Внеклассное мероприятие « В гости к Ивану Федорову»
методическая разработка (4 класс)

Цели:

-расширять кругозор детей;

-развивать познавательный интерес;

-способствовать пониманию того, что книга- источник знаний;

-воспитывать бережное отношение к книгам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

« В  гости  к  Ивану  Федорову»

Цели:

-расширять кругозор детей;

-развивать познавательный интерес;

-способствовать пониманию того, что книга- источник знаний;

-воспитывать бережное отношение к книгам.

-Ребята, отгадайте загадку :

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)

-Книга – самое замечательное чудо! Книг очень много и все они такие разные! Рассмотрите книгу. Из чего она состоит? (корешок, переплет, листы, суперобложка )

Современные книги печатаются в типографиях на больших листках бумаги с помощью спец. машин. Но так было не всегда. В музеях  хранятся  береста, дощечки, шкура бизона, глиняные таблички, папирус. Это все, что использовал человек, пока не сделал книгу.

- А теперь давайте посмотрим презентацию и узнаем, как появилась книга.

                                                                        Просмотр презентации.

СЛАЙД 1 (цитата о книге)

СЛАЙД  2   Вопрос

 "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?"  

     Наши предки почитали стариков, т. к. только они передавали опыт старших поколений. Но человеческая память несовершенна. Многое забывалось, искажалось, передаваясь из поколения в поколение.

        Что заставило людей искать способы записи информации? (потребность передать свои мысли на расстояние или во времени, закрепить их, надолго запомнить, сохранить).

       Задумывался ли ты когда-нибудь о том, какой была книга? Оказывается, самой первой была "человек-книга".

         В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти.

До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них - узелковое письмо.

СЛАЙД 3  Узелковое письмо

     Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Чёрный узел обозначал смерть, белый - мир, зелёный - хлеб, жёлтый - золото.

Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи.

У некоторых племён вместо верёвок и шнурков для узелкового письма использовались морские раковины. Принцип передачи был тем же - по цвету.

Своё древнее значение цвета в ряде случаев мы сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных жизненных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг - значит, просит перемирия, человек весь в чёрном - траур по умершему. А сигналы на путях движения транспорта? Это ведь тоже сохранившееся до нашего времени цветовое письмо.

    На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках.

СЛАЙД  4 Петроглифы.

      Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленным на дичь. Позже на каменных плитах стали появляться надписи - иероглифы - знаки египетского письма.

СЛАЙД  5   Иероглифы и каменные книги.

       Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.

Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки - дужки, чёрточки, петли.

Со временем возникло более простое письмо - буквенное.

СЛАЙД  6. Буквенное письмо

     Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту, а потом уже на бумагу.

В прославленном музее Санкт-Петербурга в Эрмитаже хранятся тонкие жёлтые свитки папируса.

СЛАЙД 7. Папирус.  

      В Египетском царстве делали книги из папируса – речного тростника с высоком и толстым стволом, похожего на болотную осоку. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку - свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили его за спиной.

Так появились книги-свитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого слова и произошло название библиотека - собрание книг, написанных на свитках.

   Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре - пергаменте.

СЛАЙД 8. Пергамент.

     Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими.  Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой, какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной, тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались. Чтобы  посмотреть  книгу, надо  было  открыть  первую  доску, а закончив  чтение – закрыть  вторую. Отсюда  пошло   выражение “ прочитать  от  доски  до  доски”, то  есть  от  начала  до  конца.

В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России - в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Это церковные книги и летописи.

СЛАЙД 9. Береста.    

     В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора берёзы - береста. Из неё делали книги - берестяные грамоты. Большое количество берестяных грамот найдено при археологических раскопках в древнем городе Новгороде Великом.

СЛАЙД 10. Буквицы.

     Позже появилась бумага, ее изобрели  в Китае, она стала известна по всему миру. На бумаге и пергаменте  писали гусиным пером, первую букву (буквицу) рисовали, оформляли орнаментом, она была очень красивая, отсюда и пошло название - красная строка.

Краски, которыми рисовали, делали на яичном желтке с добавлением натуральных красителей, поэтому они не потускнели до нынешнего дня.

СЛАЙД 11. Нестор - летописец.

      Первые книги появились в монастырях. Их переписывали монахи, знающие грамоту. Почему? Потому, что монахи в то время были самыми грамотными. На переписку книги уходило несколько лет. Затем листы сшивали, "одевали" в переплёт, обтягивали кожей, украшали драгоценными камнями. Такие книги стоили дорого, и позволить себе иметь книгу могли лишь самые богатые. Читать такие книги было тоже нелегко, т. к. писали без отступа, на греческом и латинском языках.

Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время год на Руси называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном историческом событии начинался словами : "В то лето:". Так появилось слово летопись.

СЛАЙД 12. Кирилл и Мефодий.

      Необходимость иметь свою азбуку возникла у славян после крещения Руси. Византийский император послал к ним братьев Кирилла и Мефодия, которые и создали славянскую азбуку.

24 мая 863 год - рождение славянской азбуки. Сейчас это праздник - День славянской письменности и культуры. Азбуку ещё называли кириллицей.

Людей, способных прочитать книги, стало больше, но книг по-прежнему не хватало. Положение дел в книжном деле изменилось с появлением первого печатного станка.

СЛАЙД 13. Иван Федоров.

   Первая  печатная  книга  была  создана  в  Германии  550  лет  назад, а  на  Руси  первую  книгу  напечатал  в  1564  году  Иван  Федоров.

Познакомимся с автором "Азбуки" - первой учебной книги. Он же и написал её. Иван Федоров работал над устройством первой типографии. Сам строил станок, отливал формы для букв, набирал и правил текст. Этот памятник установлен в г. Москве в 1909 году недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

СЛАЙД 14. Москва.

Давайте  совершим  виртуальную экскурсию  в  прошлое  и  побываем  в  Москве  в  первой  половине  16  века, в   первой  русской  типографии.

           Подойдем  к  Кремлю. Перед  нами  Красная  площадь, великолепный  храм  Василия  Блаженного. Представьте,  на  площади  раскинулись  торговые  ряды. Чего  тут  только  нет ! Есть  ряды  съестные, есть  малярные, есть  железные, полотняные, пушные. Да  всех  не  перечислишь ! Чтобы  все  их  обойти, придется   потратить  целый  день ! Здесь  всегда  шумно. Продавцы  на  все  лады  расхваливают  свой  товар, зазывают  покупателей. А  тут  и  ряды, где  торгуют  бумагой, красками – это  необходимые  товары  для  типографии.

           А  вот  мы  попадаем  в  Никольскую  улицу. На  этой  улице  по  приказу  царя  Ивана  Грозного  и  был  поставлен  Печатный  двор. Первым  русским  печатником  был  Иван  Федоров. Много  трудов  ему  стоило  наладить  печатное  дело  на  Руси.

         

СЛАЙД 15. Печатный станок.

     Войдем  в  просторное  помещение  и  оглядимся. Всю  середину   занимает   деревянный  печатный  станок. Основные  его  детали – пресс  и  рычаг. Под  прессом  располагается  стол  с  выдвижной  доской. Представьте, у  стены  высятся стопки  белых  бумажных  листов. Пахнет  смолой, дымом. А  вот  и  сам  мастер – Иван  Федоров. Он  одет  в  синий суконный  кафтан, подпоясан  широким  кожаным  поясом. Одежда  прикрыта  передником, лоб  охватывет  ремешок, чтобы  волосы  не  мешали  во  время  работы.

       Мы  стоим  и  тихонько  наблюдаем, как  печатают  книги. Нельзя  шуметь, отвлекать  мастера от  дела, помешать  ему  набирать  без  ошибок  страницу.

       На  дубовую  доску  накладывают  свинцовые  буквы, которые  берутся  из  наборной  кассы : каждая  буква  лежит  в  определенном  отделении, чтобы  удобно  было  взять  нужную.  Когда  страница  набрана, буквы  с  помощью  подушечки  покрывают  черной  краской. Другой  подушечкой  наносится  красная  краска  на  квадрат  в  углу  страницы. Лист  бумаги  кладут  сверху  и  закрепляют. Затем  доску  задвигают  в  станок  под  пресс. Нажимают  на  рычаг. Потом  доска  с  набором  вынимается  из-под  пресса.

        Ответственный  момент! Мастер  отделяет  лист  от  доски. Получилась  печатная  страница. Слева  в  углу  ярко  выделяется  красная  заглавная  буква – буквица. Мастеру  помогают  в  работе  подмастерья.

       

СЛАЙД 16. Страницы книги.

     Вот  на  наших  глазах  родилась  печатная  страница  книги. Первого  марта  1564  года  вышла  первая  русская  печатная  книга  “Апостол”. А  в  1574  году  Иван  Федоров  издал  “Азбуку”  для  детей – первый  русский  печатный  учебник ( в  нем  были  буквы, слоги, слова, тексты). Текстами  служили  молитвы, отрывки  из  притч  и  посланий  апостола  Павла.

         Хорошо , что  появилась  в  Москве  типография. Много  книг  будет  теперь ! А  Иван  Федоров  проявил    себя   не  только  как  первопечатник, но  и  талантливый  педагог.

        Ему  принадлежат  такие  слова : “Должен  я  рассеивать  духовные  семена  во  вселенной  и  всем  раздавать  эту  духовную  пищу”.    

СЛАЙД 17. Вывод.

      Ребята, за окном ХХI век. Но мы до сих пор продолжаем считать их великим чудом на свете. Что это за чудо? Ну, конечно же, книги!

 (Пословицы :Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга ярче звёздочки светит. Книга поможет в труде, выручит в беде. Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде).

Какая из пословиц понравилась больше? Объясните её смысл.

Вопрос: только ли из окружающей среды люди получают информацию? Какие современные источники информации ты знаешь? (газеты, книги, телефон, телевизор, компьютер и др.)

Следовательно, книга - великое изобретение человечества. Книга - источник знаний. А любое знание - это информация. Большинство книг содержат графическую информацию в виде напечатанных текстов и рисунков.

- Ребята, посмотрите, как оформлены ваши учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. Послушайте внимательно - как же создается книга.

     Над созданием книги работают ученые, авторский коллектив. Они пишут рукопись книги и приносят ее в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа – нужна бумага, чтобы напечатать книгу.

     Бумага. Для создания книги нужны миллионы тонн бумаги, значит, лесорубам нужно валить лес.

Но срубленный лес – это еще не бумага. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы и рукописи, и бумага.

        Начинается работа в типографии, где должны напечатать книги. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

         Как видите, прежде чем книга попадает к нам, она проходит долгий путь, в ее создании принимают участие сотни людей.

        Книга – наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, колхозник – по агрономии, врач по медицине, чтобы лучше лечить; учитель по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей. Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, надо читать думая , не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь!

- Ребята, а вы умеете обращаться бережно с книгой? Послушайте несколько советов:

1. С книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти же книги будут читать другие дети.

- Чего боится книга? Дождя и снега.

Книга не должна мокнуть – от этого она портится, ее потом неприятно брать в руки!

2. Книги носи в сумке или в пакете. Книги боятся грязных рук. Они делают ее неопрятной.

3. Не читай во время, еды! Не пачкай, не разрисовывай!

4. Прежде, чем начать читать книгу, оберни ее.

5. Не бросай раскрытую книгу, не загибай уголки страниц! Переворачивай страницы за правый верхний угол.

6. Не рви, и, не разбрасывай книги! Береги их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....