Классный час на тему : "Башкортостан-мой край родной"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Нижнечерекулево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Классный час на тему : "Башкортостан-мой край родной"
Цель: расширять представлений детей о родном крае
Задачи:
1. Продолжить формировать интерес к своему краю
2.Вызывать чувство ответственности по отношению к родине
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: презентация, географическая карта Башкортостана
Подготовила: учитель начальных классов
Галимьянова Элиза Миратовна
с.Нижнечерекулево,2021г.
Ход классного часа:
1. Вступительная беседа.
- Как называется республика, в которой живём? ( Башкортостан)
– Республика Башкортостан суверенное независимое государство, которое является
частью Российской Федерации.
– Какой город является столицей нашей республики? (г. Уфа).
(Сообщение делает ученица)
– Уфа основана в 1574 году, на месте укрепления Туратау. В связи с обнесением укрепления дубовой стеной, башкиры именовали поселение Имен Кала. (Дубовый город). С1856 года Уфа становитс городом. С июня 1922 года Уфа является столицей БАССР.
Город Уфа – столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный, культурный центр республики. Уфа расположена на берегу реки Белой, при впадении в нее рек Дема и Уфа, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской равнины.
– Какое историческое событие произошло в 1557 году? (Присоединение башкирских племен к Русскому государству).
– В честь этого события в г. Уфе установлен памятник.
Это символ мира и согласия. Скульпторы: М Бабурин и Г. Левицкая. Архитекторы: Г. Гаврилов и Е. Кутырев.
(Сообщение делает ученик)
– В середине XVI века башкиры присоединились к русскому государству. В те далекие времена на башкирские земли нападали кочевники. Чтобы защитить свой народ от грабительских набегов кочевников, 7 башкирских племен с письмом обратились к русскому царю Ивану Грозному с просьбой включить Башкортостан в состав Русского государства. На что Иван Грозный с радостью подписал обращение и включил Башкортостан в состав России.
– Как жили башкиры в то далекое время и чем занимались? (Разводили коней и продавали кумыс.)
(Сообщение делает ученик.)
– Правильно. Коневодство и производство кумыса было их основным занятием.
Так как они были не дружны, то на них нападали кочевники и грабили их. Поэтому, племена решили объединиться в одно сильное государство. Но у башкир было свое условие: земли должны остаться у башкирских племен, и прежняя религия – исламская, вожди должны управлять своими племенами, как и прежде. Башкиры согласны платить ясак в русскую казну.
Русь объявила свои условия: башкирские войны должны охранять новые границы Руси и принимать участие в войнах, которые будет вести русское государство.
Это событие произошло в 1557 году. С тех пор башкиры научили добывать русских крестьян мед, русские учили башкир выращивать пшеницу и рожь.
– 18 декабря 1917 года провозглашена советская власть и Советская автономия Башкирии.
11 октября 1990 года Верховный Совет провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Декларация подтвердила статус Республики как демократического правового государства. В феврале 1992 года принято название нашего государства: Республика Башкортостан.
31 марта 1992 года подписан Федеративный договор об отношениях РБ и РФ.
2. Чтение стих. М.Карима. “Взгляни на глобус, вот он шар земной”. М. Карим.
(Читает стихотворение ученица).
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
На глобусе страна не велика–
Размер обыкновенного листка.
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они – история!
Они ушли в века,
И подпись их
На скалах след клинка.
3. Работа с картой Башкортостана.
– С чем сравнивается Башкортостан на карте? (С листом березы). (Показываю границы Башкортостана). Граничит с Пермским краем, Свердловской областью, Татарстаном, Оренбургской областью.
На 1 января 1998 года на территории Башкортостана проживает 4,089 миллионов человек, что составляет 2,7% населения РФ.
Площадь РБ составляет 143,6 тыс. кв. км, что составляет 1/10 часть от площади РФ. Р.Б. занимает 7-е место по численности населения среди других субъектов РФ.
По территории РБ проходят важнейшие железнодорожные трубопроводные и
автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Северным Кавказом, Узбекистаном, Туркменистаном.
– Кто управляет нашей Республикой?
– Кто является президентом РБ?
– Назовите первого президента Республики Башкортостан? (Муртаза Губайдуллович Рахимов)
– Какие реки протекают по нашему краю? (Белая, Кама, Агидель и др.)
– Какую роль в жизни населения республики играют эти реки? (Ответы учащихся)
– Река Белая составляет часть водной транспортной системы России, обеспечивает доступ РБ к портам Каспийского, Балтийского и Черного морей.
Башкортостан – это высокоразвитый промышленный комплекс. В состав РБ входит 21 город, 4674 сел.
– Назовите города, которые вы знаете. (Дети называют).
Игра.
Выходят к доске 2 учащихся и называют по очереди города Башкортостана. Кто больше назовет, тот и побеждает.
– Наиболее красивые города – Уфа, Стерлитамак, Салават. (Показываю слайды).
– Назовите по картинкам достопримечательности Г. Уфы.
(Гостиный двор. Театр оперы и балета. Дом – музей С.Т. Аксакова. Конгресс – Холл).
– Назовите символы государства. (Флаг и герб).
– Расскажите, какой флаг в Башкортостане. Что мы знаем о флаге? (Рассказывает мальчик)
– Флаг белый, синий, зеленый. Белый цвет флага обозначает чистоту воды, синий цвет обозначает чистоту воздуха, зеленый – чистоту Земли. Семь лепестков курая обозначают 7 башкирских племен, которые выступили за вступление Башкортостана в состав России.
– Что изображено на гербе Башкортостана? (Сообщение ученика).
– Это официальная эмблема государства. Герб утвержден в 1993 году. Герб представляет изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага, с надписью по белому полю: “Башкортостан”. Памятник Салавату Юлаеву и орнамент золотистого цвета, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно – золотистого цветов.
– Какой национальный инструмент вы знаете? (курай) Звучит мелодия курая.
– Какие дополнительные сведения о Салавате вам известны? (Сообщение делает ученик)
– Салават Юлаев родился в 1752 году в семье старшины Шайтан – Кудейского юрта Юлая Азналина. Он обладал необыкновенной силой, умел владеть оружием, конем.
К 14-ти годам стал богатырем. Салават был грамотным: он умел писать на языке тюрки. Он принял участие в войне против крепостного права. За что царь объявил его злодем, бунтовщиком, изменником. 29 марта 1775 года он вместе с отцом был сослан на вечную каторгу в Рогервик в Эстонию. Башкиры увековечили память о нем и установили ему памятник “Всадник над кручей Агидели”.
Именем Салавата назван город Салават, учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства. С П.Злобин написал роман “Салават Юлаев”, композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай создали оперу “Салават Юлаев”.
4. Смотрят башкирский танец
5. Итог урока.
– Вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. (Пролистываю слайды дети рассказывают, о чем говорили на уроке)
– Назовите занятия башкир. (Коневодство, сбор меда, производство кумыса).
– Поощряю жетонами).
– Какое важное событие произошло в 1557 году?
– Какое дерево является символом нашей Родины?
– На какой реке стоит город Нефтекамск?
– Назовите символы нашего государства.
– Что обозначает гаечный ключ на гербе г. Нефтекамска?
– Какой год считается днем рождения г. Нефтекамска? (3 марта 1963 года).
– Кто изображен на гербе РБ?
– Как выглядит флаг РБ?
– Назовите занятия башкир?
– Подводим итоги. Выбираем знатоков, награждаем наиболее активных учащихся.
– Чем славился башкирский народ? (гостеприимством).
– Поэтому, мы приглашаем всех на чаепитие с национальными башкирскими блюдами, посвященное празднику. А в заключении беседы Ильнур исполнит башкирский танец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта классного руководителя по теме: "Привитие любви к родному краю"
Тема была выбрана исходя из того, что наиболее важно в работе кл. рук. с классом. А мы хотя и здесь живём, но не знаем истории своего села, прошлое своего народа, а именно с этого и начинается привити...
"Башкортостан - мой край родной"
Башҡорт телендә Республика көнөнә , Енеү көнөнә арналған сценарийҙар....
классный час Башкортостан - мой край родной 2 класс
Разработка классного часа во 2 классе "Башкортостан - мой край родной!" в форме устного журнала с презентацией....
"Башкортостан - мой край родной"
Сценарий ко Дню Республики Башкортостан...
Краеведческий вечер «Башкортостан – мой край родной».
Башкортостан - многонациональный край с богатейшими историческими и культурными традициями. Цветок курая на гербе республики символизирует единение народов, живущих на просторах Южного Урала, их ...
Игра "Поле Чудес" на тему "Хакасия - мой край родной"!
Игра "Поле Чудес" на тему "Хакасия - мой край родной"!...
Классный час на тему: «Самарская область – край родной!»
Цель классного часа: формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа; воспитание патриотов Самарской области на примерах собствен...