ПРОГРАММА «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ».
методическая разработка (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4_klass.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №19
«Согласовано» От « » __________ 20___ Руководитель МО_______/Убугунова Е.П.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ___________/Бадмаева М.Г. « » ____________ 20____
| «Утверждено» Директор ____________/Хамнуев В.И. « » ____________ 20_____ |
ПРОГРАММА
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ».
Автор программы:
учитель начальных классов
Убугунова Евдокия Павловна.
Введение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Пояснительная записка.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения .
В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
. Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять обещания.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.
6. Стихотворения о Родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
• использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-й класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия в общении с разными людьми, сострадания к чужому горю.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | |||
Раздел №1 Культура общения | 9 | ||||||
1. | Этикет разговора | 1 | + | ||||
2. | Обращение к разным людям | 1 | + | ||||
3. | Обращение к разным людям | 1 | + | ||||
4. | Вежливый отказ, несогласие | 1 | + | ||||
5. | Этикетные ситуации | 1 | + | ||||
6. | Этикетные ситуации | 1 | + | ||||
7. | Афоризмы | 1 | + | ||||
8. | Разговор по телефону | 1 | + | ||||
9. | Играем роль воспитанного человека | 1 | + | ||||
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | ||||||
10. | Что значит быть вежливым? | 1 | + | ||||
11. | Мои достоинства и недостатки | 1 | + | ||||
12. | Мои достоинства и недостатки | 1 | + | ||||
13. | Большое значение маленьких радостей | 1 | + | ||||
14. | О хороших и дурных привычках | 1 | + | ||||
15. | О хороших и дурных привычках | 1 | + | ||||
16. | Афоризмы о самовоспитании | 1 | + | ||||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | ||||||
17. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | + | ||||
18. | О сострадании и жестокосердии | 1 | + | ||||
19. | О сострадании и жестокосердии | 1 | + | ||||
20. | Лгать нельзя, но если,..? | 1 | + | ||||
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | + | ||||
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | + | ||||
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | + | ||||
24. | Спешите делать добро | 1 | + | ||||
25. | Спешите делать добро | 1 | + | ||||
26. | Без труда не вытащишь рыбку из пруда | 1 | + | ||||
Раздел №4 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? | 8 | ||||||
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | + | ||||
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 | + | ||||
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 1 | + | ||||
30. | «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» | 1 | + | ||||
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» | 1 | + | ||||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 1 | + | ||||
33. | Афоризмы | 1 | + | ||||
34. | Чему мы научились на уроках этики | 1 | + |
4-й класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |||
1- _| | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | + | |
2. | Культура общения в современной семье | 1 | + | |
3. | Культура общения в современной семье | 1 | + | |
4. | О терпимости к ближним | 1 | + | |
5. | 0 терпимости к ближним | 1 | + | |
6. | Культура спора | 1 | + | |
7. | Этикетные ситуации | 1 | + | |
8. | В мире мудрых мыслей | 1 | + | |
9. | В мире мудрых мыслей | 1 | + | |
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |||
10. | «Познай самого себя» | 1 | + | |
11. | Самовоспитание | 1 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | + | |
13. | Как я работаю над собой | 1 | + | |
14. | О терпении | 1 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | + | |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | + | |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |||
17. | Об источниках наших нравственных знаний | 1 | + | |
18. | Совесть - основа нравственности | 1 | + | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | + | |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | + | |
21. | Заветы предков | 1 | + | |
22. | Россияне о любви к Родине | 1 | + | |
23. | Твоя малая родина | 1 | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | + | |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | 1 | + | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | + | |
Раздел №4 Искусство и нравственность | 8 | |||
27. | Нравственное содержание древних мифов | 1 |
| |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 | + | |
29. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | + | |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | + | |
31. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 1 |
| |
32. | Искусство и нравственность | 1 | + | |
33. | «Вот человек Что скажешь ты о нем?» | 1 | + | |
34. | Обзор курса этикета | 1 | + |
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Программа Уроки нравственности (срок действия:4 года)
Программа разработана для учащихся начальной школы сроком на 4 года...
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
программа уроки нравственности 3 класс
программа уроки нравственности 3класс мищенкова...
Программа "Уроки нравственности"
Программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности"...