Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями
учебно-методический материал (2 класс)
Доклад на тему "Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsevalnaya_dvigatelnaya_terapiya.docx | 163.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Танцевальная двигательная терапия
Танцевальная двигательная терапия (танцетерапия)— это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом. Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и психики будет более здоровым. Во время танца можно распознать, пережить и выразить разные чувства и эмоции. В процессе танцедвигательной терапии возможно улучшить свои коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции, тренируется осознанность и формируется положительный образ себя. На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества, как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное отношение к своему телу.
В процессе танца мозг интегрирует информацию поступающих из визуальных, аудиальных, вестибулярных и соматосенсорной системы. Чтобы обработать всю поступающую информацию во время движения, разные участки коры головного мозга и подкорковые ядра срабатывают одновременно. Танец регулирует в организме уровень серотонина и дофамина. В свою очередь, уровень концентрации этих гормонов связан с усталостью, стрессом, бессонницей и другими факторами. Танец способствует когнитивным процессам, уровню концентрации, творчеству и спонтанности и налаживает контакт со своими внутренними ресурсами.
Существует несколько методов и техник для работы с телом: Внимание к телесным ощущениям; Эмоциональное двигательное выражение; Анализ; Повторное проживание. Организовываются разные группы танцевальной терапии. Клиническая является основной. Она может длиться несколько лет, но эффект будет гарантирован. Клиническая терапия хорошо помогает таким пациентам, у которых замечены нарушения в речи, в общении с другими людьми. Существует более трудный вид, который применяют к людям с психологическим проблемами. В основе метода лежит аналитическая психология. Танцетерапия проводится как индивидуально, так и в группе, где присутствуют другие пациенты. Данный вид помогает решить какие-либо конкретные психологические проблемы человека. Еще один метод танцевальной терапии создан для тех людей, которые не имеют проблем, но в их жизни их что-то не устраивает. Это им помогает обрести свое скрытое «я», по новому самовыражаться и взаимодействовать с другими людьми.
Показания к применению Люди с психологическими проблемами, а также здоровые люди, которые хотят обрести внутренний баланс, находят пользу в танцевальной терапии. Проблемы, которые способна решить такая терапия: Обеспечивает негативным эмоциям и агрессии безопасный выход; Помогает проанализировать и избавиться от плохих мыслей и чувств; Меняет отношение к своему телу на более осознанное; Помогает избавиться от проблем в общении с посторонними людьми, благодаря коммуникативному опыту, полученному в группе; Повышает самооценку и развивает творческие способности. Для тех, кто часто пребывает в плохом настроении, либо испытывает стресс, танцевальная терапия необходима. Также терапия помогает решить такие психологические проблемы, как ревность, неудовлетворение семейными отношениями, страхи, фобии, чувство одиночества, повышенное беспокойство.
С какими проблемами можно заниматься танцевальной терапией? Танцевальные терапевты работают с людьми в терапии, чтобы помочь им улучшить психологическое и физическое состояние. ТДТ — это универсальная форма терапии, основанная на идее, что движение и эмоция взаимосвязаны. Творческое выражение танцевальной терапии может укрепить коммуникативные навыки и вдохновить на динамичные отношения. Она обычно используется для лечения физических, психологических, когнитивных и социальных проблем. Физические проблемы: Хроническая боль Детское ожирение Рак Артрит Повышенное кровяное давление Сердечно-сосудистые заболевания Вопросы психического здоровья: Тревожность Депрессия Неупорядоченная еда Низкая самооценка Пост травматический стресс Когнитивные проблемы: Слабоумие Проблемы связи, коммуникабельность Социальные вопросы: Аутизм Агрессия / насилие Сложное социальное взаимодействие Семейный конфликт
Насколько эффективна танцевальная терапия? Исследования показали, что танцевальная терапия может быть эффективной при лечении вопросов психического здоровья, таких как неупорядоченное питание, депрессия и беспокойство. Некоторые недавние примеры включают: Исследование, проведенное журналом The Arts in Psychotherapy (2007), показало, что танцевальная терапия оказала положительное влияние на участников, испытывающих симптомы депрессии. Исследование, проведенное Американским журналом танцевальной терапии (2004), в котором участвовало 54 студента в программе профилактики насилия в отношении танцевальной терапии, показало, что агрессия среди участников уменьшилась, а социальное поведение увеличилось. Исследование от Alzheimer’s Care Today (2009) предполагает, что ТДТ может непосредственно улучшать воспоминание памяти у людей с деменцией. В обзоре литературы из American Journal of Dance Therapy указано, что ТДТ может быть хорошим вариантом лечения для детей в спектре аутизма. Благодаря своим социальным и физическим компонентам, танцевальная двигательная терапия также рассматривается как вариант лечения детского ожирения.
Ключевые принципы ТДТ Тело и ум взаимосвязаны, так что изменение одного воздействует на другого. Движение может выражать аспекты личности. Часть терапевтических отношений передается через невербальные средства. Движения могут быть символическими и представлять собой бессознательный процесс. Импровизация движения, экспериментирование могут привести к новым ощущениям и восприятию окружающей действительности. Особенности танцетерапии для детей Танцы являются одним из самых приятных способов терапии для детей. Танцевальные занятия есть в каждом детском саду. Здоровые дети просто прыгают под музыку в виде игры, а для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются танцевальные программы с лечебной направленностью. Врачи создали комплексы танцевальной терапии для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Танцевальная терапия — упражнения В танцевальной терапии используются специальные упражнения, такие как: Свободное раскачивание; Движения, которые требуют собранности и контроль над телом; Чередование собранности и расслабления; Передвижение по помещению строго определенным способом.
Занятия или танцевальные сессии состоят из нескольких этапов: На первом, терапевт выслушает тебя и выяснит, что на данный момент тебе важно и что ждёшь от процесса. В этот момент обговариваются все организаторские вопросы. Второй этап начинается с разогрева, которая занимает несколько минут и состоит из упражнений, которые в виде разминки подготавливают тело к работе. Выполняются спонтанные движения свободной формы под разную музыку. Упражнения включают в себя встряхивания, покачивания, хлопки. Основную часть составляют задания, направленные на достижение терапевтических целей. Этап состоит из разработки темы для всей группы, члены которой должны взаимодействовать друг с другом. В заключительной стадии занятия разрабатывается такая тема, которая сможет использовать все пространство, которое предоставлено группе. Последовательность действий и скорость участников должны меняться.
Третий этап — это этап завершения. Этап рефлексии, который необходим, чтобы сформулировать пережитое словами и углубить терапевтический процесс. Какой бы ни была твоя история, у тебя всегда есть выбор довериться и сделать шаг в неизвестность. Впусти движение в свою жизнь.
Заключение Танец, который основан на естественных импульсах своего тела и рожден из самой глубины души, способен разрушить многие барьеры в голове, а также помочь обрести себя настоящего. Рожденные спонтанно движения способны освободить нас от тревожных мыслей. Человек обретает новый способ мышления — через свое тело. В процессе такого лечения человек обретает гармонию и здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....
Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по танцевально-двигательной терапии:Создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...