Методическая разработка "Мостик между поколениями"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Наш Проект - это идеальный способ для укрепления и развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по изучению истории семьи, способствует духовно-нравственному развитию и формированию патриотизма.
Новизна Проекта заключается в том, что участники проектно-исследовательской деятельности находят новые точки соприкосновения с историей семьи. Юные исследователи вместе с родителями действуют, применяя средства и приемы в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_mostik_mezhdu_pokoleniyami.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа с.Айон»
Номинация «Классный руководитель года Чукотки»
Название «Моя методическая разработка»
Тема: «Мостик между поколениями»
(Классный час в рамках проекта)
Подготовила:
Тоно Валентина Викторовна,
учитель начальных классов I категории
классный руководитель 1-4 класс-комплекта
МБОУ НШ с.Айон»
Айон
2022 г.
Актуальность
проекта «Мостик между поколениями» (далее Проект)
На внеурочном занятии «Я сумею, я смогу» в 1-4 класс-комплекте, во время игры «Назови родных», я столкнулась с социальной проблемой: дети затрудняются назвать имена и отчества своих близких, почти ничего не знают о бабушках и дедушках. Мало кто знает о происхождении своей фамилии. Актуальность темы проекта очевидна.
Я работаю классным руководителем много лет и считаю, что одной из главных задач работы классного руководителя является создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагог, ребенок, родитель.
Но, как и в любой другой школе, мы сталкиваемся с фактами, которые влияют на создание таких условий:
- почти все семьи в нашем классе относятся к малообеспеченным (многодетные – 43%, малообеспеченные 70%), поэтому на первом месте материальное обеспечение, а не воспитание детей;
- есть родители, которые, не зная возрастных особенностей развития ребенка, воспитывают его по интуиции;
- неблагоприятный семейный климат, который наносит вред духовному становлению личности ребенка.
Именно поэтому развитие сотрудничества семьи и школы нашло своё отражение в различных направлениях воспитательной работы в класс-комплекте. И одно из главных направлений – это духовно-нравственное воспитание.
Наш Проект - это идеальный способ для укрепления и развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по изучению истории семьи, способствует духовно-нравственному развитию и формированию патриотизма.
Новизна Проекта заключается в том, что участники проектно-исследовательской деятельности находят новые точки соприкосновения с историей семьи. Юные исследователи вместе с родителями действуют, применяя средства и приемы в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Практическая значимость Проекта:
- родственники с особым интересом воспринимают от детей и внуков не только известную, но и новую информацию о членах семьи;
- трансляция первого опыта работы над проектом позволит ребенку заинтересовать других детей в изучении родословной своей семьи;
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Цель Проекта:
- Узнать, как выглядели и кем были мои предки, какие интересные события были связаны с ними?
Проектные задачи:
1. Изучить биографию своих предков.
2. Составить родословную своей семьи.
3. Оформить генеалогическое древо семьи и представить на защиту.
4. Укрепить сотрудничество детей, родителей, педагогов.
Учебные задачи
1. Изучить биографию своей семьи, подготовить презентацию, используя фотографии и факты из жизни.
2. Провести беседы с родственниками и узнать наиболее интересные факты из жизни предков.
3. Исследовать документы, статьи, где может быть упоминание о родственниках.
4. Развивать у учащихся исследовательские навыки.
Предметы интеграции:
Краеведение, литературное чтение, история, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, компьютерные технологии.
Навыки чтения ученику понадобятся в краеведческом музее, а изучая родословную, он познает историю своей семьи. Для построения генеалогического древа ребенок использует знания и умения, приобретенные на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.
Форма выполнения проекта: индивидуальная.
Направление деятельности:
Поисковая - работа с архивными материалами;
Творческая - вовлечение участников Проекта в активную работу, развитие творческих способностей и инициатив;
Исследовательская - работа с семейными альбомами, беседа с родственниками;
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Ожидаемый результат.
После выполнения проекта мои ученики научатся:
- понимать свое место в истории семьи;
- устанавливать контакты со старшими членами семьи;
- составлять генеалогическое древо;
- представлять свою работу перед одноклассниками и родителями;
- переносить навыки построения плана действий из игровой деятельности в учебную.
Продукт проекта:
- генеалогическое древо семьи;
- презентация «Мостик между поколениями»;
- методическая разработка встречи в семейной гостиной.
Модель реализации проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Методы |
I Подготовительный | определение проблемы, постановка цели и задач проекта. | - родительское собрание «Проект в начальной школе»; -экскурсия в краеведческий музей; -Час общения "7Я"(беседа, игра-активатор «Назови родных», тренинг «Какого цвета твоя семья»); -конкурс рисунков «Моя семья» |
II Теоретический | сбор фотографий, фактов, историй | беседы с родственниками, запись воспоминаний, уточнение информации в краеведческом музее, работа с семейным альбомом |
III Практический | создание презентации, построение генеалогического древа | обработка материала и распечатывание, преобразование информации из одной форму в другую, подготовка устного выступления |
IV Итоговый | представление результатов проекта | выступление, защита проекта |
Методическая разработка
классного часа «Мостик между поколениями»
Цели:
- формирование интереса к традиции хранения семейных фотографий;
- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям и к представителям старшего поколения;
Задачи:
- формировать познавательный интерес к истории своей семьи, семейным традициям, уважение к семьям одноклассников;
- развивать навыки ответственного поведения в семье;
- создавать благоприятную среду для осознания обучающимися и их родителями неповторимости каждой семьи.
- воспитывать чувство сплочённости обучающихся и их родителей на основе общего интереса к истории семьи.
Форма проведения: семейная гостиная.
Участники: обучающиеся 1-4 класс-комплекта, родители, педагоги.
Ход классного часа
- Вступительная часть
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые родители, я приветствую вас и ваших детей в нашей уютной семейной гостиной.
1. Подведение к формулированию темы. (Игра-активатор)
Ведущий:
- Ребята, сейчас я предлагаю вам игру, а вы постарайтесь предположить тему нашего классного часа.
«Встаньте те, …»:
*у кого есть бабушка;
*у кого есть дедушка;
*у кого есть младшая сестренка;
*у кого есть старший брат;
*а как зовут ваших родителей? (ответы детей)
Мы сейчас услышали имена ваших близких родственников. Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим наш классный час.
Дети: - Семье.
Ведущий: -Молодцы!
Семья – это необыкновенное слово, которое означает тепло, заботу и поддержку самых дорогих людей. Семью каждый из нас должен беречь, ценить и помнить. В каждой семье зарождаются традиции, которые передаются из поколения к поколению.
2. Послушайте отрывок из стихотворения Виктории Можной и подумайте, о какой традиции рассказывает нам автор?
«Семейный альбом»
Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.
Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,
Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?
А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.
От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.
Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной…
Ведущий:
- Скажите, что искал мальчик в квартире?
Дети: - Семейный альбом.
Ведущий:
- Почему альбом называют семейным?
- В вашем доме есть семейный альбом? (дети высказывают свое мнение)
Ведущий:
- Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии в альбоме.
3. Формулирование темы занятия
Ведущий:
- Сегодня у нас появилась возможность полистать страницы вашего семейного альбома. Рассмотреть фотографии интересных моментов из жизни вашей семьи (показать семейный альбом).
II. Основная часть
1. Погружение в тему занятия «Проблемная ситуация».
Ведущий:
- Мы живем в век высоких технологий, поэтому сейчас фотографируем мобильным телефоном, тут же обрабатываем и отправляем по адресу.
И храним фотографии на электронных носителях.
- Но наши предки жили в другом мире, когда цветная фотография была редкость, а черно-белая – проходила длительный процесс, прежде чем попасть в альбом. Я думаю, что в каждом доме можно найти бабушкин альбом. Каждая фотография в альбоме – мгновения из жизни наших родителей и предков.
Ведущий:
- О чем может рассказать старая черно-белая фотография?
(высказывания детей)
Ведущий:
- Правильно, мы можем увидеть, как выглядели и чем занимались наши деды и прадеды. И я вам скажу, что семейный альбом - это и есть невидимый мостик, с помощью которого мы перемещаемся в далекие времена наших дедов и прадедов.
Каждую семью можно сравнить с могучим деревом, которое растет благодаря сильным и глубоким корням.
(показать рисунок «Дерево»)
- Посмотрите на рисунок, с чего начинается дерево?
Дети: дерево начинается с корней!
Ведущий:
- Правильно. Дерево без корней не растет! Недаром народная мудрость гласит: «У него крепкие корни», «Тот, кто помнит и чтит своих предков, тот силен духом!». Ребята, есть такая наука - генеалогия, что в переводе с греческого значит «родословная». Чтобы составить родословную своей семьи, нужно знать своих предков.
- Скажите, а что нужно сделать, чтобы узнать, как зовут и чем занимались ваши предки?
Дети: нужно полистать семейный альбом и попросить родственников рассказать о дедушках и бабушках, прадедах.
Ведущий:
- Вы правы, давайте посмотрим, как над проектом работали ваши одноклассники, Марьяна и Ибрагим.
(Просмотр презентации «Мы – исследователи» с комментариями).
Ведущий:
- Ребята и уважаемые гости, вы увидели, как участники проекта собирали информацию для составления родословного древа. Основой для родословного древа может служить любое дерево. Какие деревья вы знаете? Назовите. (ответы детей: береза, ива, дуб, клен, сосна, ёлка)
Молодцы, для поднятия настроения ёлочка предлагает вам встать и размяться, немного отдохнуть и снять усталость.
2. Физминутка «Елочка».
Ведущий: Садитесь, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбку, которую вы передали своим родственникам.
3. Презентация проектов.
Ведущий: Вам было дано домашнее задание:
-полистать с родителями семейный альбом, выбрать фотографии родителей, дедов и прадедов, узнать историю этой фотографии и составить родословное древо семьи. Мы предоставляем слово нашим ребятам и их родителям.
(Дети, при поддержке родителей, представляют свои проекты)
Ведущий:- Старые фотографии связаны с памятью поколений. Знать свои корни – это значит любить свою семью! Об этом нам расскажет Рочгына Марьяна
(4 класс).
* Марьяна защищает свой проект.
Ведущий:
Спасибо огромное Марьяна, ты достойно представила родословное древо своей семьи.
Ведущий:
-«Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож…»
Итак, на кого же больше похож Тынэтэгин Ибрагим (2 класс), мы узнаем из его выступления.
*Ибрагим защищает проект.
Ведущий:
- Выражаем слова благодарности Ибрагиму и всем его родственникам за трепетное отношение к представителям старшего поколения.
4. Обратная связь «Шкатулка пожеланий»
- Уважаемые родители, почему, наблюдая за выступлениями детей, вы улыбались, а где - то были грустными? Что бы вы пожелали вашим детям и их одноклассникам. (выступление родителей)
Еттылина Вера Ивановна:
- Спасибо, вам, внуки, за то, что не забываете предков своих. Через ваш мостик я смогла перенестись в мою молодость.
(бабушка Вера делится воспоминаниями).
Мусысэн Евгения Никитична:
- Очень понравились выступления детей, спасибо. Мы увидели, как нужно работать над проектом. Мы с Никитой решили, что сделаем родословную своей семьи. Успехов вам и вашим детям.
Ведущий: спасибо за добрые слова и бесценные напутствия. И обязательно,
мы продолжим проект, в котором примут участие Никита, Евгения, Валерия, Леонид и Зинаида.
5. Игра «Сердечко» (психологический тренинг).
– Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили что-нибудь необычное сегодня в нашем классе? (На доске, на мебели, на шторах класса закреплены «сердечки» со словом «Семья», края сердечек закрашены разными цветами).
Ведущий:
- Какие вы внимательные! Чем «сердечки» отличаются друг от друга? Правильно, они закрашены разными цветами. Встаньте и возьмите то «сердечко», которое вам больше нравится, и объясните, почему вы выбрали именно этот цвет. Каким цветом окрашено слово «семья» для каждого из вас? (ответы детей). Задание: возьмите пожалуйста ручку и вместе с родителями напишите слова, которые характеризуют вашу семью (добро, счастье, помощь, улыбка, забота и т.д.).
Вывод:
– ваши «сердечки» со словом «Семья», говорят о том, что для вас дом – это тепло, радость, дружба, любовь, уважение и доверие. И теперь у нас появится еще одно ценное слово «память», напишите это слово на «сердечке». Вы подарите это «сердечко» родителям и пусть оно будет напоминанием духовных ценностей в семье. Вы можете поместить его в ваш семейный альбом.
III. Заключительная часть «Рефлексия»
Ведущий: Ребята и уважаемые гости, скажите к какой из семейных традиций
мы сегодня обратились? (ответы детей)
1.Правильно. Мы сегодня с вами обратились к одной из семейных традиций – это хранить память о дедах и прадедах. Когда вы листали семейный альбом, вы заметили, что он немного потрепался и некоторые фотографии отклеились. Соберитесь дома с родителями и приведите в порядок альбом. Таким образом, вы продолжите семейную традицию-хранить память о представителях старшего поколения.
- Сюрпризный момент «Фото на память»
Ведущий:
- Дорогие ребята и уважаемые родители, наша встреча в семейной гостиной вам понравилась? А чтобы вы запомнили её надолго, давайте сделаем общую фотографию, которую поместим в классный фотоальбом.
Используемая литература:
1. Крецан З.В., Черемисина В.Г., Лебедева Е.П. Взаимодействие образовательной организации с родителями учащихся по достижению планируемых результатов по реализации ФГОС НОО: методические материалы- Кемерово : Изд-во КРИПКи ПРО, 2015. - 165 с.
2. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
3. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 2009.-78-80
4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288
5. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 2005, № 9.
6. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры» -М.Гнезис, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...
Учебно – методическая разработка по математике .Тема: "Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения".
Тема урока: Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения. Цели: познакомить учащихся со взаимосвязью между компонентами и результатом умножения; продолжать работу по закреплению ...
Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...
Методическая разработка по теме: «Преемственность между начальным и основным образованием при реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»
Методическая разработка урока математики на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...