кружок для учащихся 2классов по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России"
рабочая программа (2 класс)

Овчинникова Екатерина Геннадьевна

Материал кружка "Я-гражданин России" помогпет учителю начальных классов духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов. В его содержание необходимо включать материал об  изучение истории возникновения родного края, его героев войны и тыла, знаменитых  поэтов, художников и музыкантов, особенностей  его природы и национальной культуры народов, населяющих его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №63» г.Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО
на заседании

методического

объединения учителей начальных классов

Руководитель

________/Гаврилова А.А. /

Протокол № 1

от «28 »августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

 

Чуфенева /Ю.Н./

              

«28 » августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания
педагогического совета № 1

от «31» августа 2021 г.

Председатель педсовета

__________/Ринчино С.Д./

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для 2Д класса

по духовно - нравственному направлению

Я – гражданин России

на 2021-2022 учебный год

учителя первой категории

Овчинниковой Е.Г.

        

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МАОУ
«Средняя школа №63»
№ 105-ОД
от «31» августа 2021 г.

 

г. Улан-Удэ

2021/2022уч. год

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе:

  1. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Правительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
  2. Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025г. (утверждено Правительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации).
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  7. Учебного плана  МАОУ «СОШ  №63 г. Улан-Удэ»  на 2021-2022 учебный год.
  8. Авторской программы «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г. и относится к духовно – нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Новизна. Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Актуальность программы. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

2. Цели и задачи

Цель программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» заключается в том, чтобы создать условия для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма  как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  2. формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  3. утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  4. развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  5. воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  6. повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

3. Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации: патриотическое объединение.

4. Содержание

Общий годовой план работы составляет - 68 ч, из них: теоретических -26, практических -42.

“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья.  Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

“Я и культура”(8ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

“Я и школа”(12ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Ценностные установки:

  • любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

  • доброжелательный;
  • порядочный;
  • самодисциплинированный;
  • уверенный;
  • терпимый (толерантный);
  • самостоятельный;
  • ответственный;
  • целеустремленный (особенно к знаниям);
  • внимательный к сверстникам;
  • аккуратный;
  • уважительный;
  • любящий;
  • интеллектуальный;
  • здоровый;
  • общительный;
  • любознательный;
  • сопереживающий;
  • воспитанный;
  • трудолюбивый;
  • открытый;
  • активный;
  • социально зрелый и др.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень  -  школьник  знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Беседа, лекция

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).

Дебаты, тематические вечера,  диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде.

Акции, социальные проекты

6. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Количество

часов

в том числе:

лекция

практическая

работа

1-2

Урок Мира

2

1

3-4

Знакомства с символами родного края Республика Бурятия (герб, гимн, флаг).

2

1

5-6

Обязанности ученика в школе. Беседа

2

1

7-8

Осень в родном городе. Фотоконкурс осенних улиц, парков, скверов  г. Улан-Удэ.

2

1

9-10

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

2

1

11-12

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

2

1

13-14

Родной край в древности. Экскурсия в Этнографический музей г.Улан-Удэ.

2

1

15-16

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

2

1

17-18

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

2

1

19-20

Мой портфель. Игра – экспромт.

2

1

21-22

Моя любимая мамочка. Презентация.

2

1

23-24

Школьная символика (гимн, герб, флаг)МАОУ «СОШ №63» г.Улан-Удэ.

2

1

25-26

Мой любимый город Улан-Удэ.  Беседа.

2

1

27-28

Наш город. Конкурс визиток.

2

1

29-30

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

2

1

31-32

Самый уютный класс. Конкурс.  

2

1

33-34

Экология нашего города. Беседа.

Экскурсия в Ботанический музей.

2

1

35-36

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

2

1

37-38

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

2

1

39-40

Мы и наши права. Урок – игра.

2

1

41-42

Игры на развитие произвольных процессов.

2

1

43-44

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

2

1

45-46

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

2

1

47-48

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

2

1

49-50

Широкая Масленица. Игра.

2

1

51-52

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

2

1

53-54

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. Фотовыставка.

2

1

55-56

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

2

1

57-58

День птиц. Выставка рисунков.

2

1

59-60

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Фотовыствка «Спасибо деду за победу!»

2

1

61-64

Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в «Музей боевой Славы».

4

1

65-68

Открытка ветерану.

 Акция «Я горжусь своим прадедом» Проект.

4

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

Духовно-нравственное направление "Я- гражданин России"

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Я гражданин России"

Цель программы:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...