Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.
консультация (1 класс)

тупикина наталья владимировна

Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад.20.73 КБ

Предварительный просмотр:

       

Доклад на тему:

«Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников».

Учитель начальных классов:

 Тупикина Наталья Владимировна

 

           

            Образование в современном мире играет ведущую роль. На сегодняшний день оно основано на системно-деятельностном подходе. В первую очередь уделяется внимание всестороннему развитию обучающегося. Важно не простое усвоение знаний, но и умение добывать знания самостоятельно, а затем использовать их на практике.

            Главной задачей ФГОС НОО третьего поколения (вводится с 2021 года) является конкретизация требований к обучающимся, определены чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Кроме этого, в документе уточнены и другие результаты обучения: личностные и метапредметные.

          Обучение в специальной коррекционной школе ставит перед собой задачу: выстроить всю коррекционно-педагогическую работу таким образом, чтобы максимально приблизить физическое и психическое развитие обучающегося к «норме».

        Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями

         Вывести обучающихся на те результаты, которые обозначены во ФГОС НОО и АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2) позволяет  разработка индивидуального образовательного маршрута, который предусматривает  удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей для каждого обучающегося с ОВЗ.

Внешние причины затруднений в освоении АООП НОДА 6.2:

  1. Заключение и рекомендации ЦПМПК при поступлении в образовательную организацию не соответствуют реальному развитию обучающегося. Требуют пересмотра образовательного маршрута, повторной ЦПМПК с целью уточнения ОМ (образовательного маршрута)
  2. Несоответствие   психофизиологического развития обучающегося выбранной программе (отставание в развитии высших психических функций, несформированность когнитивных процессов, неравномерность развития сторон психической деятельности и т.д.) для успешного освоения предметной области. По мере усложнения программного материала (базовый уровень) несоответствие увеличивается.
  3. Несоответствие ожидания родителей между успеваемостью и реальными достижениями (возможностями) обучающегося.

Внутренние причины затруднений в освоении АООП НОДА 6.2:

    Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а индивидуальные особенности могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

      Основной причиной появления трудностей в обучении школьников является учебная и социальная дезадаптация. 

      Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах.  

Дезадаптация может быть связана:

  • С несоответствием выбранного образовательного маршрута и реальными возможностями ребенка.

Если ребенок пришел в школу плохо читающий, у него возникают проблемы с русским языком, написанием текстов. Ему сложно понять условие задач по математике, возникает непонимание текста по окружающему миру, ребенок не справляется с заданным объемом на уроке  - это  приводит к резкому снижению работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания.

А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

  • С тревожностью ребенка (порочный круг: тревожность – снижение продуктивности деятельности – низкая оценка взрослых – усиление тревожности – разрушение деятельности — … должен быть разорван в звене «оценка». Сам ребенок вырваться из этого круга не сможет);
  • С медлительностью (выделять ребенку дополнительное время для ответа, нацеленность не на результат, а на процесс);
  • С гиперактивностью  (не могут организовать свою деятельность самостоятельно, нуждаются в  алгоритме выполнения действий, инструкция дается пошагово, спокойным, ровным голосом);
  • С демонстративностью – черта, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих. Если ученик, не может вызвать восхищения своими успехами, он начинает удовлетворять свою потребность во внимании с театральными эффектами, агрессивностью, нарушая правила поведения. Его негативизм распространяется и на учебный процесс. Не принимая учебные задачи и периодически «выпадая» из процесса обучения, он уже не может успешно учиться.

                   

            Итогом возникновения трудностей в обучении как правило является неуспеваемость.

         Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.  учебными действиями.

        Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

         От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход или смена образовательной программы, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

          Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»

       Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее).

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

        Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

Пути преодоления неуспеваемости школьников:
- восполнение пробелов в их учебной подготовке и развитие их познавательной самостоятельности;  
-  временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное;
-  нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению;
-  использование игровой и практической деятельности;
Все это возможно при обучении по программе, соответствующей возможностям ребенка.

        Все дети, переступающие порог школы первоклассниками, хотят стать «хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первые двойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и наконец, мы получаем «трудного» ребёнка. Такому ребенку нужно дать шанс влиться в наше школьное сообщество, объективно оценить возможности, изучить его особенности= выбрать соответствующий образовательный маршрут и программу, в соответствии которых ребенок сможет проявить себя, реализовать положительные качества, приобрести умения, необходимые для дальнейшего обучения в средней и старшей школе.



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Презентация к докладу о причинах возникновения трудностей....

«Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников».

Выступление на ресурсном школьном  объединениии "Взаимодействие"....