МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по музыке на тему

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_sredstvo_profilaktike.rar20.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

В настоящее время предприняты серьёзные попытки привлекать музыкальное искусство в реабилитационных целях в условиях коррекционных учреждений. При грамотном подходе к решению, как коррекционных, так и общепедагогических задач, дети с ограниченными возможностями здоровья преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психологические процессы и свойства личности.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. В школе-интернате у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и потребность в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами, что составляет необходимое условие успешности развития ребенка и его интеграции в общество.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания является уроки музыки. Общегосударственная программа по пению и музыке для коррекционных школ под редакцией В.В.Воронковой состоит из разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети учатся воспринимать музыку. Слушание музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Изучение элементов музыкальной грамоты сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения детьми отвлечённых понятий.

Очень важными являются музыкальные занятия коррекционно-развивающего типа, которые решают задачи эмоционального развития детей, что является главным, поскольку мир чувств детей с ограниченными возможностями здоровья беден в своих проявлениях по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. В связи с этим в процессе музыкальных занятий я уделяю много внимания обучению детей умению правильно выражать свои чувства при помощи мимики, жестов, понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них. Например, в начальных классах практикую инсценировку песен.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия. Эти занятия могут быть объединены одной сюжетной линией или же одному из элементов может быть посвящено все занятие: игры и упражнения на закрепление пройденного на уроке материала, упражнения на расслабление, упражнения на выработку певческого дыхания, на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку, певческие упражнения на выработку четкости дикции, развития звуковысотности.

Использование речевых игр и упражнений позволяет развивать у детей музыкальность. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно, с удовольствием и «извлекается» без всякого труда. Так на уроках с младшими школьниками мы проводим игру «Ритмическое эхо». Дети  прохлопывают ритм, переносят его на шумовые инструменты. Особенно детям нравится пользоваться шумовыми коробочками, колокольчиками, погремушками, бубном при сопровождении музыкальных произведений. В школе сформирован ансамбль «Ладушки», который практикует выступления шумового оркестра на концертах.

Так же музыкальное воспитание осуществляю через вокальный кружок «Домисолька», в состав которого входят способные учащиеся старшего и младшего звена. Принимаем участие в конкурсах. Так учащаяся школы-интерната стала призёром на районном этапе конкурса детского эстрадного творчества «Я - автор» в номинации «вокал». Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе детского эстрадного творчества «Калейдоскоп», в районном молодёжном фестивале-конкурсе патриотической песни памяти воина-интернационалиста А.Романова. Участники кружка с удовольствием выступают на школьных концертах, в Доме ветеранов.

У детей с ограниченными возможностями здоровья особую трудность составляет пение веселых скороговорок и прибауток в быстром темпе. Поэтому, в пении я использую много вокальных упражнений: на развитие дыхания: диафрагмального, речевого, распевания на четкость дикции, расширение голосового диапазона. Детям очень нравится пропевать маленькие песенки, и проговаривать стихи со звучащими жестами. Наиболее интересны для них песни: «Весёлый музыкант», «Скок-поскок» и др.

Использование музыки открывает огромные возможности в коррекционной работе, позволяет оптимизировать процесс развития высших психических функций: мышления, памяти, внимания. Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях использую приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»). При организованном прослушивании музыки у детей отмечается  положительная динамика в их эмоциональном состоянии.

Таким образом, возможности  музыки  как  средства  профилактики и коррекции подробно исследованы и обоснованы.  Музыка  является незаменимым  средством  педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся.

Список литературы:

  1. Арт-педагогика и арт-терапия в музыкальной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, О.Л. Сергеева, В.Р. Шашкина и др. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 248 с.
  2. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. -176 с.
  3. Программы образовательных учреждений. Музыка 5-9 классы [Текст] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2005. - 48 с.
  4. Теория музыкального образования. [Текст]: учебник для студ. высш. пед. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр Академия, 2004. – 336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)

В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....

Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

цикл занятий включающие в себяэлементы  нейропсихологической коррекции...

Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....

ОВЗ: «Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»

Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; ...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ...