Программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «30» августа 2021 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31» августа 2021г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ № 284 от «31» августа 2021г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21имени Овсянникова-Заярского»
Составитель: Пештерян Светлана Николаевна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Нижневартовск, 2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Цели курса внеурочной деятельности:
- организация досуговой деятельности обучающихся;
- развитие умения быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;
- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи курса внеурочной деятельности:
Обучающие:
- знакомить детей с основными видами лепки;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина;
- реализовать творческие и эстетические способности обучающихся;
- формировать умения работы в коллективе;
- Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать фантазию, воображение, творческое мышление обучающихся;
- создавать условия для самостоятельного творчества;
- соблюдать правила техники безопасности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
Результаты курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия»
Личностные результаты:
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
- Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
- Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
- Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
- Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Познавательные УУД:
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- моделировать;
Коммуникативные УУД:
- обработка информации;
- оценка информации;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- обобщение;
- построение рассуждения.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- предвосхищать результат;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Воспитательные УУД:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Содержание курса «Пластилиновая фантазия»,
с указанием формы организации и виды внеурочной деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты. | Игровой тренинг | Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография: освещение, одежда, посадка, поддержание чистоты и порядка. Правила работы с пластилином. Просмотр презентации по теме. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с видами основ для сюжетной картинки. |
Проект «Там на неведомых дорожках...». Подготовка. Подбор материала для создания панно. Изделие «Озеро». | Ролевая игра | Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Изделие «Лягушки» | Комбинированное занятие | Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение этапов изготовления изделия «Лягушка». Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Оформление мини-музея «Лягушки». |
Изделия «Деревья (шишки) расцвели» | Мастерская | Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения. Выполнение работы |
Изделия «Деревья (шишки) расцвели» | Комбинированное занятие | Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление. Информация познавательного характера. |
Лепка конструктивным способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи». | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных. |
Лепка конструктивным способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи». | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных. |
Изделия «Шрек» | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций. |
Изделия «Осёл». | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций. |
Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник». Коллективная работа. Композиция по теме. | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций. |
Изделие «Дом Шрека». Коллективная работа. | Комбинированное занятие | Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций. |
Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция к сказке «Любопытный слонёнок» | Комбинированное занятие | Презентация по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Обобщить представления детей о слонах. Разобрать особенности внешнего вида слона. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
Презентация изделий пластилином на стекле. Знакомство с технологией работы. Выбор темы. | Беседа с показом образца | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная деятельность детей) |
Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Композиция по теме. | Беседа с показом образца | Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения цветов посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам. Подбор цветового решения. Заполнение рисунка пластилином. |
Изделие «Сказка на стекле» | Беседа с показом образца | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой. |
Изделие «Сказка на стекле» | Комбинированное занятие | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой. |
Изделие «Снегурочка». Коллективная работа. Композиция по теме. | Творческая мастерская | Презентация по теме. Учить детей приему обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. |
Пластика на стеклянной банке Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки» | Комбинированное занятие | Презентация по теме. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии. |
Выполнение сложных изделий. Фантастические существа. Лепка по желанию | Комбинированное занятие | Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная деятельность детей) |
«Фантастическая страна» Изделия «Человечки с других планет» | Игра, практикум | Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная деятельность детей) |
Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне». Коллективная работа. Композиция по теме. | Мини-проект | Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных. |
«Пасха». Изделие «Кулич». Коллективная работа. Композиция по теме. | Творческая мастерская | Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальный кулич». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной композиции «Пасхальный кулич» |
«Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо». Коллективная работа. Композиция по теме. | Творческая мастерская | Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальное яйцо». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной композиции «Пасхальное яйцо» |
«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами» | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида курицы и цыплят. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
«Птичий двор». Изделия «Петушок». | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида петуха. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
«Птичий двор». Изделия «Индюк». Композиция по теме. | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида индюка. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
Пластика на стекле. Звёздное небо» . Изделия «Луна и звёзды». | Комбинированное занятие | Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о предмете. Рассматривание образца. Рассмотрение технологической схемы изготовления изделия. Формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Оформление мини выставки «Звездное небо». |
«Подводное царство» Изделия «Рыбка» и Морской конёк». | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида рыб и морского конька. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
«Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды». Композиция по теме. | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида краба и морской звезды. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
«Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма». Коллективная работа. Композиция по теме. | Беседа с показом образца | Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных и растениях джунглей. Разобрать особенности внешнего вида слона и черепахи, особенности строения пальмы. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер |
Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | Мастерская | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ. |
Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | Мастерская | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ. |
Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | Мастерская | Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ. |
Итоговое занятие «Вот что я умею» | Конкурс | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная деятельность детей) |
Тематическое планирование
№ п/п | По факту | Тема занятия | Количество часов | |
1 | Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты. | 1 | ||
2 | Изделие «Озеро». | 1 | ||
3 | Изделие «Лягушки» | 1 | ||
4 | Изделия «Деревья (шишки) расцвели» | 1 | ||
5 | Изделия «Деревья (шишки) расцвели» | 1 | ||
6 | Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи». | 1 | ||
7 | Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи». | 1 | ||
8 | Изделия «Шрек» | 1 | ||
9 | Изделия «Осёл». | 1 | ||
10 | Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник». | 1 | ||
11 | Изделие «Дом Шрека». Коллективная работа. | 1 | ||
12 | Композиция к сказке «Любопытный слонёнок» | 1 | ||
13 | Презентация изделий пластилином на стекле. | 1 | ||
14 | Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». | 1 | ||
15 | Изделие «Сказка на стекле» | 1 | ||
16 | Изделие «Сказка на стекле» | 1 | ||
17 | Изделие «Снегурочка». | 1 | ||
18 | Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки» | 1 | ||
19 | Выполнение сложных изделий. Фантастические существа. Лепка по желанию | 1 | ||
20 | Изделия «Человечки с других планет» | 1 | ||
21 | Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне». | 1 | ||
22 | «Пасха». Изделие «Кулич». | 1 | ||
23 | «Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо». | 1 | ||
24 | «Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами» | 1 | ||
25 | «Птичий двор». Изделия «Петушок». | 1 | ||
26 | «Птичий двор». Изделия «Индюк». | 1 | ||
27 | Изделия «Луна и звёзды». | 1 | ||
28 | «Подводное царство». Изделия «Рыбка» и Морской конёк». | 1 | ||
29 | «Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды». | 1 | ||
30 | «Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма». | 1 | ||
31 | Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | 1 | ||
32 | Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | 1 | ||
33 | Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие «Вот что я умею» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение |
Учебно-методическое обеспечение:
снимаем мультфильмы своими руками». М. – РОБИНС, 2012г.
«ВЛАДИС», 2008г.
|
Материально-техническое обеспечение |
Учебное оборудование:
|
Компьютерная техника:
|
Электронные образовательные ресурсы:
|
Образовательные Интернет-ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Главная цель: выявление наиболее сп...
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...