФО ресурсный круг «Какие знания даёт детям предмет Истоки»? Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. Декламировать стихотворение | 1нед | |
2 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле | АФО работа в паре «Что объединяет вера?» Усвоить основные нравственные заповеди. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | 2 нед | |
3 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. | АФО работа в паре «Пословицы о правде» Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?» | 3 нед
| |
4 | Честь. Береги честь смолоду. | Поиск ответа на вопрос «Какие слова ты изберешь для рассказа о честном человеке» АФО развивающее Работа в паре «Береги честь смолоду» | 4 нед | |
5 | Обобщение к разделу «Вера» | Активное занятие в паре «Вопросы – ответы» АФО оценивающее. Работа в паре «Честь по заслугам» | 5 нед | |
6 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Как в жизни человека помогает надежда?» | 6 нед | |
7 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Согласие в деле» | 7 нед | |
8 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда» | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Послушание» | 8 нед | |
9 | Любовь- добро, единство-дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО «В чем проявляется любовь к ближнему?» работа в четверке | 9 нед | |
10 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО «Милосердие», работа в четверке «Милосердие» | 10 нед | |
11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке. «Добрые дела» | 11 нед | |
12 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Раскаяние» | 12 нед | |
13 | Обобщение по разделу «Любовь». | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | 13 нед | |
14 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | Соединить части пословиц АФО работа в четверке «Ум да разум» | 14 нед | |
15 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в четверке «Истина в слове». | 15 нед | |
16 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | АФО развивающее Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» | 16 нед | |
17 | Премудрость. Истинное знание. Дорога Веры, Надежды, Любви. Твердая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь. | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Истина победителя» | 17 нед |
Тематическое планирование 3 а класс учитель Журбина К.С.
№ | По плану | По факту | Тема |
1 | 02.09 | 02.09 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. |
2 | 09.09 | 09.09 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле. |
3 | 16.09 | 16.09 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. |
4 | 23.09 | 23.09 | Честь. Береги честь смолоду. |
5 | 30.09 | 30.09 | Обобщение к разделу «Вера». |
6 | 07.10 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | |
7 | 14.10 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | |
8 | 21.10 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда». | |
9 | 28.10 | Любовь - добро, единство - дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | |
10 | 11.11 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | |
11 | 18.11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | |
12 | 25.11 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | |
13 | 02.12 | Обобщение по разделу «Любовь». | |
14 | 09.12 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | |
15 | 16.09 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | |
16 | 23.12 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | |
17 | 13.01 | Премудрость. Истинное знание. |
Тематическое планирование 3 б класс учитель Шамсутдинова Р.М.
№ | По плану | По факту | Тема |
1 | 06.09 | 06.09 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. |
2 | 13.09 | 13.09 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле. |
3 | 20.09 | 20.09 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. |
4 | 27.09 | 27.09 | Честь. Береги честь смолоду. |
5 | 04.10 | 04.10 | Обобщение к разделу «Вера». |
6 | 11.10 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | |
7 | 18.10 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | |
8 | 25.10 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда». | |
9 | 08.11 | Любовь - добро, единство - дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | |
10 | 15.11 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | |
11 | 22.11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | |
12 | 29.11 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | |
13 | 06.12 | Обобщение по разделу «Любовь». | |
14 | 13.12 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | |
15 | 20.12 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | |
16 | 17.01 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | |
17 | 24.01 | Премудрость. Истинное знание. |
Тематическое планирование 3 в класс учитель Жукова Л.В.
№ | По плану | По факту | Тема |
1 | 01.09 | 01.09 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. |
2 | 08.09 | 08.09 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле. |
3 | 15.09 | 15.09 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. |
4 | 22.09 | 22.09 | Честь. Береги честь смолоду. |
5 | 29.09 | 29.09 | Обобщение к разделу «Вера». |
6 | 06.10 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | |
7 | 13.10 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | |
8 | 20.10 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда». | |
9 | 27.10 | Любовь - добро, единство - дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | |
10 | 10.11 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | |
11 | 17.11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | |
12 | 24.11 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | |
13 | 01.12 | Обобщение по разделу «Любовь». | |
14 | 08.12 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | |
15 | 15.12 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | |
16 | 22.12 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | |
17 | 12.01 | Премудрость. Истинное знание. |
Тематическое планирование 3 г класс учитель Скобелкина С.П.
№ | По плану | По факту | Тема |
1 | 02.09 | 02.09 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. |
2 | 09.09 | 09.09 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле. |
3 | 16.09 | 16.09 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. |
4 | 23.09 | 23.09 | Честь. Береги честь смолоду. |
5 | 30.09 | 30.09 | Обобщение к разделу «Вера». |
6 | 07.10 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | |
7 | 14.10 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | |
8 | 21.10 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда». | |
9 | 28.10 | Любовь - добро, единство - дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | |
10 | 11.11 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | |
11 | 18.11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | |
12 | 25.11 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | |
13 | 02.12 | Обобщение по разделу «Любовь». | |
14 | 09.12 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | |
15 | 16.09 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | |
16 | 23.12 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | |
17 | 13.01 | Премудрость. Истинное знание. |
Тематическое планирование 3 д класс учитель Шапкина С.С.
№ | По плану | По факту | Тема |
1 | 06.09 | 06.09 | Вводный урок. Чему доверяет сердце. |
2 | 13.09 | 13.09 | Во что верует душа. Вера. Верность в слове и деле. |
3 | 20.09 | 20.09 | Правда. Правда – путь к истине. Правда – путь веры. Правосудие. |
4 | 27.09 | 27.09 | Честь. Береги честь смолоду. |
5 | 04.10 | 04.10 | Обобщение к разделу «Вера». |
6 | 11.10 | Надежда. Сила воли. Тщетная надежда. | |
7 | 18.10 | Согласие ума, сердца и души. Терпение и умение. Терпение и спасение. | |
8 | 25.10 | Послушание. Обобщение по разделу «Надежда». | |
9 | 08.11 | Любовь - добро, единство - дружба. Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. | |
10 | 15.11 | Милосердие в деле и в слове. Сострадание. Равнодушие. Благотворительность. | |
11 | 22.11 | Доброта. Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. | |
12 | 29.11 | Покаяние. Раскаяние и прощение. Грех, стыд. Исповедь. | |
13 | 06.12 | Обобщение по разделу «Любовь». | |
14 | 13.12 | Ум да разум. Размышление. Вразумление. | |
15 | 20.12 | Истина. Искренность. Истинный человек. Истовость. | |
16 | 17.01 | Знание и мудрость. Мудрость и мудрецы. Духовные книги. Праведность. | |
17 | 24.01 | Премудрость. Истинное знание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...