Обзор методик воспитательной работы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Воспитательный процесс – самый ответственный и трудоемкий, от которого зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка, но и его отношение к окружающей среде, психологическое и эмоциональное развитие, духовное и культурное становление.
Основополагающим моментом в работе педагога является грамотный подбор методов воспитательной работы. От выбранной методики может зависеть не только эффективность педагогической деятельности, но и отношения ребенка с воспитателем, уровень развития детей.
Методика воспитательной работы – это…
Методика воспитательной работы представляет собой набор приемов и инструментов, к которым прибегает преподаватель в своей практике. Данные приемы позволяют ему грамотно спланировать и провести занятия, закрепить уже пройденный или усвоить новый материал, привить детям конкретные знания и навыки.
Воспитание – это особый процесс взаимодействия детей и взрослых, при помощи которого они познают мир, учатся отличать плохое от хорошего, вникать в суть дела, разбираться во всех моментах и пр. Важно, чтобы оно проходило под «невидимым руководством», а не под явным давлением со стороны.
Воспитательная работа приемлет конкретику: постановка четкой цели и задач, развитие определенных навыков у детей. Важно, чтобы она соответствовала утвержденным перспективным и календарным планам.
Какие методы воспитания существуют?
Самыми распространенными методами взаимодействия воспитателя и преподавателя, нацеленными на воспитание учащихся, являются:
- Убеждение;
- Упражнения;
- Метод «кнута и пряника»;
- Стимулирование.
Указанные приемы могут применяться как отдельно, так и в едином комплексе. Притом педагог может сам определять, в какой ситуации будет применим тот или иной способ воздействий на детей (как в частном, так и общем порядке). Главное, чтобы выбранная методика не просто поощряла или наказывала, но и позволяла понять: что они делают, как они это делают (правильно или нет), почему они находятся в текущем положении, какой вывод они должны сделать из всего изученного/полученного и пр. Важно разъяснять детям каждый шаг, чтобы в дальнейшем они понимали, как и когда следует поступать.
Ниже мы рассмотрим основные методики воспитательно-образовательного процесса, к которым прибегают современные педагоги. Важно отметить, что все они основаны на вышеуказанных приемах или их комбинации.
Методы воспитательной работы подбираются с учетом особенностей каждого ребенка. К кому-то подойдет гуманный способ: разъяснения, беседа, упражнения, до некоторых же донести информацию сложнее и приходится использовать более жесткие или комбинированные приемы: наказание, жесткая интонация или незначительное повышение голоса, отвлечение и повышение заинтересованности и пр. Воспитатель или преподаватель должен найти подход к каждому ребенку и определить наиболее эффективный способ воздействия на него, но строго без насилия и в рамках цензуры.
ыбор методов воспитания и развития основывается на массе факторов: возраст ребенка, его текущие знания и навыки, требования ГОСТ и ФГОС, возможности и способности воспитанника, направление воспитания (культура, искусство, музыка, физическое развитие счет или письмо и пр.) и т.д.
Выбранная методика воспитательной работы должна заинтересовать или простимулировать ребенка, а также помочь педагогу достигнуть намеченной цели.
Самые распространенные в педагогической практике методики воспитательной работы
В настоящее время существует масса приемов и инструментов, которые позволяют педагогу успешно работать с детьми. Зачастую воспитатели и преподаватели используют в своей практике такие методики, как:
- Методика Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова.
Идеологи полагают, что достаточно умело комбинировать 4 инструмента: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. Убеждение успешно действует в ходе воспитательной работы, когда необходимо скоординировать действия воспитанников объяснить: что плохо ил хорошо, как поступить правильно, что можно и нельзя и пр.
Упражнения призваны привить определенные навыки и знания подопечным, понять принцип работы конкретного правила. Притом лучше всего проводить такие занятия в игровой форме, чтобы ребенку было проще воспринять и усвоить материал.
Поощрение и наказание равносилен методу «кнута и пряника», но это не значит, то если у ребенка что-то не получилось, нужно сразу же его наказывать. Наказание применятся лишь в крайнем случае, когда воспитанник не осознает или не понимает, не желает понимать что он делает что-то не так и повлиять на него иным образом невозможно. Наказание должно быть символическим (ни в коем случае не физическим!) в виде выговора, замечания, «поход в угол», но при этом разъясненным: за что и почему.
Основоположники этой методики полагают, что в каждой конкретной ситуации применим один из вышеперечисленных приемов.
- Методика М. В. Короткова, Л. Ю. Гордина, Б. Т, Лихачева.
Создатели этой концепции отмечают, что педагог должен уметь грамотно организовывать коллектив, прививая тем самым учащимся дисциплинированность, ответственность, сдержанность. Помимо этого, для достижения максимального эффекта следует уметь пользоваться такими приемами, как убеждение и стимулирование.
- Методика Т. А. Ильиной, И. Т. Огородникова.
Основоположники отмечают, что в воспитательной работе достаточно пользоваться такими приемами, как убеждение (беседа, словесное разъяснение), организация коллектива (как и когда, чем должны заниматься дети, распорядок дня, занятия, приучение, показ и пр.), стимулирование детей (поощрение, наказание, похвала, работа с родителями, оценка и пр.).
Рассмотренные правила – не единственные в своем роде. На сегодняшний день нет единой методики, которая бы смогла учесть все факторы и требования, поэтому педагоги используют комбинированный подход, применяя выбранные методы в конкретной ситуации. Обратите внимание, что воспитательные приемы действуют не только в дошкольных и школьных образовательных заведениях, но и Сузах и Вузах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_metodik_vospitatelnoy_raboty.docx | 85.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный процесс – самый ответственный и трудоемкий, от которого зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка, но и его отношение к окружающей среде, психологическое и эмоциональное развитие, духовное и культурное становление.
Основополагающим моментом в работе педагога является грамотный подбор методов воспитательной работы. От выбранной методики может зависеть не только эффективность педагогической деятельности, но и отношения ребенка с воспитателем, уровень развития детей.
Методика воспитательной работы – это…
Методика воспитательной работы представляет собой набор приемов и инструментов, к которым прибегает преподаватель в своей практике. Данные приемы позволяют ему грамотно спланировать и провести занятия, закрепить уже пройденный или усвоить новый материал, привить детям конкретные знания и навыки.
Воспитание – это особый процесс взаимодействия детей и взрослых, при помощи которого они познают мир, учатся отличать плохое от хорошего, вникать в суть дела, разбираться во всех моментах и пр. Важно, чтобы оно проходило под «невидимым руководством», а не под явным давлением со стороны.
Воспитательная работа приемлет конкретику: постановка четкой цели и задач, развитие определенных навыков у детей. Важно, чтобы она соответствовала утвержденным перспективным и календарным планам.
Какие методы воспитания существуют?
Самыми распространенными методами взаимодействия воспитателя и преподавателя, нацеленными на воспитание учащихся, являются:
- Убеждение;
- Упражнения;
- Метод «кнута и пряника»;
- Стимулирование.
Указанные приемы могут применяться как отдельно, так и в едином комплексе. Притом педагог может сам определять, в какой ситуации будет применим тот или иной способ воздействий на детей (как в частном, так и общем порядке). Главное, чтобы выбранная методика не просто поощряла или наказывала, но и позволяла понять: что они делают, как они это делают (правильно или нет), почему они находятся в текущем положении, какой вывод они должны сделать из всего изученного/полученного и пр. Важно разъяснять детям каждый шаг, чтобы в дальнейшем они понимали, как и когда следует поступать.
Ниже мы рассмотрим основные методики воспитательно-образовательного процесса, к которым прибегают современные педагоги. Важно отметить, что все они основаны на вышеуказанных приемах или их комбинации.
Методы воспитательной работы подбираются с учетом особенностей каждого ребенка. К кому-то подойдет гуманный способ: разъяснения, беседа, упражнения, до некоторых же донести информацию сложнее и приходится использовать более жесткие или комбинированные приемы: наказание, жесткая интонация или незначительное повышение голоса, отвлечение и повышение заинтересованности и пр. Воспитатель или преподаватель должен найти подход к каждому ребенку и определить наиболее эффективный способ воздействия на него, но строго без насилия и в рамках цензуры.
Выбор методов воспитания и развития основывается на массе факторов: возраст ребенка, его текущие знания и навыки, требования ГОСТ и ФГОС, возможности и способности воспитанника, направление воспитания (культура, искусство, музыка, физическое развитие счет или письмо и пр.) и т.д.
Выбранная методика воспитательной работы должна заинтересовать или простимулировать ребенка, а также помочь педагогу достигнуть намеченной цели.
Самые распространенные в педагогической практике методики воспитательной работы
В настоящее время существует масса приемов и инструментов, которые позволяют педагогу успешно работать с детьми. Зачастую воспитатели и преподаватели используют в своей практике такие методики, как:
- Методика Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова.
Идеологи полагают, что достаточно умело комбинировать 4 инструмента: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. Убеждение успешно действует в ходе воспитательной работы, когда необходимо скоординировать действия воспитанников объяснить: что плохо ил хорошо, как поступить правильно, что можно и нельзя и пр.
Основные понятия в методики Н.И. Болдыревой, Н.К. Гончаровой
Упражнения призваны привить определенные навыки и знания подопечным, понять принцип работы конкретного правила. Притом лучше всего проводить такие занятия в игровой форме, чтобы ребенку было проще воспринять и усвоить материал.
Поощрение и наказание равносилен методу «кнута и пряника», но это не значит, то если у ребенка что-то не получилось, нужно сразу же его наказывать. Наказание применятся лишь в крайнем случае, когда воспитанник не осознает или не понимает, не желает понимать что он делает что-то не так и повлиять на него иным образом невозможно. Наказание должно быть символическим (ни в коем случае не физическим!) в виде выговора, замечания, «поход в угол», но при этом разъясненным: за что и почему.
Основоположники этой методики полагают, что в каждой конкретной ситуации применим один из вышеперечисленных приемов.
- Методика М. В. Короткова, Л. Ю. Гордина, Б. Т, Лихачева.
Чем должен обладать педагог согласно предлагаемой методике?
Создатели этой концепции отмечают, что педагог должен уметь грамотно организовывать коллектив, прививая тем самым учащимся дисциплинированность, ответственность, сдержанность. Помимо этого, для достижения максимального эффекта следует уметь пользоваться такими приемами, как убеждение и стимулирование.
- Методика Т. А. Ильиной, И. Т. Огородникова.
Воспитательная методика Т.А. Ильиной, И.Т. Огородникова
Основоположники отмечают, что в воспитательной работе достаточно пользоваться такими приемами, как убеждение (беседа, словесное разъяснение), организация коллектива (как и когда, чем должны заниматься дети, распорядок дня, занятия, приучение, показ и пр.), стимулирование детей (поощрение, наказание, похвала, работа с родителями, оценка и пр.).
Рассмотренные правила – не единственные в своем роде. На сегодняшний день нет единой методики, которая бы смогла учесть все факторы и требования, поэтому педагоги используют комбинированный подход, применяя выбранные методы в конкретной ситуации. Обратите внимание, что воспитательные приемы действуют не только в дошкольных и школьных образовательных заведениях, но и Сузах и Вузах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Методика воспитательной работы с одаренными детьми"
Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее част...
Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.
Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....
Содержание и методика воспитательной работы в ГПД
Выступление по теме на методическом объединении...
Методика планирования воспитательной работы с классом
Воспитательная работа...
Обзоро возможностей для работы и аттестации
В данном документе предстален материал для аттестации и работы с учащимися начальных классов. Буду рада, если вам это пригодиться!...
Методика планирования воспитательной работы в группе пансиона
В презентации отражены цели, задачи, а также основные этапы планирования воспитательной работы. Данный материал может применяться для составления планов работы с классом, группой. Поможет молодым восп...
Методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
Методические рекомендации для классного руководителя...