Условия для реализации ведущего вида деятельности ИГРЫ у обучающихся с ОВЗ.
статья (1 класс)

Чиглий Ирина Валентиновна

Без специального коррекционного обучения у детей данной категории невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения.

Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для реализации ведущего вида деятельности ИГРЫ

у обучающихся с ОВЗ.

Дети с умственной отсталостью – особая категория. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми У них  характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается   нарушение речи.   Всегда страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично   и плохо управляемо. Такие дети плохо переключаются с одного вида деятельности   на другой.

О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».

Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется уже в раннем детстве. Достигнув младшего школьного возраста, дети данной категории продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем очевиднее проблемы в овладении игровой деятельностью. Так, дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью к 8 – 9 годам  обычно не овладевают  не только сюжетно-ролевой игрой, но и предметными действиями. Вместе  с тем игровые действия и игра могут иметь особое значение для обеспечения мотивации деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке, компенсируя недостаток мотива учебной деятельности. Именно в игре ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи. Поэтому не случайно специалисты уделяют большое внимание разработке программ обучения игре. Без специального коррекционного обучения у детей данной категории невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения. Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является ИГРА, которую мы постоянно используем в своей работе.

Обучение детей с проблемами интеллектуального развития игре, как и в целом  процесс обучения данной категории детей, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребёнка в процессе обучения. Всё это учитывается при проведении занятий по игре, игротерапии в коррекционной школе.

Процесс ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

ОБУЧЕНИЕ  ИГРЕ ! строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей  развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.

С помощью игры можно влиять на психику детей, снижать их гиперактивность, агрессию, тревожность, избавлять от страхов, давать выход негативным эмоциям.

Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение образное мышление, речь, память, внимание. Также игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.

Условия для реализации  игровой деятельности у детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

  • Организация предметно-игровой среды;
  • Обогащение жизненного опыта детей;
  • Обучающие игры;
  • Общение взрослого с детьми в процессе игры;
  • Систематическое использование игры на уроках в различные режимных моментах;

Занятия  по  игре, игротерапии тесно связаны с  уроками устной речи, живого мира, занимательного труда, изобразительной деятельности, математики, музыки, ритмики. Это позволяет оказывать системное, комплексное воздействие на ребёнка в ходе его обучения.

Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнок должен иметь необходимые знания об этом. Для этого используются различные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы и др.

В проведении игр с детьми с нарушением интеллекта учитель является   их активным участником и основным помощником. Играя с детьми, он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. С детьми нужно всё время общаться, развивая их наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Виды игр, которые мы используем в работе с особыми детьми:

  • Игры со строительным материалом (конструктор)
  • Игры на звукоподражание (домашние и дикие животные, транспорт)
  • Игры на интеллектуальное развитие ( Пазлы, лабиринты, домино (детское))
  • Дидактические  игры  (Различные карточки, назови одним словом. Темы игр – опираемся исключительно на  знания и умения детей, индивидуальный подход).
  • Игры на развития мелкой моторики пальцев рук (фасоль, бумажки, мелкая мозаика)
  • Игры на развития общей моторики (физкультминутки)
  • Сюжетно-ролевые игры (магазин, доктор, фермер)
  • Подвижные игры (Лохматый пес, Съедобное не съедобное)

В ходе игр с нашими учениками на базе школы 34, были сделаны следующие выводы:

  • У детей с ОВЗ (вариант2)  игровая деятельность, как ведущая деятельность не возникает спонтанно. Без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками.
  • Возможности овладения игрой находятся в зависимости от общего уровня психического развития.
  • Игра детей  характеризуется хаотичностью в поведении, неумением использования образца, низким уровнем самостоятельности, значительным нарушением последовательности игровых действий и их планированием.
  • Игра остается зависимой от тех сюжетов, действий и порядка, которые предлагает взрослый в процессе обучения (или к которым они привыкли, часто видели дома, читали с мамой - сказки, мультфильмы). Подход к обучению игре обязательно дифференцированный и индивидуальный.

В результате правильно организованного обучения игре, дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Таким образом, компенсируется ряд отклонений в развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в социуме.

Игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка.

Чем больше мы задействуем различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), тем ребёнок лучше усваивает и мы достигаем поставленные перед собой цели  (но действуем обязательно с учетом особенности наших детей).

                                                                        Чиглий И.В.

Список литературы:

1. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010.

2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т.В. Егорова. Балашов: Николаев, 2002.

3. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. М., 2011.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2111. «Дефектология». 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1986.

5. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках

Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса...

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

    Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....

«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...