Организация работы по формированию волевых и нравственных качеств у детей с ОВЗ.
статья (3 класс)

Селиванова  Марина Олеговна

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», воспитатель рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированное на создания условий для развитие и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание или помощи в жизненной самоопределении, нравственном гражданином и профессиональном становлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию волевых и нравственных качеств у детей с ОВЗ.

«Каждый наш поступок, который видят и слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формирование его личности.»

(В.П. Кащенко)

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», воспитатель рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированное на создания условий для развитие и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание или помощи в жизненной самоопределении, нравственном гражданином и профессиональном становлении.

В настоящее время от правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются. С самого раннего детства ребенок учится у взрослых. В семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

В семье ребенок чувствует, видит, слышит, как люди ведут себя, каковы их отношения друг к другу, каковы их оценки и суждения, переживания и размышления- все это оказывает влияние на формировании личности ребенка. А основные условия развития личности- ее включимость в человеческие отношения и человеческое общение.

Каждому воспитателю нужно определить специфику ребенка, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие и развития способностей ребенка. Осознание его индивидуальности и нужности людям.

Частичное разрешение проблемы я вижу в организации внеклассной работы. Занятия характеризуются, прежде всего, творческим началом и имеют, скорее, значение на оказание помощи детям с ОВЗ с отклонениями в поведении.

Работа ведется в несколько этапов:

I. «Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе.»

Задачи:

  • Помочь ребенку осознать свои особенности и предпочтение ,понять, что он уникален и не повторим. Его возможность пока ограничены, но они развиваются, в будущем он обязательно сделает то, чего не может сегодня.

II. «Развитие способности понимать другого человека, сострадать, сочувствовать, сопереживать.»

Задачи:

  • Знакомить с языком эмоций, средствами которого являются: позы, мимика, жесты.
  • Обучать пользоваться или как для выражения собственных чувств и переживаний, так и эмоциональное состояние других.

III. «Формирование желания поступать в соответствии с направленными ценностями и правилами.»

Задачи:

  • Обучение этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

IV. «Формирование коммуникативных навыков.»

Задачи:

  • Умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать избегать конфликтных ситуаций.
  • Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий, уровень усвоения зависит от возраста.

Темы занятий не ограничиваются рамками одного занятия. Так как нельзя заранее обозначить спонтанно возникающие ситуации сложности. Содержание тем включаются в работу с детьми во всех видах детской деятельности. Даются дополнительные объяснения, организуются игровые ситуации, читается соответствующая художественная литература.

Ведется предварительная работа с детьми для проведения занятий по определенной теме, параллельно идет индивидуальная работа с ребенком для формирования, воспитания и развитие нравственных качеств личности. Важно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению. Формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами. Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству  в различных жизненных ситуациях.

Большое значение для занятий с детьми имеет персонаж. Персонаж должен быть осязательным предметом, обладать определенной внешностью. Он не живет в классе. Персонаж радуется добрым делам детей, хорошим поступкам. Плохие поступки его огорчают, его задача показать, как он расстроен.

Таким образом, проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы. Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.

Литература

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/  (15.10.21)
  2. «Молодой учёный» №49 (183),декабрь 2017
  3. Гайдина Л.И.  Группа продленного дня: Конспекты занятий,сценарии мероприятий. 3-4 классы. ФГОС, 2015
  4. alldoshkol.ru (19.10.21)
  5. Панина С. Духовно-нравственное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности,2018
  6. Кащенко В.П.. Мурашов Г.В. Исключительные дети: Их изучение и воспитание. - М., 1929. - С.23

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

в презентации рассказывается  и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Материал предназначен для учителей начальных классов. ...