Родительское собрание
статья

Смысловое чтение. Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_detskoe_chtenie.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Родительское собрание сегодня посвящено детскому чтению.

Все дети, поступая в школу, мечтают учиться на одни пятерки, и родители желают, чтобы их чадо достигло высоких результатов в освоении образовательной программы, особенно в начальной школе. Стремимся к этому и мы, педагоги, но проведя очередную проверочную работу, с сожалением приходится признавать, что далеко не все дети, несмотря на наши старания, усвоили учебный материал. И, кажется, уже и задания подобраны такие, что стоит только внимательно их прочитать, и ответ будет лежать на поверхности. Вот тут мы и сталкиваемся с главной проблемой – проблемой осмысленного, вдумчивого и результативного чтения. Вывод напрашивается сам: для успешного освоения программы НОО, ученик должен уметь осмысленно читать. Сколько бы не старался учитель на уроке развить в ребенке талант читателя, без помощи родителей ему не справиться. В нашей школе было проведено анкетирование среди детей и родителей «Любишь ли ты читать?». С результатами которого я хочу вас познакомить. Вопросы для родителей и детей были похожи.

 Результаты анкетирования родителей и обучающихся нашей школы (1 – 4 классы)

В опросе приняли участие 18 родителей и 20 детей        

Вопросы для детей

Результат

Вопросы для родителей

Результат

1

Любит ли читать ваш ребёнок?

  1. Да - 10
  2. Нет - 4
  3. Иногда (не особо) - 4

2

Какую книгу ты читаешь сейчас?

  1. Сказки – 11
  2. Рассказы – 2
  3. Энциклопедии – 1
  4. Учебную литературу - 3
  5. Не читаю - 3

Какую книгу читает ваш ребёнок сейчас?

  1. Сказки - 9
  2. Рассказы - 4
  3. Энциклопедии - 0
  4. Учебник л.ч. - 2
  5. Не читает - 3

3

Читают ли тебе родители?

  1. Да – 10
  2. Мы читаем вместе – 1
  3. Нет, я уже большой - 2
  4. Конечно, нет – я им сам читаю – 1
  5. Нет – 6

Читаете ли вы детям?

  1. Да - 14
  2. Нет - 4

4

Читаешь ли ты вместе с родителями?

  1. Да – 15
  2. Да, я люблю читать со взрослыми - 1
  3. Нет - 4

Читаете ли вы вместе с ребёнком?

  1. Да – 14
  2. Нет - 4

5

В твоей семье любят читать взрослые?

  1. Да – 18
  2. Нет – 0
  3. Не знаю - 2

Любят ли в вашей семье читать взрослые?

  1. Да – 17
  2. Нет - 1

6

Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?

  1. Нужно – 4
  2. Интересно - 16

Как вы думаете, ваш ребёнок читает потому, что надо, или потому, что интересно?

  1. Нужно – 8
  2. Интересно - 10

7

Есть ли у тебя дома интересные детские книги?

  1. Да – 16
  2. Нет – 3
  3. Не знаю - 1

Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребёнка?

  1. Да – 17
  2. Нет - 1

8

Ходишь ли ты в библиотеку?

  1. Да – 14
  2. Нет – 6

Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?

  1. Да – 9
  2. Нет - 9

9

Какую книгу сейчас читает Мама? Папа?

  1. Художественную литературу - 5
  2. Научно – популярную литературу - 3
  3. Не знаю – 4
  4. Не читают – 8

Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг (а)?

  1. Художественную литературу - 8
  2. Научно – популярную литературу - 1
  3. Не читают – 9

10

Какие книги тебе больше всего нравится читать?

  1. Сказки - 14
  2. О войне - 2
  3. О спорте - 1
  4. Страшилки - 1
  5. Разные - 2

Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребёнок?

  1. Сказки – 9
  2. Рассказы - 2
  3. О войне - 1
  4. Приключенческие - 2
  5. Фантастика – 2
  6. Не читают - 2

Как не странно, но взрослые любят читать почти все, но в данный момент половина родителей никакой литературы не читает. Вы, конечно читаете, но к сожалению, не книги, а в книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Наша с вами общая задача: формировать в детях читателей. Быть читателем совсем не просто. Недаром, писатель Ю. Яковлев, обращаясь к детям в предисловии к хрестоматии по внеклассному чтению "Живой родник", пишет: "Наберись терпения. Ведь чтение - это не забава, это труд. Интересный, увлекательный, но труд".

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения: Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Наша с вами общая задача: формировать в детях читателей. Быть читателем совсем не просто. Недаром, писатель Ю. Яковлев, обращаясь к детям в предисловии к хрестоматии по внеклассному чтению "Живой родник", пишет: "Наберись терпения. Ведь чтение - это не забава, это труд. Интересный, увлекательный, но труд".

Чтобы ваш ребёнок был внимательным и вдумчивым читателем необходимо ставить цель перед ним: эту интересную книжку расскажешь бабушке, дедушке, чтобы доставить им удовольствие. Главная деталь - пересказ!

Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу, ибо для ребенка это творчество, в процессе которого он вновь переживает восторг и вдохновение, воскрешая в своем воображении героев книги и события; пересказ развивает речь.

Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье.

Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном - благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и роста родительского авторитета.

Показав значение детской литературы для нравственного развития, скажу ещё и о другом: книги очень полезны для развития ума ребенка, его способностей к изучению, интереса к знаниям. Новейшие данные педагогической науки свидетельствуют о том, что умственные способности зависят не столько от природных задатках, сколько от особенностей обучения и воспитания с раннего детства.

Какая же самая главная причина не желания детьми читать книги - это низкая техника чтения. Для детей с низкой техникой чтения читать книги - это не столько удовольствие, сколько мука.

Поговорим об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Как показывают исследования это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

Если вы возьмёте часы с секундной стрелкой и измерите скорость чтения у дикторов телевидения в программе "Время", то окажется что она варьируется в широких пределах - от 90 до 170 слов в минуту. Средняя скорость чтения диктора составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи - в оптимальном для осмысления материала.

Почему 120- 150 слов самый оптимальный тип чтения? Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, равно как и при пониженной, ухудшается понимание текста, осмысление материала.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие сх чтения книг.

И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если III класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...