«900 ДНЕЙ ГЕРОИЗМА И МУЖЕСТВА» (проект ко дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады)
классный час (4 класс)

Устинова Татьяна Федоровна

Проект ко дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады "900 дней мужества и героизма" был подготовлен учащимися 4 класса. В процессе подготовки данного материала ребята познакомились с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с понятиями «блокада», «дорога жизни». Цель данного проекта: сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ за стойкость и мужество в период блокады Ленинграда; создание условий для формирования познавательного интереса к истории родного города; воспитание духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории Санкт-Петербурга; развитие внимания, памяти, мышления. Ребята готовили материал в течение месяца. Каждая группа готовила свой материал: собирали информацию, фотографии, стихи, песни, искали жителей блокадного Ленинграда, брали интервью, составляли презентации, оформляли стенды-выставки "Жизнь в блокадном Ленинграде", "Дорога жизни", "Дневник Тани Савичевой". Конечный продукт - макет "Блокадный Ленинград".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 900_dney_muzhestva_i_geroizma.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

«900 ДНЕЙ ГЕРОИЗМА И МУЖЕСТВА»

(проект ко дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады)

Авторы проекта: классный руководитель Устинова Т.Ф. и учащиеся 4А класса

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

Форма мероприятия: внеурочная деятельность.

Цели: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с понятиями «блокада», «дорога жизни»; сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ за стойкость и мужество в период блокады Ленинграда; создать условия для формирования познавательного интереса к истории родного города; воспитывать духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории Санкт-Петербурга; развивать внимание, память, мышление.

Задачи проекта:

  1. обобщить знания детей о Великой Отечественной войне, ее героях, донести до учащихся значимость событий Великой Отечественной войны через поступки жителей Ленинграда;
  2. развить инициативность и творчество у детей;
  3. воспитывать доброжелательное общение детей в совместной деятельности между сверстниками и взрослыми при работе над проектом;
  4. развивать коммуникативные навыки детей

Возраст учащихся: учащиеся начальной школы

 

Время работы над проектом: декабрь 2021 г. -январь 2022 г.

 

Режим работы: внеурочное время и беседы на уроках.

 

Материально – техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, стенд с фотографиями, изображающими события блокадного Ленинграда, книги.

1-й этап – Подготовительный

1. Определение проблемы и темы проекта, формулирование сюжетной ситуации.

2.Разбивка на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

2-й этап – Проектировочный

1. Рассматривание фотографий по теме.

2. Беседы с детьми о героическом прошлом нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, о жизни людей в блокадном Ленинграде.

3. Домашнее задание детям: находить информацию, связанную с осажденным городом.

 

3-й этап – Творческий

1.Подготовка презентации о блокадном Ленинграде.

2. Подбор материала для стендов «Блокадный дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни»

3. Беседа с детьми об историческом прошлом нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, о подвиге жителей блокадного Ленинграда.

4. Рассказы детей о жизни в блокадном городе.

4-й этап – Заключительный.

1. Стендов - выставок «900 дней мужества», «Дорога Жизни», «Блокадный дневник Тани Савичевой»

2. Презентации детей «Жизнь блокадного Ленинграда»

3. Выступления перед учащимися начальных классов

4.Создание макета «Дорога жизни»

                                             

Критерии успеха:

 - достигнут конечный результат;

 - была создана активная команда участников проекта;

 - продукт проекта можно использовать в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности.

  (Три группы ребят нашего класса получила задание подготовить фотографии, картинки для презентации «900 дней мужества» и стендов «Дорога жизни», «Блокадный дневник Тани Савичевой» по теме нашего занятия)

Ход занятия:

Ведущий:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё спала казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось

(звучит голос Ю.Б. Левитана об объявлении войны)

22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.

  1. Начало Великой Отечественной войны

 (звучит песня «Вставай страна огромная»)

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

       Через два месяца после этогов августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

  1. Жизнь в блокадном городе

Мир затаил дыхание.  8 сентября 1941 года  немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши, окружили город и сомкнули кольцо. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. Суровая блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно и благородно. Блокада города Ленинграда проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и разрушить его.    

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу

С дворцами и парками строг и красив.

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Тут гордые, смелые люди живут.

И ценится всюду их доблестный труд.

      Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Началась блокада,

      Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома). 

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. Метронома был символом надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города.

   Не было топлива. Не было электричества.

     Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Отопления и водоснабжения в домах не было. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

      Ударили сильные морозы. Они еще больше ужесточили условия их существования ленинградцев. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

     Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель была – выжить. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как немецкие войска уничтожили Бадаевские продовольственные склады, обеспечивавшие не только город, но и часть армии. В городе начался голод. Это было самое страшное преодоление. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

     С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Всего лишь 3% населения погибло от бомбежек, остальные 97% - от голода.

Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб. Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

       Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы – чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком.

Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои.
 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград


Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот.

  1. Блокадный хлеб

Как много в жизни человеку надо,

Он мечется порою от тоски.

А им, голодным детям Ленинграда,

Им снились хлеба тёплого куски.

     20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. Блокадный паек был очень скудным, даже чтобы поесть один раз, а он выдавался людям на целый день. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей: из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.

«Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ода блокадному хлебу,

Блокадному, не иному,

Ржаному и не ржаному,

Хоть звали его – ржаной.

Землистому, земляному,

Всей тяжестью налитому,

Всей горестью земной;

Мякинному, остистому,

Замешенному на слезах;

Ему, что глазам бесслёзным

Снился и наяву,

Ему, с годиной грозной

Вошедшему в молву;

Ему, ему, насущному…

…Спасителю, благодетелю,

чьим чудом и я дышу,

блокадной страды свидетелю,

оду мою пишу»

писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осаждённом Ленинграде.

      Хлебная карточка - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

  1. Дорога жизни

      Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро. 17 ноября 1941 года двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведен первый конный обоз, через день – первая автоколонна.

       Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами. Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше.

       Зимой грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду. В город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. Было эвакуировано 1.179.000 человек, доставлено 1.058 тонн грузов.

       При этом, много трудностей подстерегало водителей. Днём и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев.

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

  1. Дети блокадного Ленинграда

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.

Писатель Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:

«Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...»

       Дети с большим энтузиазмом помогали взрослым. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах.

       Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. «Часовые ленинградских крыш» – такое прозвище они получили в народе.

     В условиях осажденного Ленинграда 90 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств. Необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

       «Заменим у станков отцов!» Этот призыв прозвучал с первых дней войны.

 И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

       А эта девочка - токарь 3-го разряда 15-летняя Вера Тихова, выполнявшая во время блокады на своем токарном станке полторы взрослые нормы.

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

       Не было таких событий, кампаний и дел, в которых бы они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.

(звучит песня из кинофильма «Зеленые цепочки»)

  1. Таня Савичева

       Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой.

       Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. Он не был издан, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка – крик души о помощи, о том, что ничего на свете нет страшнее войны.  

 

       Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

       Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.

       Однажды не вернулась с работы Нина, старшая сестра Тани. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.  

       Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».

       Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

      Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область, в поселок Шатки. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградской школьницы, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.

       1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием.      

       Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады 1941-1943 годов, и на Поклонной горе в Москве. Танины записи вырезаны и на сером камне мемориального комплекса «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

  1. Зеленый пояс

       Во Всеволожском районе Ленинградской области расположен, созданный в память о погибших детях блокадного Ленинграда, мемориал «Цветок жизни». В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни», аллея дружбы, траурный курган, «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми бетонных стел-страниц её блокадного дневника и берёзовой рощи, состоящей из 900 берёз. Их ровно столько, сколько дней суровых было. И до сих пор по сложившейся традиции 27 января берёзки украшают пионерскими галстуками в память о погибших детях, которые наравне со взрослыми во время блокады помогали выстоять нашему городу.

  1. Прорыв и снятие блокады Ленинграда

     Утром 18 января 1943 г. в северной области Ленинграда произошла встреча советских подразделений. Совместными усилиями они освободили Шлиссельбург и сняли блокаду с побережья Ладожского озера. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

       Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

       За своё освобождение Ленинград заплатил высокую цену. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

(выступление блокадницы Ленинграда; звучит песня «Ленинградки»)

       Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины – Матери-Родины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ведущий:

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

       Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Нельзя сердцу прекращать помнить,

иначе — пресечется род наш человеческий

(звучит последний куплет песни «Бухенвальдский набат»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней Подвига - освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Презентация книги Н. Ходза "Дорога жизни".

Вспоминая дни воинской славы мы сможем пробудить, вызвать интерес у школьников к событиям, их олицетворяющим, стремление больше узнать об этих исторических днях и их героях.  Шесть дат связаны с ...

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....Презентация для младших школьников....

Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Никто не забыт, ничто не забыто"

Викторина о блокаде Ленинграда. В презентации содержится материал с вопросами и ответами для детей. В начале детям предлагается ответить на вопросы по  теме занятия,тем самым открыть спрятанную ф...

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)...

Беседа к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Беседа к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыСтроки из стихотворения Роберта Рождественского: Вы Живые Знайте Что с этой земли Мы уйти не хотели И не ушлиМы стояли ...