Адаптация к школьной жизни первоклассников средствами театральной деятельности. Из опыта работы.
статья (1 класс)

В период психологической адаптации ребенка к школе у 67-68 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Для решения проблем адаптации первоклассников решила разработать и апробировать проект по внеурочной деятельности «Первые театральные подмостки» - классная, созданная на базе одного ученического 1 класса «А», театральная студия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_teatralnye_podmostki_statya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые театральные подмостки».

Адаптация к школьной жизни первоклассников средствами

театральной деятельности.

Из опыта работы.

 «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»

В.Г. Белинский.

Набирая детей в 1 класс, в очередной раз убеждаюсь в том, что современные дети знают больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, они легко владеют современной техникой, но значительно реже восхищаются, удивляются, сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны. Книги во многих семьях ушли на второй план, и их чтение  подменяется просмотром мультфильмов порой сомнительного содержания.

Существует и другая важная проблема – это адаптация ребенка к школе. В период психологической адаптации ребенка к школе у 67-68 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Кроме того, наблюдения показывают, что каждый год в 1 класс приходят дети, не посещавшие детский сад, и возникает проблема межличностного общения в коллективе, т.к., ни какие игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сотрудничества.

 Чтобы решить вышеизложенные проблемы решила разработать и апробировать проект по внеурочной деятельности «Первые театральные подмостки» - классная, созданная на базе одного ученического 1 класса «А», театральная студия.

Этот проект помог  решить еще одну проблему  – это занятость детей во внеурочное время в стенах школы, что соответствует интересам родителей и детей.

Цель проекта:

- Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ученика.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для психологической адаптации к школе;
  • создать условия для интеллектуального, эмоционального самовыражения личности каждого ребенка, открытия и развития его способностей в ролевой деятельности;
  • обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;
  • привлечь родителей к подготовке и проведению классных мероприятий.

   Считаю, решить поставленные цели и задачи поможет театрализованная деятельность, позволяющая школьнику проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, раскрыть свои, часто скрытые, таланты. Театр дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей, восполнить недостаток личного опыта переживаний. Ведь самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Театрализованная деятельность активизирует воображение ребенка, заставляет   его мысленно действовать вместе с героями. Театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклям дети развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

Чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?

        Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.

        Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

        При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого. Театр имел успех во все времена.

Наверное, не зря в XIX в. большим успехом пользовались домашние театры в аристократических семьях. Видя благотворное влияние театрального действа на детские души, папы и мамы  активно организовывали домашние спектакли, которые уже рассматривались не только как развлечение, но и как действенное педагогическое средство. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка понимать окружающий мир.

Основные положения проекта опираются:

1. На научные идеи Л.С.Выготского – создателя культурно-исторической концепции о значении смены социальной ситуации развития жизни и психическом развитии ребенка.

2. Большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А.Николаичевой, Л, Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой, Т.Шишовой и др.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию общекультурной компетентности.

На подготовительном этапе мне необходимо было  подобрать и проанализировать необходимую литературу по театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям детей, составить программу занятий по театрализованной деятельности по разделам: «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Театральная игра» (см. приложение №1)

С помощью игры «Таинственное превращение» необходимо подготовить и создать положительный мотивационный настрой у детей перед посещением театра.

 Для начала с детьми мы просмотрели спктакль «Морозко» в детском городском театре «Родничок», встретились  с главным режиссером Л.М. Волченковой. Затем посетили  Детский Кукольный Театр «Ульгэр» в г.Улан–Удэ. После просмотра дала детям задание нарисовать рисунки на тему «Я в театре».

На классном часе «Театр глазами детей», дети делились мнениями о спектакле, героях, обсудили рисунки и идею о постановке своего спектакля.

        В ходе следующего этапа необходимо было подобрать  пьесу или инсценировку, соответствующую возрасту детей и количеству детей, желающих быть актерами. Прослушали пьесу в присутствии всех участников. Обсудить ее с детьми. Провела беседу  по содержанию пьесы, где  рассказала  о жизни и быте  людей того времени (например, в народных или авторских сказках). Просмотрели иллюстрации, мультфильм (если есть), прослушали музыкальные произведения, соответствующие данной тематике. Далее провели комплектование детей по группам: артисты, костюмеры, сценаристы, художники – оформители, основываясь на желания детей.

Распределили роли, определили основную идею постановки, выявили характеры персонажей. До начала репетиций необходимо было поделить пьесу на эпизоды и дать детям  пересказать их. Репетицию проводили, работая, над отдельными эпизодами.

Постановка спектакля невозможна без участия родителей, и поэтому мною было проведено родительское собрание, где была выбрана инициативная группы из числа родителей для оказания помощи в постановке пьесы, в подготовке костюмов, декорации, реквизита. Совместно с детьми  и родителями  выполняли работу по созданию эскизов декораций и костюмов.

Затем начинаются поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). В течение всего времени проводились занятия по ритмопластике, культуре и технике речи, основам театральной культуры и театральной игре, в ходе, которых проводилась  работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Упражнения, игры по ритмопластике, культуре и технике речи можно проводить во время уроков по физкультуре, чтению и во время физкультминуток на уроках, на переменах.

Когда эпизоды будут отрепетированы, можно начинать репетицию отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Затем можно начинать репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций, в ходе которых надо уточнить темпоритм спектакля, назначить ответственных за смену декораций и реквизита. Группа художников-оформителей заканчивает работу по оформлению афиши, программок, приглашений. Перед премьерой необходимо провести генеральную репетицию в костюмах, со всем набором декораций и реквизита.

Премьера – итог работы над спектаклем, после которой следует коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов, устная самооценка. Большое значение для детей имеет оценка их труда родителями. С повторными спектаклями мы  выступали  перед  учениками школы, перед воспитанниками детских садов. По итогам выступлений оформляли выставку рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.  

        Этот проект должен способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выступать перед большой аудиторией, созданию положительной психологической атмосферы, развитию творческих способностей ребенка. А постановка театральных спектаклей является коллективным творческим делом, позволяющим каждому ребенку раскрыть свои способности не только как актера, но и в других театральных профессиях: костюмеров, сценаристов, художников – оформителей.

Список литературы:

  1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2013 год
  2. Доронова Т.Н  Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – № 2. – 2004, с. 96.
  4. Кожанова Е. Как хорошо, что есть театр!// Начальная школа. Первое сентября. – № 1. – 2005, с.3.
  5. Кошманская И.П. Театр в детском саду. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

 6.  Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности            дошкольников и младших школьников.- Москва, 2010год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Статья "Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни".

В статье рассказывается о формах и методах, используемых учителем для адаптации первоклассников....

Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Статья "Адаптация к школьной жизни первоклассников средствами театральной деятельности". Из опыта работы.

quot;Адаптация к школьной жизни первоклассников средствами театральной деятельности". Из опыта работы....