Программа курсов внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от « 28 » августа 2020 г. руководитель МО _______ | ПРИНЯТА на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31 » августа 2020 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СШ №21 им. В.Овсянникова-Заярского» _____________/Е.А. Левицкая Приказ № 108 от «23» апреля 2021 г. |
Составитель:
Пештерян Светлана Николаевна
высшая квалификационная категория
Нижневартовск, 2020
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ № 21».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НООна основе авторской Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Направление развитие личности: духовно-нравственное.
Актуальность:
В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Главная цель программы «Азбука Истоков» – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- подвести обучащиюхся к пониманию сути Истоков;
- развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- развивать образное и логическое мышление;
- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Ценностные ориентиры:
Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Место курса в учебном плане:
Реализация программы рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время.
Возраст обучающихся - 7-8 лет. Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения.
На реализацию программы во 2 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной программы
Личностные результаты:
- Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
- Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
- Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений
- Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
- Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
- Объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
- .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
- Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях .
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Воспитательные результаты:
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел | Форма организации | Основные виды деятельности |
Родной очаг ИМЯ– Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? СЕМЬЯ–мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД –люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие. | Ресурсный круг Работа в парах Презентация работ Оценивающий тренинг | АФО ресурсный круг «Имя и доброе качество» Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ. АФО работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди. АФО ресурсный круг « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родовое дерево» АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи». Оценивающий тренинг работа в паре «Занятия жителей деревни». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Вечные ценности». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг. |
Родные просторы НИВА И ПОЛЕтруд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. ЛЕС–как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. РЕКА–о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН–как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство. | Ресурсный круг Работа в парах Оценивающий тренинг Презентация работ | АФО работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» АФО ресурсный круг «Лес» АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru АФО работа в паре «Путь-дорога» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг |
Труд земной СЕВ И ЖАТВА–народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ–какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ–прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ– что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.. ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей. | Ресурсный круг Работа в парах Работа в тройке Работа в четверке Презентация работ Оценивающий тренинг | АФО работа в паре «Про кого так говорят?» АФО ресурсный круг «Кто важнее?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы» АФО работа в паре «Такие разные ткани» АФО работа в четверке «Инструменты плотника» АФО ресурсный круг «Мастера-плотники» АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Кузница» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка» АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг |
Труд души СЛОВО–слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии. СКАЗКА–как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. ПЕСНЯ-песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК–смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года. КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? ХРАМ– почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. | Ресурсный круг Работа в четверке Презентация работ Оценивающий тренинг | «АФО работа в четверке «Какое бывает слово?» АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово» АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозка) АФО ресурсный круг «Душа поет» АФО работа в четверке «Праздничная песня АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник»» АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ» АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» оценивающий тренинг |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
| 07.09. | Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения. | 1 |
| 14.09 | Семья. Семейные традиции. Любовь. Забота. Согласие. | 1 |
| 21.09 | Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье. | 1 |
| 28.09 | Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо | 1 |
| 05.10 | Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии. | 1 |
| 12.10 | Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа | 1 |
| 19.10 | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка | 1 |
| 09.11 | Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры | 1 |
| 16.11 | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | 1 |
| 23.11 | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная | 1 |
| 30.11 | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь». | 1 |
| 07.12 | Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | 1 |
| 14.12 | Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода | 1 |
| 21.12 | Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога | 1 |
| 28.12 | Работа в паре «Как море воспитывает человека?» | 1 |
| 11.01 | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | 1 |
| 18.01 | Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. | 1 |
| 25.01 | Обобщающий урок «Родные просторы» | 1 |
| 01.02 | Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | 1 |
| 08.02 | Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие. | 1 |
| 15.02 | Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка | 1 |
| 20.02 | Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство | 1 |
| 01.03 | Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. | 1 |
| 15.03 | Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. | 1 |
| 22.03 | Ярмарка. | 1 |
| 29.03 | Обобщающий урок «Труд земной» | 1 |
| 02.04 | Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1 |
| 05.04 | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1 |
| 12.04 | Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн. | 1 |
| 19.04 | Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души. | 1 |
| 26.04 | Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб | 1 |
| 17.05 | Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол. | 1 |
| 24.05 | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1 |
| 31.05 | Обобщающий урок. «Труд души» | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение |
Учебно-методическое обеспечение: Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин. Учебное пособие «Азбука Истоков «Золотое сердечко» Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков Е.Ю. Давыдова. Прописи в 2-х частях к Азбуке Истоков. |
Материально-техническое обеспечение |
Учебное оборудование. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. |
Компьютерная техника Документ-камера Ноутбук Интерактивная доска Проектор Принтер, сканер Мобильный класс |
Электронные образовательные ресурсы |
Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Образовательные Интернет-ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Главная цель: выявление наиболее сп...
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...