«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»
(1 класс) по теме
Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Минобрнауки России от 6 декабря 2009 №373, п.8).
Духовно – нравственное воспитание обучающихся – актуальная задача современной школы. УМК «Перспективная начальная школа» целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Возможности системы «ПНШ» для решения этих задач реализуются через: ПРИНЦИПЫ личностно - ориентированной дидактической системы обучения:
общего развития ребёнка;
целостности образа мира;
практической направленности;
учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;
прочности и наглядности;
охраны и укрепления психического и физического здоровья;
через: возможности ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
через: особую систему взаимодействия с родителями младших школьников; воспитания школьников.
через: реализацию основной образовательной программы НОО (подпрограмма духовно – нравственного развития и воспитания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: «Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»
Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Минобрнауки России от 6 декабря 2009 №373, п.8).
Слайд 2 Духовно – нравственное воспитание обучающихся – актуальная задача современной школы.
Слайд 3 В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный идеал представлен следующим образом: это
- Высоконравственный;
- Творческий;
- Компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;
- Укоренённый в духовных и культурных традициях нашего многонационального народа.
Слайд 4 Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы: (Вы видите их на слайде)
- Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009№373, п.8).
Слайд 5
- «Перспективная начальная школа» целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
- Формируемые ценности:
- Нравственный выбор;
- Жизнь и смысл жизни;
- Справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
- Забота и помощь, мораль, честность;
- Толерантность.
Слайд 6
Возможности системы «ПНШ» для решения этих задач реализуются через: ПРИНЦИПЫ личностно - ориентированной дидактической системы обучения:
общего развития ребёнка;
целостности образа мира;
практической направленности;
учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;
прочности и наглядности;
охраны и укрепления психического и физического здоровья;
через: возможности ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
через: особую систему взаимодействия с родителями младших школьников; воспитания школьников.
через: реализацию основной образовательной программы НОО (подпрограмма духовно – нравственного развития и
Слайд 7
Принципы системы «ПНШ» являются основаниями для организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
- Принцип общего развития каждого ребёнка;
В комплекте разработана система практических задач интегрированного содержания (типовых задач), которые обеспечивают формирование личностных УУД младших школьников.
Это:
Самоопределение. | Смыслообразование. | Нравственно-этическая ориентация. |
Формирование правил поведения, ответственности и чувства долга. | Развитие самооценки, сопереживания, стремления к справедливости. | Формирование уважения к другим людям, развитие любви к своему народу, Родине. |
Слайд 8
ЗАДАЧИ самоопределения нацелены на децентрацию (все точки зрения учитывать) младшего школьника, ориентируют его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Группа типовых задач самоопределения предусматривает выполнение следующих заданий:
- «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на вопрос)»;
- «С каким суждением ты согласишься …».
Слайд 9
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
К задачам и заданиям самоопределения относятся вопросы типа:
- «А у тебя есть свое объяснение? Или ты присоединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?»;
- «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей (Машей, Костей)?»;
- «Помоги Мише узнать…»;
- «Догадаешься, как Костя закончил свою мысль?».
Слайд 10
Широкий выбор задач самоопределения представлен в учебном предмете «математика» в ситуациях, когда младшие школьники проявляют инициативу в оказании помощи героям учебника или одноклассникам:
- «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и …»;
- «Выбери Мише один из ответов»;
- «Продолжи ответ Маши, опираясь на следующее соотношение…».
Слайд 11
ЗАДАЧИ смыслообразования предусматривают создание условий для установления обучающимися связи между целью деятельности и её нравственным мотивом.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Изучение истории, культуры нашей страны связано с мотивацией к нравственной деятельности, воспитанием толерантности, гуманизма, формированием основ российской идентичности, присвоением базовых национальных ценностей, развитием нравственного самосознания: «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?»; «Кого из родственников называют прадедушкой?».
Слайд 12
РУССКИЙ ЯЗЫК
Указанная группа типовых задач предполагает организацию участия в действиях интриги, цель которой – восстановление нарушенного порядка, формирования чувства любви ко всему живому, ориентация младшего школьника на помощь героям – животным, попавшим в плен, и необходимость решения для этого различных задач и заданий. (Помоги Маше и Мише оживлять животных)
Слайд 13…
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тексты «Перспективной начальной школы», посвященные формированию духовно – нравственных ценностей, - это тексты о том, что быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном – значит понимать, в чем истинное богатство жизни. В основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому. (Подтверди выдержками из текста, что Ваня очень добрый и чуткий мальчик…)
Слайд 14
Группа типовых ЗАДАЧ «Нравственно – этической ориентации» предполагает оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.
Обучающийся на основе моральных норм
- учится соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
- анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают в противоречие и не носят оценочного характера.
(«Тебе чья точка зрения ближе? Подтверди мнение строчками из текста».
Слайд 15
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Нравственно – этическая ориентация предусматривает также выполнение заданий, цель которых – оценка характера взаимоотношения людей в различных социальных группах. В комплекте внимание уделяется формированию семейных ценностей позитивных отношений между детьми и взрослыми, воспитанию гражданственности и патриотизма: «Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники?»
Слайд 16 Мы же собрали материал о наших прадедушках и прабабушках участниках ВОВ и приняли участие в акции «Бессмертный полк».
Слайд 17
СЛЕДУЮЩИЙ ПРИНЦИП, это принцип формирования целостного образа мира.
Интеграция содержания предметных областей позволяет объединить «усилия» различных предметов по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и другие.
Социально - психологическую составляющую принципа «целостности образа мира» в «ПНШ» реализует единое коммуникативное пространство, созданное средствами сквозной внешней интриги.
Коммуникативное пространство – это специально разработанная учебно-игровая среда для детей, которая имеет устойчивые жанровые характеристики, сквозных героев, и поэтому, даже будучи прерванной границами урока или рамками предметной области, легко восстанавливается учащимися.
Слайд 18…
Следующий ПРИНЦИП практической направленности духовно – нравственного развития и воспитания.
Данный принцип отражает одно из основных требований ФГОС – формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических (в том числе и нравственных) задач.
Реализация принципа предусматривает:
работу школьника с разными источниками информации, которые включают в себя содержание духовно – нравственной направленности: учебник, хрестоматия, Слайд 19 рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц Слайд 20
в область словарей, книг, журналов и газет, Слайд 21 других источников информации, Слайд 22 включая электронные средства;
Слайд 23
- взаимодействие в сотрудничестве (в малой и большой группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности);
- решение задач, связанных с конкретными нравственными жизненными ситуациями;
- самостоятельную деятельность, предусматривающую самообразование как важнейшее качество, обеспечивающее духовно-нравственное развитие и воспитание каждого школьника;
- обсуждение не менее двух точек зрения при изучении нового материала.
Слайд 24
Следующий принцип, ПРИНЦИП прочности и наглядности – основа духовно – нравственного развития и воспитания.
Принципы реализуются через продуманную систему повторения, то есть неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. При этом каждое последующее возвращение к освоенным ценностям и нормам происходит после обобщения, которое даёт школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне понимания духовно – нравственных ценностей.
Каждый учебный предмет «ПНШ» предлагает собственные возможности для духовно – нравственного развития и воспитания школьников.
Например: РУССКИЙ ЯЗЫК, формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как государственного языка нашей страны, языка межнационального общения.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания, развитие умений понимать нравственный смысл целого и различать нравственные позиции.
ИНФОРМАТИКА способствует формированию умений искать, отбирать, организовывать и использовать необходимую информацию для решения задач; дает представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Для решения задач духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников мы используем возможности внеурочной деятельности УМК «ПНШ».
Слайд 25
Это, программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» формирует готовность и способность к саморазвитию; уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Слайд 26
Программа внеурочной деятельности «Изучаем окружающий мир. Решаем практические задачи». Направлена на становление внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе; начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире.
Слайд 27
Программа «Мой край родной» обеспечивает овладение учеником основами практико – ориентированных знаний о природе родного края, формирование ценностно – смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Слайд 28
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Слайд 29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Диагностика обучающихся начальной школы
Класс | Задачи | Форма диагностики |
1класс | Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми. | 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
2 -3 класс | Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. | 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
4 класс | Изучения самооценки детей младшего школьного возраста. | 1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)
Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....
«Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».
Выступление на педагогическом совете, посвященном проблемам нравственного воспитания школьников. В коротком обзоре: элементы нравственной свободы: возрастные и психологические особенности ...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...
Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.
Сообщение на тему "Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности". Как результат представлена технологическая карта урока, где подводился итог работ...
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев...
Анализ работы инновационной площадки по теме "Гражданское становление личности и духовно-нравственное воспитание как одно из направлений деятельности школы
Представлен аналитический материал инновационной работы за 2018-2019 учебный год...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....