Статья "Культура семейных отношений как высшая ценность гражданского общества"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка. Раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_semeynyh_otnosheniy.docx | 179.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Кузьминова Наталья Васильевна
учитель начальных классов МАОУ СШ №1 г.Павлово
Нижегородская область, Российская Федерация
kuzminovanatalia73@yandex.ru
Панина Лидия Владимировна
учитель начальных классов МАОУ СШ №1 г.Павлово
Нижегородская область, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка. Раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является воспитание у школьников ценностного отношения к семье. В связи с этим, в Федеральных государственных образовательных стандартах особая роль отводится формированию социальной и семейной культуры младших школьников [4]. Эффективность процесса формирования семейных ценностей зависит от успешности взаимодействия семьи и школы. Очень важно и педагогам, и родителям установить партнерские отношения, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов со своими детьми, не откликаются на стремление педагога к сотрудничеству.
Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать воспитательскую и образовательную работу так, чтобы родители шли в одном направлении с педагогом в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
А.С. Макаренко писал: «Воспитание детей начинается с рождения… их родителей». Конечно, родители несут ответственность за воспитание своих детей, но школа должна стать центром духовного развития личности каждого ребенка.
Правильно организованная и обдуманная деятельность педагогов содействует результативному усвоению школьниками и их родителями понятий и взглядов на семейные ценности.
Работу по воспитанию семейных ценностей у младших школьников начинаем со Школы будущего первоклассника. В программе «Звоночек», разработанной педагогами нашей школы, есть раздел «Родительский лекторий». При анкетировании родителей выстраивается первичная картина о взаимоотношениях в семьях будущего ученика. Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые мы предлагаем и детям и родителям на одну и ту же тему. Например: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в выходной день. Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю обратить внимание родителей на те моменты в жизни ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.
Большую воспитательную роль играют родительские лектории, на которых обучаем родителей взаимоотношениям и взаимоорганизации в семье. Лектории начинаем проводить при посещении детьми занятий по предшкольной подготовке и продолжаем в течение всего обучения в начальной школе.
Тематическое планирование занятий для родителей, будущих первоклассников
- Особенности развития детей 6-7-летнего возраста -1ч
- Роль семьи в нравственно-волевой подготовке к школьному обучению – 1ч
- Ведущие мотивы поведения и отношений в семье – 1ч
- Взаимодействие ребёнка с детьми и взрослыми -1ч
- Особенности развития познавательных процессов – 1ч
- Книга в семье. Воспитание любознательности – 1ч
- Развитие творческого потенциала – 1ч
- Роль семьи в воспитании самостоятельности – 1ч
- Игра как средство развития ребёнка – 1ч
- Режим дня и его значение на этапе подготовки к школе и школьном обучении – 1ч
Формы проведения родительских лекториев разнообразны.
Продуктивно проходят лектории в форме вопросов и ответов. Совместное обсуждение проблем дает возможность многим родителям по-иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других, определить черты положительного и отрицательного стиля своего поведения.
Интересно проходят занятия с родителями в форме мастер-классов. Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, где родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками и осваивают определенные формы взаимоотношений со своими детьми.
В процессе проведения мастер-классов важно создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.
Приведем примеры тренингов с мастер-класса «Слагаемые родительской любви».
Тренинг «Взгляд из детства»
Учитель:
- Самые теплые воспоминания, безусловно связаны с детством и родительским домом. Давайте вспомним себя в детстве. Сейчас вы – ученики, вспомните свои школьные годы. А вот и дом вашего детства (показ). Поработаем в группах.
В левой половине дома запишите слова, обозначающие ваши «холодные» воспоминания, связанные с детством, в правой – «теплые».
Прочитаем, что вы написали.
- Все мы разные, но что-то объединяет наши дома. Что?
- С правой стороны слов намного больше, чем с левой. Почему?
- Детство - это самое лучшее, что было в нашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было именно в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас!
Тренинг «Теплые ладошки»
Учитель:
- Детские глаза и руки - выразительны. Они о многом могут рассказать. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас! Обведите свою ладонь, наложив ее на маленькую детскую ручку.
Видите, какая ваша ладонь большая?! Вспомните, не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что происходит иногда в гневе? Помните, ВАШ ребенок вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд и принимайте его таким, каков он есть.
Тренинг - творческое моделирование «Родительская любовь»
Учитель:
- Мы прекрасно знаем, что "Дети - это …"
Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, который нуждается в постоянной любви. И для того, чтобы цветочек рос и не увядал, ему нужна… вода. Подарите капельки любви, своему ребёнку, напишите самое доброе, самое ласковое слово своему малышу – цветочку (родители пишут на «капельках» добрые слова для своего ребенка и приклеивают на плакат).
Не только родители, педагоги, но и дети являются активными участниками процесса укрепление социального института семьи, семейных ценностей как основы российского общества и государства. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников решается средствами учебных предметов и внеурочной деятельности.
Много лет мы работаем по программе «Начальная школа XXI века». Бесценными возможностями обладают уроки литературного чтения, где дети знакомятся с идеями дружной крепкой семьи, тёплых родственных отношений. Например, в 1 классе раздел «Учимся уму - разуму» знакомит детей с произведениями В.Осеевой, В. Голявкина, Е. Пермяка, И. Бутмана. Во 2 классе о семейных взаимоотношениях узнаём из разделов «О детях и для детей», «Семья и я», «Здравствуй, праздник новогодний», «Весна, весна красная…». В 3, 4 классах знакомимся о чистоте отношений послушания, совести, добре и зле в разделе «О детях и для детей», в произведениях известных писателей А.П. Гайдара, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, Л.Пантелеева, А.И. Куприна, Н.А. Заболоцкого. Изучение пословиц и поговорок в начальных классах также позволяет решать различные воспитательные задачи. При подготовке домашних заданий рекомендуем детям и родителям совместное чтение этих произведений. Оно способствует нахождению контакта между взрослым и ребёнком, даёт возможность лучше понять друг друга, высказать и выслушать разные точки зрения.
В курсе «Окружающий мир» используем практику социальных проектов, реализуемых через взаимодействие взрослого и ребенка. Это наблюдения за растениями и животными, совместные экологические действия - уборка двора, посадка деревьев, экскурсии и прогулки, путешествия [3]. Совместная социальная деятельность способствует позитивным изменениям в самом человеке, создает условия для развития помощи и сотрудничества в семейных отношениях и в социуме.
На уроках технологии и изобразительного искусства ребята с большим желанием изготавливают своими руками поздравительные открытки, поделки для своих близких и дорогих людей.
В целях популяризации семейных ценностей и различных форм семейного художественного творчества организуем участие в фестивалях и конкурсах разного уровня. Цель данных мероприятий – выявить социально ответственные семьи, которые сохраняют традиции семейного воспитания, повышают престиж современной семьи, создают условия для творческой самореализации детей и их родителей. Информацию о результатах размещаем на сайте управления образования, на школьном сайте, в группах социальной сети ВКонтакте «Семейное воспитание г.Павлово». Традицией стало участие во Всероссийском конкурсе творческих проектов «Моя семейная реликвия», целью которых является приобщение подрастающего поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию портфолио ребенка. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Крайне важно пояснить ребенку и родителям, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс совместного участия в этой деятельности. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.
В конце каждого учебного года проводится школьный праздник «Формула успеха», где награждаются самые активные дети и родители.
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс. Принципиальные условия для его решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогом, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые - родители и педагоги.
Литература
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Кузнецова А. В. Система работы школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у школьников [Электронный ресурс] - Владимир, [2016]. - Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/
- Максимова Е. Г. Воспитание семейных ценностей – сохранение семейных традиций [Электронный ресурс] – Чебоксары [2014]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – М., [2017]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»
Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Мин...
Всероссийский урок мира "Мир-высшая ценность"
Сегодня праздник – День знаний, посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели...
Мир- высшая ценность
Цель урока: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у школьников через обращение к событиям и фактам, связанным с необходимостью защиты, сохранения и ...
Е. Г. Силяева "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - ...
О.А.Карабанова "Психология семейных отношений и основы семейного консультирования"
В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже...
Эссе "Самая высшая ценность"
Мысли о родном, тувинском языке....
презентация: СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Классный час патриотического воспитания...