Организация исследовательской деятельности младших школьников
проект (4 класс)

Дария Христофорова
В работе раскрываются значение, этапы, содержание исследовательской деятельности. Приводится анализ результатов работы учащихся и педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Организация исследовательской деятельности

младших школьников

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………….…2с.

Глава 1. Организация исследовательской деятельности младших школьников………….4с.

Глава 2. Этапы исследовательской деятельности

2.1. Содержание подготовительной работы………………………………………..……......7с.

2.1. Анализ результатов исследовательской деятельности школьников…………………..9с.

Вывод ………………………………………………………………………………………….11с.

Использованная литература…………………………………………………………………..12с.

Приложения ……………………………………………………………………………………13с.

 

Введение

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Цель:

     Формирование и развитие исследовательского поведения младших школьников, расширение знаний, вовлечение их в активную научно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Изучить особенности развития личности младшего школьника.
  2. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности.
  3. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно – исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
  4. Изучить материалы научно – исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

Объект исследования:

    Обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

Предмет исследования:

     Процесс формирования исследовательской деятельности младших школьников.

Гипотеза:

     Организация исследовательской работы будет способствовать развитию творческих способностей, научит самостоятельности, организованности, целеустремлённости.

Актуальность выбранной темы.

В общеисторической практике творческая деятельность человека ведёт к созданию качественно новых ступеней развития науки, техники, культуры. [3 с.9] В процессе обучения эта особенность творческой деятельности проявляется в непрерывном умственном развитии, в формировании познавательных способностей учеников.

Теоретическая основа: работа педагогов Бредвей Лорен, Алберс Хил Барбара, Вебер Н.П., Кычкиной А.А., Симоненковой Т.Д., Ступницкой М.А.

Практическая значимость: учёт интересов младших школьников в организации исследовательской деятельности будет способствовать правильному выбору профессии.  

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Глава 1. Организация исследовательской деятельности младших школьников

Целью организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умение преподнести информацию, формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественным и научным текстом.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования современного учителя. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.[2 с.28]

Одна из характеристик творческого потенциала личности - креативность. Известный специалист по разработке тестов для оценки уровня ее развития американский психолог Е.П. Торранс пишет: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». При ее оценке учитывают обычно четыре параметра: продуктивность, или «беглость», гибкость, оригинальность и разработанность.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям вполне отвечает проектная деятельность в учебном процессе. [4 с.3]

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто.

Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. [5 диск 2010-2011 №3]

     Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1)       мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2)       умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3)       умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

     Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Одна из задач учителя – поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель играет большую роль: контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.

Подлинная организация исследовательской активности возможна лишь в том случае, если учащихся в ходе овладения знаниями, умениями и навыками специально и систематически обучают приёмам познавательной деятельности. [3 с.5]Усвоение этих приёмов оказывает положительное влияние не только на формирование знаний: оно изменяет отношение ученика к учению, делает его долее самостоятельным, организованным, целеустремлённым. Овладев под руководством учителя приёмами познавательной деятельности, ученик может затем самостоятельно применять их в условиях, не заданных обучением, перестраивать по собственной инициативе, находить новые приёмы, использовать их при решении задач. Всё это повышает интерес к учению, делает его более увлекательным, приводит к продуктивным результатам, что несомненно, оказывает существенное влияние на формирование личности ученика: качество его ума, потребности в овладении знаниями, стремление к их практическому использованию и т.д.    

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

     

Глава 2. Этапы работы исследовательской деятельности

   2.1. Содержание подготовительной работы.

Всё выше сказанное легло в основу моей работы по организации исследовательской деятельности младших школьников.

В организации исследовательской деятельности немаловажную роль играет изучение личности и развития младшего школьника.  Поэтому в подготовительном этапе много времени отводится на изучение интересов, одарённости, профориентации младшего школьника.  

  • В начале 1 четверти в первом классе (2009г.) провела блиц-тест для родителей (Ребёнок от 3 до 7 лет Лорен Бредвей, Барбара Алберс Хил). Целью данного блиц-теста является определение  способа познания мира у детей. [1 с.17] Моя цель: определить способы, методы обучения, воспитания и развития младшего школьника. (Приложение 1.)

Всего охвачено 10 учащихся: из них оказалось, что  5 детей являются «слушателями», 3 – «зрителями», 2 - «деятелями». Из 5 «слушателей» исследовательской деятельностью в данное время занимаются 4 учащихся, то есть 80%. Основными особенностями «слушателя» являются: большой словарный запас, правильная хорошая речь, любят говорить, рассказывать. У них рано проявляется интерес к чтению, хорошо развита слуховая память. Данная методика позволила мне обратить внимание на детей, у которых хорошо развита речь, слуховая память.

  • Далее изучила одарённость подопечных. По данной методике выявляется направленность интересов учащихся. Эта методика помогает направить учащихся в ту или иную сферу деятельности (область интересов). (Приложение 2.)

Однако, выявление одаренных детей не должно являться Самоцелью, превращаться в поиски талантов. Цель работы в данном направлении я связываю с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки детей. Изучение интересов детей, их склонностей помогает при поиске проблемной области, выборе объекта исследования, обосновании целесообразности работы, ее планировании, определении ресурсов и ограничений, выборе технологии выполнения и оценивания. 

  • Стоит обратить внимание и на то, кем хотели бы стать наши дети. И начать работу по профориентации. (Приложение 3.)

В нашем случае исследовательская деятельность является первой ступенью в выборе профессии.

На подготовительном этапе нужно, чтобы дети находили нужную, «правильную» тему. Поэтому стараюсь проводить во время и вне урока:

  1. разнообразные игры, соревнования;
  2. конкурсы творческих работ, презентаций, проектов;
  3. выставки достижений;
  4. совместная работа с библиотеками, музеем, экскурсии;
  5. осуществление долговременного исследования под руководством учителя с участием родителей. И т.п.

Основной этап исследовательской деятельности.

После выбора интересующей области, проблемной темы, с ребёнком составляем план работы, выбираем методы, приёмы исследования, рассматриваем подобные работы.

Раз в неделю встречаюсь с ребятами индивидуально. Советую, интересуюсь о проведённой работе. Исправляю, направляю. Вместе ищем материалы в библиотеке, по Интернету.  

Главными помощниками, советчиками для младших школьников являются родители. С целью приобщения родителей к исследовательской деятельности, повышения внимания к развитию своих детей, я провожу консультации. Это может быть планирование работы, выбор методов, проведение и защита исследования. Все родители относятся с большим интересом, помогают ребёнку в подготовке презентационной защиты.  

Заключительный этап исследовательской деятельности.

В заключительном этапе готовимся к выступлениям, защищаем работы. Это участие в чтениях, конкурсах сообщений и рефератов, проектах, НПК исследовательских работ. Далее обязательно проводится анализ проделанной работы.

2.2. Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.

Для анализа проделанной работы следует, в первую очередь, обратить внимание насколько оказались эффективными выбранные приёмы, методы и выбор направлений исследовательской работы учащимися.

Созданы условия для правильного выбора тем исследования в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями. (Приложение 4.) Из таблицы видно, что у 80% детей темы исследования совпадают с интересующей областью и с будущим выбором профессии. Из этого следует, что моя помощь в выборе направлений и тем, послужит для учащихся основой для определения пути развития. Выбранные методики и приёмы оказались эффективными.

 Первое приобщение детей к исследовательской деятельности началось в 2001 году. Первоклассники (ныне студенты ВУЗ и ССУЗ) исследовали своих домашних питомцев, природу, свои любимые игрушки, книги, знаменитых людей наслега, родственников. Со второго класса стали выступать на кустовых улусных, межулусных, чтениях. В старших классах стали участниками региональных, республиканских, всероссийских конкурсов. Например:

  1. Региональные чтения «Саха саарыннарын сырдык ааттара» (1 уч-ся);
  2. Республиканская конференция «Детское движение Якутии: история и развитие» (1 уч-ся);
  3. Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Дойдум-Отечество» (3 уч-ся);
  4. Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (7 уч-ся).

Рассмотрим это на таблице (Приложение 5.) 

Отрадно то, что те дети, которые занимались исследовательской деятельностью в младшем школьном возрасте, продолжают изучать волнующие проблемы и в старших классах. Так, например: из 10 выпускников 2012г.  выступали с докладами, проектами 7 учащихся. За время учёбы в школе успешно  выступали с докладами, защищали проекты в кустовых, улусных, региональных, республиканских конференциях.  

Как показывает практика, есть «модные» актуальные проблемы, темы. В какое- то время были популярны изучения в области олонхо, своих корней, известных людей (обычно по юбилейным датам), космонавтики. И т.д. Мы не должны забывать то, что научно-исследовательская работа в школе служит подготовкой ребёнка при выборе профессии.  

Выбранные темы исследовательских работ очень интересные и самые разнообразные. Охватывают все области интересов. Самыми «популярными» оказались направления «Природа», «Культура и история», «Здоровье».

Для преемственности работы учителя начальных классов со средним звеном, с 4-го класса начали заниматься, консультироваться с учителями-предметниками. Например:

  • Бурцева Варя выбрала тему «Оскуола о5отун аьылыга», работает над созданием книжки с рецептами, помогает учитель Технологии Максимова Я.В.;
  • Кутукова Вера изучает и сочиняет олонхо, над иллюстрацией работает учитель черчения и руководитель изостудии «Кун бытархайа» Рязанская С.Н., дальше будем работать с учителем якутского языка и литературы;
  • Ксенофонтову Кюннэй «Сардаананы харыстаан!», Максимова Колю «Динозаврдар» консультирует учитель биологии Софронова А.П.;
  • Тарасов Гена «Сылгы туьунан тубэлтэлэр» будет помогать учитель культуры Михайлова Е.П.

В данное время поставленные мною цели и задачи достигнуты. Ребята научились выявлять проблему, формулировать основные вопросы, работать по плану, собирать информацию, публично защищать работу. Самыми интересными формами и видами работы  считают анкетирование, фиксирование наблюдений, организацию конкурсов, акций. Трудности возникли в основном этапе, где собирается материал (недостаточная информация из-за малого количества нужных научных изданий, отсутствие доступа к Интернету), идёт подготовка к публичным выступлениям по проделанной работе. Причина: отсутствие ИКТ в кабинете. Приходилось работать в других кабинетах, библиотеке.

Вывод

Философы и психологи достаточно убедительно показали, что творческая деятельность начинается там, где происходит самостоятельный поиск принципов, где предлагаются новые, более оригинальные направления поиска, более простые системы решения проблем.

Изучение особенностей развития личности младшего школьника помогло мне создать более благоприятные условия в исследовательской деятельности. Тщательное изучение интересов детей, их склонностей помогло при поиске проблемной области.

Проведённая работа по развитию исследовательских умений и навыков позволяет сделать следующие выводы:

  1. у детей формируется мотивация, повышается интерес к ведению исследовательской деятельности;
  2. расширяются кругозор, социальный опыт;
  3. развивается творческое мышление;
  4.  формируются способы познавательной деятельности, что служит импульсом к саморазвитию ребёнка.

Также ребята научились выявлять проблему, формулировать основные вопросы, работать по плану, собирать информацию, публично защищать работу. Самыми интересными формами и видами работы  считают анкетирование, фиксирование наблюдений, организацию конкурсов, акций. Трудности возникли в основном этапе, где собирается материал (недостаточная информация из-за малого количества нужных научных изданий, отсутствие доступа к Интернету), идёт подготовка к публичным выступлениям по проделанной работе. Причина: отсутствие ИКТ в кабинете. Приходилось работать в других кабинетах, библиотеке.

Поставленные цели и задачи достигнуты.

В дальнейшем ставлю для себя цели:

  1. Изучить влияние исследовательской деятельности на повышение качества обучения младших школьников;
  2. Помочь в создании книг по итогам исследовательских работ (электронные, печатные);
  3. Подготовить успешных участников конференций.

Использованная литература:

  1. Бредвей Лорен, Алберс Хил Барбара «Ребёнок от 3 до 7 лет», Москва: изд-во «Юнвес», 1997г.
  2. Вебер Н.П. «Индивидуальные программы развития как одно из направлений работы с одарёнными детьми», Журнал «Народное образование Якутии», Якутск: «Сахаполиграфиздат», №2 2003г.
  3. Кычкина А.А., Огнева Е.П., Учебно-методическое пособие «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся». Якутск: изд-во ИПКРО, 2001г.
  4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. Журнал «Завуч. Управление современной школой», Москва: «Август-Принт», №8 2007г.
  5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. 1-2 книги. Москва, «Первое сентября», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...