Программа дополнительного образования "Познавай играя"
учебно-методическое пособие
Актуальность данной программы состоит в том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей с умственной отсталостью познавательной активности, творческих способностей в учебно-воспитательном процессе. Игровой характер обучения соответствует психическим особенностям умственно отсталых детей. Играя, они охотно и легко усваивают то, что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому общению.
Дети-инвалиды не умеют самостоятельно использовать имеющиеся у них знания, умения и навыки. Использование дидактических игр способствует не только количественному приобретению детьми знаний, но и ощутимым сдвигам в их умственном развитии. Используя дидактические игры, мы пытаемся подвести детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельному решению новой задачи, применяя приобретенные ранее знания. Если первоначально характерной особенностью деятельности детей при выполнении заданий сказывалось хаотичное манипулирование материалом, отсутствие поиска, гадание, то после тщательного объяснения задания, показа выполнения, исправления первых ошибок и многократного повтора глубоко умственно отсталые дети справляются с предложенным материалом, или выполняют с помощью педагога. В пределах доступных им дидактических игр и заданий дети стали значительно лучше организовывать свою деятельность, правильнее использовать образец в своих действиях, внимание их стало более целенаправленным. Игровая
деятельность способствует накоплению чувственного опыта, развитию представлений, воображения.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у воспитанников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание программы | 283 КБ |
Учебный план и методическое обеспечение программы | 48.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение
«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»
ОБСУЖДЕНА и принята
на педагогическом совете
ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»
Протокол №
от «___» ___________ 20____г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»
_________ Т. В. Соловей
от « » ___________________
Дополнительная программа социально-педагогической направленности
«Познавай играя»
Возраст обучающихся: 3-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Филиппова Нина Викторовна
Воспитатель отделения
социального обслуживания
детей-инвалидов
г. Выборг, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ Ι. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
- Цель и задачи
- Содержание программы
- Предполагаемый результат
РАЗДЕЛ ΙΙ. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебно-тематический план
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методическое обеспечение
2.6 Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реальностью наших дней является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями.
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе и детей -инвалидов. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Актуальность данной программы состоит в том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей с умственной отсталостью познавательной активности, творческих способностей в учебно-воспитательном процессе. Игровой характер обучения соответствует психическим особенностям умственно отсталых детей. Играя, они охотно и легко усваивают то, что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому общению.
Дети-инвалиды не умеют самостоятельно использовать имеющиеся у них знания, умения и навыки. Использование дидактических игр способствует не только количественному приобретению детьми знаний, но и ощутимым сдвигам в их умственном развитии. Используя дидактические игры, мы пытаемся подвести детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельному решению новой задачи, применяя приобретенные ранее знания. Если первоначально характерной особенностью деятельности детей при выполнении заданий сказывалось хаотичное манипулирование материалом, отсутствие поиска, гадание, то после тщательного объяснения задания, показа выполнения, исправления первых ошибок и многократного повтора глубоко умственно отсталые дети справляются с предложенным материалом, или выполняют с помощью педагога. В пределах доступных им дидактических игр и заданий дети стали значительно лучше организовывать свою деятельность, правильнее использовать образец в своих действиях, внимание их стало более целенаправленным. Игровая деятельность способствует накоплению чувственного опыта, развитию представлений, воображения.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у воспитанников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным.
- Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
По мнению Т.В. Егоровой дети инвалиды – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Нарушения могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Вариативность отклонений в развитии воспитанников отделения имеет широкий диапазон: от состояния умеренной умственной отсталости – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с детьми-инвалидами в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети-инвалиды, обусловлены недостатками, как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями,).
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети, часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием интереса к деятельности.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры примитивны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками развивающей деятельности. Возникают трудности формирования умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения развивающей цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. При этом, если ребёнок ранее не посещал занятия, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Данная программа ориентирована на применение различного дидактического материала. Каждое занятие направлено на привлечение детей к активной познавательной и игровой деятельности.
Особенность данной программы в том, что она рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Учебный график
Продолжительность учебного года | 36 недель |
Набор и формирование подгруппы | 30.08.2020 |
Начало занятий | 09.09.2020 |
Окончание занятий | май 2022 |
Новогодние праздники | 31.12.2020-10.01.2021 31.12.2021 – 09.01.2022 |
Продолжительность занятия | 20 минут |
Количество детей в подгруппе | 1- подгруппа - 2 человека 2-подгруппа 2- человека |
Режим занятий | 1 раз в неделю |
1. 3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие познавательных процессов детей-инвалидов, развитие сенсорных, и мыслительных процессов посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о цвете, величине, форме, пространстве и времени.
- Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формировать представления о предметах окружающего мира и способы оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений.
Развивающие:
- Развивать у детей-инвалидов интерес к логическим играм.
- Развивать желание активно познавать, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
- Воспитывать умение работать индивидуально и в подгруппе
- Воспитывать коммуникативные качества.
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год
№ п/п | Название темы, игры | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||||
Всего | Практика | Теория | |||||
Блок I. Сенсорное развитие | |||||||
1. | Тема: Восприятие величины Игра "Разложи овощи в корзины" | 15 | 10 | 5 | Открытое занятие «Веселые игры для ребят» | ||
2. | Тема: Восприятие цвета предмета Игра «Фрукты» | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Тема: Восприятие величины Игра «Самый большой» «Грибочки в лесу» | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Тема: Восприятие цвета и формы Игра «Подбери заплатку к одежде Мишки» | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Итоговое занятие по теме: Зрительное восприятие предмета «Веселые игры для ребят» по лексической теме фрукты | 15 | 15 | 0 | |||
6. | Тема: Слуховое восприятие Игра «Домашние животные» | 15 | 10 | 5 | Игровое занятие «Где гремит, что звучит?» | ||
7. | Тема: Слуховое восприятие Игра «Чей это голос?» | 15 | 10 | 5 | |||
8. | Тема: Восприятие величины и цвета Игра « Воздушные шары» | 15 | 10 | 5 | |||
8. | Тема: Слуховое восприятие Игра «Что как звучит?» | 15 | 10 | 5 | |||
9. | Итоговое по теме: Слуховое восприятие Игра «Где гремит, что звучит?» | 15 | 15 | 0 | |||
10. | Тема: Восприятие целостного предмета Игра «Четвёртый лишний» | 15 | 10 | 5 | Выставка работ Игра «Бусы для мамочки» | ||
11. | Тема: Восприятие особых свойств предмета Игра «По мотивам «Трех медведей» | 15 | 10 | 5 | |||
12. | Итоговое занятие по теме: Сенсорное восприятие Игра «Бусы для мамочки» | 15 | 15 | 0 | |||
Блок II. «Ознакомление с окружающим» | |||||||
1. | Тема: Природные явления Игра «День-ночь» | 15 | 10 | 5 | Игра «Календарь природы» Фотоотчет | ||
2. | Тема: Времена года Игра «Когда это бывает?» | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Тема: Животные Игра «Узнайте животного по описанию» | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Тема: Цветы Игра «Подоконник с цветами» | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Игра: Лото «Кому нужна вода?» | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Итоговое по теме: Природа и я Игра «Календарь природы». | 15 | 15 | 0 | |||
7. | Тема: Труд взрослых Игра «Чьи инструменты?» | 15 | 10 | 5 | Фотоотчет Итоговое: Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю» | ||
8. | Игра «Угадай что в руке?» | 15 | 10 | 5 | |||
9. | Игра «Строим забор» | 15 | 10 | 5 | |||
10. | Игра «Кому нужны эти вещи?» | 15 | 10 | 5 | |||
11. | Игра: лото «Транспорт» | 15 | 10 | 5 | |||
12. | Итоговое занятие по теме: Предметы вокруг нас Сюжетно-ролевая игра: «Накроем стол к чаю» | 15 | 15 | 0 | |||
III | Блок III. Я – исследователь | ||||||
1. | Игра «Полеты в небе» | 15 | 10 | 5 | Фотоотчет Игра «Веселый карандаш» | ||
2. | Игра «В каждой бутылке своя пробка» | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Игра «Солнечные зайчики» | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Игра «Ворчливый шарик» | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Игра «Послушный ветерок» | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Итоговое занятие на развитие зрительного внимания Игра «Веселый карандаш» | 15 | 10 | 5 | |||
7. | Игра «Назови часть от целого» | 15 | 10 | 5 | Фотоотчет Итоговое занятие «Геометрическое лото» | ||
8. | Игра «Найди пару» | 15 | 10 | 5 | |||
9. | Игра «Найди и покажи» | 15 | 10 | 5 | |||
10. | Игра «Вспомни, на что похоже» | 15 | 10 | 5 | |||
11. | Игра «Построй по модели» | 15 | 10 | 5 | |||
12. | Итоговое занятие на знакомство с геометрическими фигурами Игра «Геометрическое лото» | 15 | 15 | 0 | |||
Итого: | 9.ч | 6,5ч. | 2,5ч. |
Учебный план на 2 год
№ п/п | Название темы, игры | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||||
Всего | Практика | Теория | |||||
Блок I. Социально-коммуникативное развитие | |||||||
1. | Д/и «Чудесный мешочек»; | 15 | 10 | 5 | Развлечение «Веселые игры» с использованием пособия «Игровой парашют» | ||
2. | Д/и «Найди ошибку»; | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Д/и «Что было до …»; Д/и «Кто больше вспомнит»; | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Д/и «Путешествие по комнате». | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Художник»; | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Д/и «Найди похожую»; Д/и «Найди игрушку»; | 15 | 10 | 5 | |||
7. | Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; | 15 | 10 | 5 | |||
8. | Развлечение «Веселые игры» Д/и «Перекати поле» «Доброе животное» с использованием пособия «Игровой парашют» | 15 | 10 | 5 | |||
Блок II. Художественно-эстетическое развитие | |||||||
1. | Д/и «На что это похоже»; | 15 | 15 | 0 | Выставка работ Игра «Бусы для мамочки» | ||
2. | Д/и «Удивительные краски | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Д/и «Собери букет»; | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Д/и «Раскрась по образцу»; | 15 | 15 | 0 | |||
5. | Д/и «Большие - маленькие»; | 15 | 15 | 0 | |||
6. | Д/и «Дорисуй»; | 15 | 10 | 5 | |||
7. | Д/и «Чего не хватает?» | 15 | 10 | 5 | |||
Блок III. «Формирование основ безопасности» | |||||||
1. | Д/и «Путешествие»; | 15 | 10 | 5 | Папка передвижка «Наша безопасность» Фотоотчет | ||
2. | Д/и «Где что можно делать»; | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Собери светофор»; | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения». | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Д/и «Правила поведения»; | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Д/и «Говорящие дорожные знаки»; | 15 | 15 | 0 | |||
7. | Уроки безопасности от тетушки Совы | 15 | 15 | 0 | |||
Блок IV. Речевое развитие | |||||||
1. | Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; | 15 | 10 | 5 | Фотоотчет Игровое занятии по лексической теме «Зима» на развитие речи | ||
2. | Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; | 15 | 15 | 0 | |||
5. | Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; | 15 | 10 | 5 | |||
7. | Итоговое занятии по лексической теме «Зима» на развитие речи | 15 | 10 | 5 | |||
Блок V. ФЭМП | |||||||
1. | Д/и «Сложи узор»; Д/и «Подбери по форме»; | 15 | 10 | 5 | Фотоотчет Итоговое занятие «Геометрическое лото» | ||
2. | Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Сходства-отличия»; | 15 | 10 | 5 | |||
3. | Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; | 15 | 10 | 5 | |||
4. | Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; | 15 | 10 | 5 | |||
5. | Д/и «Найди пару»;«Не ошибись»; | 15 | 10 | 5 | |||
6. | Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Какой цифры не стало?»; | 15 | 10 | 5 | |||
7. | Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Пройди к домику» Итоговое занятие «Геометрическое лото» | 15 | 10 | 5 | |||
Итого: | 9 ч. | 6,5ч. | 2,5ч. |
Учебно-тематическое планирование 1 год
I | Блок I. Сенсорное восприятие |
1. | Тема: Восприятие величины Игра "Разложи овощи в корзины" Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой - маленький, один - много. Теория: закрепить понятия «большой – маленький», «один – много». Практика: разложить предметы соответственно величине. |
2. | Тема: Восприятие цвета Игра «Фрукты» Цель: учить классифицировать предметы «фрукты» по цвету, по величине. Закреплять знание основных цветов «красный, желтый зеленый, синий». Теория: знание основных цветов «красный, желтый зеленый, синий». Практика: группировать фрукты по цветы, различать по величине, называть фрукты (показывать для не говорящих). |
3. | Тема: Восприятие величины Игра «Самый большой» «Грибочки в лесу» Цель: Учить воспринимать параметры величины большой, маленький. Учить различать больших и маленьких плоских фигур. Теория: формировать понятие «большой – маленький» Практика: брать предмет по словесной инструкции, соотносить с таким же, и наоборот, находить предмет по словесной инструкции |
4. | Тема: Восприятие цвета и формы Игра «Подбери заплатку к одежде Мишки» Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать, развивать мелкую моторику рук, словарный запас, цветовое восприятие, закрепить знания цвета. Теория: правильно подобрать заплатку по форме и цвету. Практика: «пришить» заплатку к штанишкам Мишки соответствующего цвета и формы. |
5. | Итоговое занятие по теме: Зрительное восприятие предмета Игра «Фрукты» Цель: Формировать устойчивые представления о величине (высокий -низкий), Учить детей сравнивать совокупности предметов. Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы. Практика: выполнять упражнение «Шнуровка», соотносит предметы «высокий – низкий», задание «Собери картинку», разрезные картинки. |
6. | Тема: Слуховое восприятие Игра «Домашние животные» Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания домашних животных, названиях их жилищ, и какие звуки издают. Развивать речь. Теория: названия домиков домашних животных «сарай» «седле» «будка» «корзина», звуки домашних животных Практика: разложить карточки с животными соответственно их домикам, произносить звуки, которые издают домашние животные |
7. | Тема: Слуховое восприятие Игра «Чей это голос?» Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь. Учить различать цвет и форму. Теория: знание домашних птиц, их голоса. Практика: выкладывать из геометрических фигуры домик для птиц; |
8. | Тема: Слуховое восприятие Игра « Что как звучит?» Цель: учить различать звуки, развивать слуховое восприятие Теория: правильно называть игрушки. Практика: издавать звуки музыкальными игрушками «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего цвета, |
9. | Итоговое по теме: Слуховое восприятие Игра «Где гремит, что звучит?» Цель: развивать слуховое восприятие; развивать речь. Практика: различать звуки домашних животных и птиц, называть их. Находить изображенияе по словесной инструкции |
10. | Тема: Восприятие целостного предмета Игра «Четвёртый лишний» Теория: правильно выделять признаки сходства. Практика: найти «четвертый» лишний транспорт, среди других |
11. | Тема: Восприятие величины Игра «По мотивам «Трех медведей» Цель: Развивать навыки сопоставления, сенсорного восприятия, внимания, изучение понятий – большой, средний, маленький. Теория: формировать понятие «большой – маленький - средний», чтение сказки «Три медведя» Практика: брать предмет по словесной инструкции, соотносить с таким же, и наоборот, находить предмет по словесной инструкции |
12. | Итоговое занятие по разделу «Сенсорное восприятие» Игра: «Бусы для мамочки» Цель: учить чередовать бусы по цвету, форме. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Различать и называть предметы «твердый-мягкий» |
II. | Блок 2 «Ознакомление с окружающим» |
1. | Тема: Природные явления Игра «День-ночь» Цель: закреплять полученные знания наблюдениями в природе. Развивать познавательный интерес; формировать знания о единстве природы Теория: знания о природном явлении «день- ночь» Практика: соотносить картинки соответственно деятельности и времени суток. |
2. | Тема: Времена года Игра «Когда это бывает?» Цель: учить определять времена года по характерным признакам. Теория: знание названий времени года Практика: соотносить карточки с временами года, с карточками характерных для них природных явлений, называть их. Игра «Собери картинку». |
3. | Тема: Животные Игра «Узнайте животного по описанию» Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление. Теория: знание названий домашних животных. Практика: отгадывание «Загадки о домашних животных» |
4. | Тема: Цветы Игра «Подоконник с цветами» Цель: Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах, и их роли для человека. Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Теория: забота о цветах Практика: распределить цветы на подоконники, соответственно цвету. |
5. | Игра: Лото «Кому нужна вода?» Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Теория: видеть объекты из групп «животные» «птицы» «растении» «предметы». Практика: накладывать капельки воды на те объекты, кому нужна вода. |
6. | Итоговое по теме «Природа и я» Игра «Календарь природы». Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа. Практика : соотносить картинки с явлениями и временами года, называть времена года, природные явления. Находить растения и животные на изображении. |
7. | Тема: Труд взрослых Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Теория: представление о профессии повара, врача, продавца Практика: умение определять, кому нужны, какие предметы для работы, называть их. |
8. | Игра «Угадай что в руке?» Цель: активизировать слова, обозначающие посуду; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений. Теория: знание предметов посуды. Практика: Закончите предложение с помощью картинок |
9. | Игра «Строим забор» Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Обогащать сенсорный опыт детей. Теория: знание представлений о профессиях Практика: Учить правильно открывать прищепку, прикреплять ее к домику, соответствующего цвету прищепки, согласованность движения рук, развивать тактильные ощущения |
10. | Игра «Кому нужны эти вещи?» Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Теория: знание о видах спорта (футбол, волейбол, хоккей) Практика: соотносить правильно картинку по словесной инструкции |
11. | Игра: лото «Транспорт» Теория: знания основных видов транспорта Практика: находить названый транспорт на изображении, находить такой же. |
12. | Итоговое занятие по теме: Предметы вокруг нас Сюжетно-ролевая игра: «Накроем стол к чаю» Цель: Закрепить названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды. Прививать правила этикета. Воспитывать умение четко выполнять правила игры. Практика: названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Игра «Разрезные картинки» Физкультминутка «Помощники» |
III. | Блок III. Я – исследователь |
1. | 1 Игра «Полеты в небе»» Цель: сформировать первичные представления о воздухе, развивать логическое мышление детей, в окружающем пространстве. Теория: знание представлений о воздухе, Практика: наблюдать за летящими воздушные шарики, листиками, перышками, и запускать их |
2. | Игра «В каждой пробке своя бутылка» Цель игры: развитие логического мышления. Теория: понимание карточки-схемы; Практика: соотносить пробки согласно образцу (карточки схемы) |
3. | Игра «Солнечные зайчики» Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность Теория: знание понятия «солнечный зайчик» Практика: пускать «солнечный зайчик» |
4. | Игра «Ворчливый шарик» Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. Теория: знание понятия «воздух» Практика: надуть шарик, выполнять игровые упражнения. |
5. | Игра «Послушный ветерок» Цель: знакомить с разной силой потока воздуха, его свойствами; развивать дыхание, смекалку, наблюдательность Теория: Знание понятия «ветер» Практика: демонстрация ветра; зарядка с движениями «Ветер дует нам в лицо» |
6. | Итоговое занятие на развитие зрительного внимания и логического мышления Игра «Веселый карандаш» (игра с предметами на развитие мелкой моторики) Цель: Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности. Учить дорисовывать, создавая образ. Развитие мелкой моторики руки. Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе Теория: знание функции карандаша, его цвета. Практика: дорисовывать предмет, создавая целостный образ |
7. | Игра «Назови часть целого» Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть). Теория: знание части предмета Практика: объединять части предмета в систему. |
8. | Игра «Найди пару» Цель. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. Формировать знания детей о цветах, знание детей о предметах посуды. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия. Теория: знание понятия «пара» Практика: находить пару предметов из предложенных |
9. | Игра «Найди и покажи» Цель: Учить детей называть предметы одежды и обуви на картинках, группировать картинки с изображением одежды по сезонам, закреплять знание геометрических фигур. Теория: знание названий одежды и обуви Практика: соотносить одежду по сезонам |
10. | Игра «Вспомни, на что похоже» Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур. Теория: знание геометрических фигур Практика: находить предметы на картинке, использовать в игре кубики Дьенеша. |
11. | 11 Игра «Построй по модели» Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели Теория: знание геометрических фигур Практика: складывать геометрические фигуры по образцу, складывать |
12. | Итоговое занятие на знакомство з геометрическими фигурами Игра «Геометрическое лото» Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек Кюизенера Практика: воспроизводить геометрические фигуры с помощью палочек Кюизенера |
Учебно-тематическое планирование 2 год
Блок I. Социально-коммуникативное развитие | ||||
1. | Д/и «Чудесный мешочек» | Теория: развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность; закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом; формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. Практика: выполнение игровых действий согласно содержанию игр; нахождение предметов по признакам; создание узора из геометрических фигур. | ||
2. | Д/и «Найди ошибку»; | |||
3. | Д/и «Что было до …»; Д/и «Кто больше вспомнит»; | |||
4. | Д/и «Путешествие по комнате». | |||
5. | Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Художник»; | |||
6. | Д/и «Найди похожую»; Д/и «Найди игрушку»; | |||
7. | Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; | |||
8. | Развлечение «Веселые игры» Д/и «Перекати поле» «Доброе животное» с использованием пособия «Игровой парашют» | |||
Блок II. Художественно-эстетическое развитие | ||||
1. | Д/и «На что это похоже»; | Теория: учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал; формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества; учить рисовать любую игрушку; развивать познавательные способности. Практика: рисование игрушки, работа по раскраскам, задания на дорисовывание, обводка по штриховым линиям. | ||
2. | Д/и «Удивительные краски | |||
3. | Д/и «Собери букет»; | |||
4. | Д/и «Раскрась по образцу»; | |||
5. | Д/и «Большие - маленькие»; | |||
6. | Д/и «Дорисуй»; | |||
7. | Д/и «Чего не хватает?» | |||
Блок III. «Формирование основ безопасности» | ||||
1. | Д/и «Путешествие»; | Теория: расширять представления детей о правилах дорожного движения; формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными; учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении; знакомить с правилами поведения в лесу. Практика: выполнение заданий согласно содержанию игры, складывание светофора, рисование дорожных знаков. | ||
2. | Д/и «Где что можно делать»; | |||
3. | Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Собери светофор»; | |||
4. | Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения». | |||
5. | Д/и «Правила поведения»; | |||
6. | Д/и «Говорящие дорожные знаки»; | |||
7. | Занятие «Уроки безопасности от тетушки Совы» | |||
Блок IV. Речевое развитие | ||||
1. | Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; | Цель: учить слушать и понимать короткие рассказы; формировать эмоциональную отзывчивость; способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность; развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь. Практика: выполнение речевых упражнений | ||
2. | Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; | |||
3. | Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; | |||
4. | Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; | |||
5. | Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; | |||
6. | Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; | |||
7. | Занятии по лексической теме «Зима – весна » на развитие речи | |||
Блок V. ФЭМП | ||||
1. | Д/и «Сложи узор»; Д/и «Подбери по форме»; | Теория: расширять знания о геометрических фигурах; упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей. Практика: выполнение заданий с цифрами и геометрическими фигурами
| ||
2. | Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Сходства-отличия»; | |||
3. | Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; | |||
4. | Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; | |||
5. | Д/и «Найди пару»;«Не ошибись»; | |||
6. | Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Какой цифры не стало?»; | |||
7. | Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Пройди к домику» Итоговое занятие «Геометрическое лото» |
1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемый результат работы: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит уровень познавательной деятельности и активности, но и интерес к интеллектуальным заданиям и доставит удовольствие от их выполнения.
К концу прохождения программы дети должны уметь:
- Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
- Освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по величине, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше).
- Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
- Воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же), находить пару предметов).
- Освоить слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
- Развить память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, обогатить свой словарь.
- Усвоить слова, обозначения природных явлений.
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ ΙΙ. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебно-тематический план 1 год
№п/п | Месяц | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие величиныИгра "Разложи овощи в корзины" | групповая комната | Открытое занятие «Веселые игры для ребят» по теме: Фрукты | ||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие цвета предмета Игра «Фрукты» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие величины Игра «Самый большой» «Грибочки в лесу» | групповая комната | ||||
октябрь октябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие цвета и формы Игра «Подбери заплатку к одежде Мишки» | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое занятие по теме: Зрительное восприятие предмета «Веселые игры для ребят» по лексической теме фрукты | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Слуховое восприятие Игра «Домашние животные» | групповая комната | Игровое занятие «Где гремит, что звучит?» | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие величины и цвета Игра « Воздушные шары» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Слуховое восприятие Игра «Что как звучит?» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое по теме: Слуховое восприятие Игра «Где гремит, что звучит?» | групповая комната | ||||
ноябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие целостного предмета Игра «Четвёртый лишний» | групповая комната | Выставка работ Игра «Бусы для мамочки | ||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Восприятие особых свойств предмета Игра «По мотивам «Трех медведей» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое занятие по теме: Сенсорное восприятие Игра «Бусы для мамочки» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Природные явления Игра «День-ночь» | групповая комната | Игра «Календарь природы» Фотоотчет | |||
декабрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Времена года Игра «Когда это бывает?» | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Животные Игра «Узнайте животного по описанию» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Цветы Игра «Подоконник с цветами» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра: Лото «Кому нужна вода?» | групповая комната | ||||
январь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое по теме: Природа и я Игра «Календарь природы». | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Тема: Труд взрослых Игра «Чьи инструменты?» | групповая комната | Фотоотчет Итоговое: Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю» | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Угадай что в руке?» | групповая комната | ||||
февраль | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Строим забор» | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Кому нужны эти вещи?» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра: лото «Транспорт» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое занятие по теме: Предметы вокруг нас Сюжетно-ролевая игра: «Накроем стол к чаю» | групповая комната | ||||
март | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Полеты в небе» | групповая комната | Фотоотчет Игра «Веселый карандаш» | ||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «В каждой бутылке своя пробка» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Солнечные зайчики» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Ворчливый шарик» | групповая комната | ||||
апрель | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Послушный ветерок» | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое занятие на развитие зрительного внимания Игра «Веселый карандаш» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Назови часть от целого» | групповая комната | Фотоотчет Итоговое занятие «Геометрическое лото» | |||
май | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Найди пару» | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Найди и покажи» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Вспомни, на что похоже» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Игра «Построй по модели» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Итоговое занятие на знакомство с геометрическими фигурами Игра «Геометрическое лото» | групповая комната |
Календарный учебно-тематический план 2 год
№п/п | Месяц | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Чудесный мешочек» | групповая комната | Развлечение «Веселые игры» с использованием пособия «Игровой парашют» | ||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Найди ошибку»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Что было до …»; Д/и «Кто больше вспомнит»; | групповая комната | ||||
октябрь октябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Путешествие по комнате». | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Художник»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Найди похожую»; Д/и «Найди игрушку»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Развлечение «Веселые игры» Д/и «Перекати поле» «Доброе животное» с использованием пособия «Игровой парашют» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «На что это похоже»; | групповая комната | Выставка работ Игра «Бусы для мамочки»
Папка передвижка «Наша безопасность» Фотоотчет | |||
ноябрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Удивительные краски | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Собери букет»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Раскрась по образцу»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Большие - маленькие»; | групповая комната | ||||
декабрь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Дорисуй»; | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Чего не хватает?» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Путешествие»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Где что можно делать»; | групповая комната | ||||
январь | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Собери светофор»; | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения». | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Правила поведения»; | групповая комната | ||||
февраль | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Говорящие дорожные знаки»; | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Занятие «Уроки безопасности от тетушки Совы» | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; | групповая комната | Игровое занятии по лексической теме «Зима» на развитие речи» | |||
март | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; | групповая комната | ||||
апрель | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Занятии по лексической теме «Зима – весна » на развитие речи | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Сложи узор»; Д/и «Подбери по форме»; | групповая комната | Фотоотчет Итоговое занятие «Геометрическое лото» | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Сходства-отличия»; | групповая комната | ||||
май | 16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; | групповая комната | |||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Найди пару»;«Не ошибись»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Какой цифры не стало?»; | групповая комната | ||||
16.00-16.20 | подгрупповая | 20 мин | Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Пройди к домику» Итоговое занятие «Геометрическое лото» | групповая комната |
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной Программы необходимы следующие условия:
- пространство для проведения игр и занятий;
- центр познавательного развития;
-компьютер, музыкальные записи, фотоопорат.
- игровой парашют
Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды центра познавательного развития:
1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).
2. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т.п.)
3. Маленькая ширма.
4. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
5. Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
6. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
7. Игра «Дорисуй картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов).
8. Палочки Кюизенера. Альбомы к ним.
9. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями — меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т.п.).
10. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных.
11. Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.
12. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики).
13. Блоки Дьенеша. Альбомы к ним.
14. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов по лексическим темам.
15. Разрезные картинки или пазлы по изучаемым лексическим темам.
16. Картинками по изучаемым темам.
17. Массажные мячики разных цветов и размеров.
18. Яркие прищепки и игрушки из них.
19. Игрушки-застежки.
20. Игрушки-шнуровки.
21. Крупный конструктор типа «Lego».
22. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1.Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.
2.Текущий контроль – контроль за усвоение знаний и умений на каждом занятии.
3.Промежуточная аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий по окончании каждой темы. Форма проведения: выставка, игровые занятия, фотоотчеты.
4.Итоговая аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Система оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов целевых ориентиров освоения программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем: наблюдений за ребенком, бесед, методик не тестового типа. Сочетание методов педагогической диагностики (беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностическая ситуация, диагностическое задание) обеспечивают объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга (2 раза - в начале и конце обучаемого периода) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности используемых методов работы. Периодичность позволяет не переутомлять воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активной деятельностью детей во время самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и в специально-организованной деятельности, а также в процессе анализа продуктов детской деятельности. Карты наблюдения детского развития позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Диагностический раздел включает в себя задания, направленные на определение уровня развития сенсорно-перцептивных, сенсорно- двигательных, графомоторных навыков, навыков невербальной коммуникации, общения, речи, познавательных процессов.
Диагностика уровня развития детей-инвалидов, является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. При определении уровня развития детей необходимо оценивать качественное содержание доступных им действий, а именно оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности.
Как наиболее значимые, мы предлагаем взять за основу следующие уровни осуществления деятельности (И.М. Бгажнокова):
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность;
- умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий предполагается использовать следующую градацию и условные обозначения:
- действие (операция) сформирована – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступна для выполнения – «НЕТ».
Результаты диагностики отображаются в индивидуальных картах развития детей.
Используемые методики обследования см. в Приложении.
2.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация и проведение учебного занятия
Включает следующие структурные элементы помимо основной части:
-инструктаж
1)вводный – проводится перед началом игры
2) текущий - проводится во время выполнения работы
3) заключительный
-динамические паузы
-подведение итогов, анализ, оценка работ. Подведение итогов, предусматривает рефлексию, коллективный анализ.
- приведение в порядок рабочего места.
Организация предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда определяется, как «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям;
- учет возрастных особенностей детей;
- реализацию различных образовательных программ;
Организация проведения программы
Рабочая программа реализуется в течение 36-и учебных недель года. В процессе обучения используются подгрупповые формы проведения. Занятия проводятся с малой подгруппой детей (2 человека) 1 раза в неделю.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных особенностей ребенка. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, схожие по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.
Основные приемы используемые в дидактической игре:
- Совместные действия детей и взрослого;
- Действия по подражанию действиям педагога;
- Действия по образцу, по словесной инструкции;
- Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления формируемых представлений;
- Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- Воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;
- Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Структурно каждое занятие-игра включает три этапа:
- Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
- Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.
Основные направления коррекционно-развивающей работы Программы:
1. Диагностическая работа включает:
- диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей -инвалидов;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка инвалида, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития детей-инвалидов (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребенка-инвалида коррекционных методов и приемов в игре в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие познавательной и речевой сфер; развитие сенсорного восприятия, мыслительных операций, развитие логического мышления ребенка
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания детей-инвалидов;
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителями (законным представителям), педагогическим работникам по вопросам связанных с особенностями познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями и др.
- проведение консультаций для родителей (законных представителей) по разъяснению важности использования дидактической игры в познавательном развитии ребенка-инвалида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - С-Пб., Детство-Пресс, 2003.
2.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: Владос; М.; 2010
3. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.: ДРОФА, 2010.
4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.
— М.:ВЛАДОС, 2007.
6. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде /Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. — СПб.: КАРО, 2006.
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. - М.: АРКТИ, 2000.
7. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: Просвещение, 2007.
8. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Программа дополнительного образования. Кружок "Подвижные игры". 1 класс
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Подвижные игры". 1 класс...
программа дополнительного образования "Спортивные игры"
Программа разработана для реализации в начальных классах. Темы и разделы выбраны с учётом имеющейся материальной базы и климатических условий....
программа дополнительного образования "Подвижные игры"
Программа кружка рассчитана на учащихся 8-9 лет. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики....
программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"
Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....