Удивительные насекомые
проект (2 класс)
Основным содержанием экологического воспитания
является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Насекомые являются самой многочисленной группой животных, которые окружают нас в природе. На прогулке дети с интересом наблюдают за муравьями, различными жучками, мухами, пчелами, комарами .Реакция на насекомых у всех детей разная: одни – с интересом и нежностью наблюдают, хотят строить домики для них, а другие – пугаются, хотят раздавить. По своей природе дети любознательны и этот интерес нужно поддерживать, помогать детям в их исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 763.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
для детей
«Удивительные насекомые».
ГБОУ школа – интернат №3: Железняк Д.В.
Цель: расширение и обогащение представлений у детей о многообразном мире насекомых и их значении в природе.
Задачи :
- Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формировать познавательный и исследовательский интерес к насекомым.
- Формировать у детей желание беречь, любить и сохранять природу.
- Развивать у детей внимание и умение сравнивать и анализировать,
делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Воспитывать бережное отношение к обитателям окружающего мира.
Актуальность : Основным содержанием экологического воспитания
является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме
телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к
природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых
существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой
обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Насекомые являются самой многочисленной группой животных, которые
окружают нас в природе. На прогулке дети с интересом наблюдают за муравьями, различными жучками, мухами, пчелами, комарами .Реакция на
насекомых у всех детей разная: одни – с интересом и нежностью наблюдают, хотят строить домики для них, а другие – пугаются, хотят раздавить. По
своей природе дети любознательны и этот интерес нужно поддерживать, помогать детям в их исследовательской деятельности.
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники проекта:
- воспитатели.
❖ воспитанники старшей группы.
Предполагаемые результаты:
- Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы
— насекомым.
- Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука,
пчелу, кузнечика.
- Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и
растениям.
- Бережное, отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
- Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы,
умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи
I этап: Подготовительный.
- Составление паспорта проекта.
- Подбор литературных произведений о насекомых .
- Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала .
- Подбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
II этап: Основной.
- Беседы:
- «Какие бывают насекомые?»;
- Роль насекомых в жизни человека»;
- «Муравьи – санитары леса»;
- «Дружные трудолюбивые пчелы»;
- «Живые цветы» (о бабочках);
- «Таинственный мир насекомых»;
- «Насекомые и цветы созданы друг для друга».
Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- В. Драгунский «Он живой и светится».
- Ю. Дмитриев «Зоопарк на столе», «Стреляющий жук»;
- Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка».
- К. Ушинский «Капустная белянка»; Н. Сладкова «Теплая струйка», «Отчаянный путешественник», «Спящие
красавицы», «Медовый дождь», «Бабочки», «Бабочка и солнце».
- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку».
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»,
- Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха».
- А. Брызгалов «Как комары стали маленькими».
- Раскраски «Насекомые».
4. Дидактические игры :
- «Четвертый лишний»;
- «Узнай чье крылышко»;
- «Парные картинки»;
- «Собери картинку»;
- «Вредный - полезный»;
- «Соедини по точкам». 5.Конструирование «Пчелка».
- Подвижные игры:
- «Медведь и пчелы»;
- «Найди свой цветок»;
- Эстафеты «Собери пыльцу»;
- «Гусеницы»;
- «Кузнечики».
- «Пчелки и ласточки».
- Конструирование «Божья коровка».
8. Дыхательная гимнастика:
❖ «Подуй на бабочку»;
- «Летят пчелы»;
- Понюхай цветок».
9. Пальчиковые игры: «Паучок», «Жук», «Гусеница», «Божья коровка»,
«Насекомые».
10. Физкультурные минутки: «Стрекоза», «Кузнечики», «Божья коровка». 11.Экспериментальная деятельность: «Для чего ворсинки на теле
насекомых?», «Защитное приспособление бабочек». 12.Конструирование «Бабочка на цветке».
11.Просмотр мультфильмов «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей».
III. Заключительный этап:
1. Выставка поделок «Удивительные насекомые».
Приложение № 1
Познавательная беседа в старшей группе:
«Какие бывают насекомые».
Программные задачи: систематизировать представления детей о
многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и
способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от
врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и
творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное
отношение к ним.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное
пособие "Насекомые", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", 2перчатки, манка.
Ход:
Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
Дети: О насекомых.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы
узнаём с вами насекомых?
Дети: У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: А что ещё есть у насекомых?
Дети: На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.
Воспитатель: Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
Дети: С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.
Воспитатель: Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают
очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час.
Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких
насекомых?
Дети: Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик. Воспитатель: Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит
крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?
Дети: Цветочным нектаром, листьями.
Воспитатель: Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К
ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным
нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-
пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами.
мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему
божьих коровок так называют ?(рассказ сопровождается демонстрацией
иллюстраций). Потому что они выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На
самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок
не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками.
Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и
в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из
них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно
сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
Физкультминутка «Божьи коровки». Мы божьи коровки (прыжки). Быстрые и ловкие (бег на месте). По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками).
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем).
Устали ноги от ходьбы (наклоны).
И кушать мы давно хотим (гладим животик).
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. У меня есть волшебные рукавички. Одна - гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая,
мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев мохнатую, превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика. У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку. Посмотрите, к какой
рукавичке прилипла манка? (Ответы детей). Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка? (Ответы детей). Вот для чего некоторые
насекомые покрыты ворсинками.
Дидактическая игра «Кто где живет».
Воспитатель: Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых.
Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая
соответствует месту обитания данного насекомого. (Дети раскладывают
карточки и комментируют свой выбор).
Воспитатель: Как окраска помогает насекомым? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске,
становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на
ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок.
Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с
цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом
соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные
тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю
едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Ребята, насекомых на земле много или мало? (Ответы детей) А
что, было бы, если насекомых не стало? (Ответы детей)
Опыт «Защитное приспособление бабочек».
Вырезанные из бумаги крылья бабочки воспитатель смыкает вертикально.
Так они не видны птицам сверху, поэтому они смыкаются вертикально. А
распахнутые крылышки, хорошо видны птичкам.
Игра «Хорошо- плохо».
Воспитатель: Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)
Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали?
(Ответы детей).
Беседа с детьми старшей группы: «Муравьи – санитары леса». Цель: формирование у детей осознанного бережного отношения к природе. Задачи:
Обучающие: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьев в жизни леса, в жизни
человека.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, внимание, познавательный
интерес к насекомым.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе.
Материал и оборудование: картинки с изображением муравья и муравейника, маски муравьев.
Ход: Воспитатель: С детства мир мы познаем, Все о жизни узнаем:
О травинке, о букашке, О деревьях и ромашке. Мы вопросы задаем
И всегда ответа ждем. Как же бабочка летает
И подснежник расцветает? Мы в походы ходим часто
В солнечный денек и ясный. И тропинка в саду есть Муравьев на ней не счесть. Даже божья коровка
По тропинке бежит ловко. Флору, фауну мы знаем И природу уважаем!
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся на экологической тропе. Каких насекомых мы видим?
Дети: Мы видим бабочек, божьих коровок, жуков, стрекоз, пауков, муравьев.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами будет беседа про одного незаметного, но очень полезного лесного жителя. А кто он, вы узнаете сами, когда отгадаете
мою загадку:
Он - работник настоящий, Очень - очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о муравьях. Кто из вас видел муравьев, поднимите руки. Все
видели? Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть у него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок. На голове глаза, усики.
Воспитатель: Правильно. У муравья, как и у всех насекомых, главными
признаками в строении считается: 6 лап, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Для чего муравью нужны усики?
Дети: Усики нужны муравью для того, чтобы чувствовать запахи, ощупывать встречные предметы.
Воспитатель: По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к дому. Ребята, как называется дом муравья?
Дети: Дом муравья называется муравейник.
Воспитатель: Правильно. Муравейник еще называют муравьиным теремом.
Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже
более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из
надземной части (насыпки) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат). Из чего муравьи строят муравейник?
Дети: Муравьи строят муравейник из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, листьев.
Воспитатель: Муравей самый сильный на свете. Он тащит груз, который по весу превышает его собственный в 10 раз. А крепок ли дом муравья?
(ответы детей). Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной
веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике было сухо. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
Воспитатель: Муравьи очень трудолюбивые. Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь
муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и
сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля
прогревается и муравейник снова оживает. Ребята, какие приметы вы знаете?
Дети: Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде. Если муравьи спрячутся в свой дом – жди сильного ветра, дождя или грозы.
Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Муравейник».
Игра: «Муравейник».
Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-
муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь»,
когда дети-муравейник опустят руки вниз.
Воспитатель: Пользу или вред приносят муравьи?
Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество
насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.
Воспитатель: Правильно. В природе муравьев называют «санитарами леса».
Они могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших и вредных
насекомых. Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься
от паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Муравьи тащат домой и поедают семена растений, а те которые потеряют по пути, могут вырасти на
новом месте. Так муравьи помогают расселяться разным растениям по лесу.
Они любят сладкий цветочный нектар, который собирают в цветах. Так они
помогают опыляться некоторым цветам. Чтобы построить муравейник, они роют маленькие ходы под землей, и от этого земля вокруг становится плодороднее. Какую пользу приносят муравьи человеку?
Дети: Из выделений муравьев делают муравьиный спирт.
Воспитатель: Муравьи приносят огромную пользу человеку. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. Муравьиный яд
уменьшает воспаление суставов. Какие враги есть у муравьев?
Дети: В лесу у муравьев много врагов: птицы, медведи, барсуки, лисы.
Воспитатель: Главные враги муравьев – кабаны и человек. Ребята, раз муравьи приносят пользу, как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Воспитатель: Человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому муравьев и муравейники нужно беречь. Ни в коем случае не
топчите муравьев. Не разрушайте муравейники и не тыкайте палками, не позволяйте этого делать другим. Люди с древних времен знали о пользе
муравьев, и даже народная мудрость говорит: «Разоряя муравейник, ты
разоряешь дом друзей». Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. Когда вы в лесу, всегда старайтесь беречь его жителей: не
оставляйте мусора и не разоряйте гнезд и муравейников, следите, чтобы в
лесу не было огня, и в благодарность лес наградит вас прекрасным воздухом, пением птиц и хорошим настроением.
Воспитатель: Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали? Что интересного и нового узнали о муравьях?
Что понравилось на занятии?
Сегодня мы с вами говорили о маленьких, но очень важных лесных жителях- муравьях. Мы узнали, что они приносят большую пользу лесу, человеку и о том, что нужно беречь лес и его жителей. Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.
Приложение № 2
Физкультминутка «Стрекоза». Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза).
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась, (потерли ладонями щеки). Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела, На четыре - полетела, (помахали руками вверх-вниз) У реки остановилась, (легкий бег на месте). Над водою закружилась.
Физкультминутка «Божьи коровки». Мы божьи коровки (прыжки). Быстрые и ловкие (бег на месте). По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками).
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем).
Устали ноги от ходьбы (наклоны).
И кушать мы давно хотим (гладим животик).
Домой скорее полетим («летим» нас свои места).
Приложение № 3.
Пальчиковая игра «Насекомые».
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному).
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам).
Пожужжали, полетали, (машут ладошками). От усталости упали.
(уронить ладони на стол).
Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Паучок ползёт по ветке, Наверху его ждут детки,
Лапками играют, папу поджидают
(соединить две кисти, играя пальчиками)
Тянет папа паутину
(«потянуть «щепоткой» невидимую ниточку).
Ткёт красиво, как картину
(«нарисовать» двумя руками «щепоткой» расходящиеся линии из центра и соединить круговыми движениями, «соткать» невидимую паутину).
Кто в ловушку попадётся
(соединить пальцы обеих рук в «замочек»).
Вряд ли выбраться придётся
(тянуть руки в разные стороны, как бы пытаясь разорвать «замочек»). Если дёрнет посильней
(сильным рывком разорвать «замочек»).
Вырвется он из сетей!
(помахать руками, как крыльями).
Если сил ему не хватит
(снова соединить руки в крепкий «замочек», потянуть в разные стороны не
сильно).
Паучок беднягу схватит!
(хлопнуть собранными ладошками друг об друга, как бы «хватая» кого-то).
Поползёт наверх по веткам
(снова сделать «ветку» и «паучка», но руки поменять).
Понесёт добычу деткам!
(«доползти» до плеча, соединить ладошки плоско и потереть их друг о друга.)
Дыхательная гимнастика «Пчёлка».
- Пчёлка, лети! Пчёлка, лети! Пчёлка, жужжи! Пчёлка, жужжи!
(Вдох через нос, плечи не поднимать, на выдохе произнести звук [Ж])
Жжжжж…
- И медок неси!
(Короткий вдох через нос, на выдохе произнести).
- Ам!
Приложение № 4
Подвижная игра «Пчелки и ласточки».
Цель: Развивать у детей ловкость и быстроту движений.
Цель игры: Играющие «пчелы»- летают по поляне и напевают: «Пчелки
летают, медок собирают! Зум, зум, зум!». «Ласточка» сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка
встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра
повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительный мир насекомых
Познавательные задания и упражнения для самостоятельной работы учащихся на уроках и дома....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 1-х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕДЛЯ 1-х КЛАССОВПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ...
Презентация по окружающему миру "Удивительные насекомые"
Удивительные насекомые - самые, самые...
Проект : «Удивительный мир насекомых»
Проект : «Удивительный мир насекомых»...
КВН " Удивительный мир природы-насекомые!"
Игра -соревнование двух команд " Муравьи" и " Пчелки"...
Научно – практическая конференция «Мои первые исследования » Направление: окружающий мир и природоведение «Удивительные насекомые пчёлы»
Тема исследовательской работы «Удивительные насекомые пчелы». Актуальность темы заключается в том, что пчелы влияют на окружающую среду и дают экологически чистую продукцию для человека. А в наше...
Экологический проект "Удивительные насекомые"
Экологический проект "Удивительные насекомые"....